Предупреждение №СП-05/8643 Предупреждение №П05-51/2019 о прекращении действий (бездейст... от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №СП-05/8643 от 14.06.2019 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам поступило обращение оператора в сфере захоронения твердых коммунальных отходов ООО «УК «ЭкСПО» (вх.№7143) на действия регионального оператора ООО «Гринта» в части навязывания невыгодных условий о порядке оплаты по договору на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов.

Татарстанским УФАС России по итогам рассмотрения вышеназванных сведений установлено следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно протоколу от 06.07.2018 №070618/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО «Гринта».

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО «Гринта» заключено 22.08.2018 №57 сроком на 10 лет.

В зону деятельности регионального оператора ООО «Гринта» входит муниципальное образование «город Набережные Челны» и 22 муниципальный район Республики Татарстан, в том числе, Нижнекамский муниципальный район, на территории которого осуществляет деятельность заявитель.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 №10-189/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Гринта».

В связи с определением регионального оператора по Восточной зоне между ООО «Гринта» и оператора в сфере захоронения твердых коммунальных отходов ООО «УК «ЭкСПО» был заключен Договор на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов №14/2018 от 11.09.2018.

В соответствии с Договором №14/2018 расчет ООО «Гринта» производится в следующем порядке:

а) 75% стоимости услуг, оказанных в месяце, за который осуществляется оплата (расчетный месяц), вносится до истечения месяца, следующего за расчетным месяцем;

б) оплата за фактически оказанные услуги в расчетном месяце осуществляется в месяце, следующем за месяцем, когда были перечислены 75% стоимости услуг в соответствии с подпунктом а) пункта 4.3 настоящего договора с учетом средств, ранее внесенных региональным оператором в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном месяце.

Вышеназванный порядок расчетов за оказываемые услуги Оператора, а также новая система оборота твердых коммунальных отходов в целом по словам заявителя существенно ухудшает положение ООО «УК «ЭкСПО»: долговременное отсутствие оплаты за выполненные работы Оператора не позволяет ООО «УК «ЭкСПО» выполнить задачи, предусмотренные производственной программой, в том числе выполнение мероприятий на полигоне ТКО, содержание сотрудников и проч.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 №1094, вступившим в силу 27.12.2018 (т.е после заключения договора заявителем), внесены изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 №641, а именно ст. 38 предусмотрен новый порядок оплаты, согласно которому, если иное не предусмотрено условиями договора, фактически оказанные в истекшем месяце услуги оплачиваются в полном объеме до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Учитывая изложенное, ООО «УК «ЭкСПО» обратилось в ООО «Гринта» (исх.№39 от 25.03.2019) о подписании Дополнительного соглашения к Договору №14/2018, предусматривающего условие оплаты услуг Оператора до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Вместе с тем, заявителем получен отказ ООО «Гринта» (исх.№ОД-130 от 25.03.2019) от изменений условий по порядку оплаты на редакцию, предложенную заявителем.

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Как указывалось ранее, в силу прямого законодательного закрепления в рассматриваемом случае выход на рынок услуг регионального оператора в рассматриваемой (Восточной) зоне возможен только по результатам конкурсного отбора; замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка так же имеют прямое законодательное закрепление и определены границами Восточной зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Восточной зоне – ООО «Гринта» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты ООО «Гринта» соответствующего статуса и проведения нового отбора. Соответственно, ООО «Гринта» обладает признаками доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО, в связи с чем на него распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе запрет на навязывание контрагентам условий договора, невыгодных для него.

Тем самым, в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о полной оплате, такой отказ со стороны регионального оператора может указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Следовательно, отказ регионального оператора от включения условий в договор с оператором в сфере захоронения твердых коммунальных отходов, может свидетельствовать о признаках злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действие регионального оператора ООО «Гринта» содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в бездействии регионального оператора ООО «Гринта» (ИНН 1650326509, 423800, РТ, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, 29/63) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по проведению надлежащего отбора подрядчиков на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 15 июля 2019 года направить в адрес ООО «УК ЭкСПО» подписанный со стороны Регионального оператора договор (либо дополнительное соглашение к действующему договору) на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов, устанавливающий условия оплаты ООО «Гринта» фактически оказанных в истекшем месяце услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Дополнительно разъясняем, что неисполнение предупреждения антимонопольного органа влечет возбуждение дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к административной ответственности.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны