Решение №ВЧ-08/7934 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/28-541/2022 о нарушении законодате... от 22 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/7934 от 22.06.2022

08 июня 2022 г.                                                                                       г. Казань

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

рассмотрев дело № 016/05/28-541/2022 в отношении ООО «О-ЛИДЕР» (ОГРН 1197746016566, ИНН 7716928850, адрес: 129281, г. Москва, проезд Олонецкий, д.4, кор.2, эт. 5, пом. XII ком. 8 офис 3) и ООО «Союз Авто» (ИНН 6311190820, 443030, Самарская обл., г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3)  по факту распространения рекламы с текстом: «lada-kazan.ru. Новые LADA со скидкой до 545 000 р. LADA со скидкой 545 000 руб. у дилера! Кредит 1%. Без 1-го взноса! КАСКО в подарок!», содержащее признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) был выявлен факт распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «lada-kazan.ru. Новые LADA со скидкой до 545 000 р. LADA со скидкой 545 000 руб. у дилера! Кредит 1%. Без 1-го взноса! КАСКО в подарок!», содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

В качестве дополнительной информации к рекламе указано, что финансовые услуги оказывает ПАО «Плюс Банк», АО «Группа Ренессанс Страхование» и др.

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://lada-kazan.ru/auto/?utm_source=yandexrsy&utm_medium=cpc&utm_campaign=lada_general&utm_term=lada%20седан&yclid=1050156881368113157 .

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

 

 

                   Фотоизображение № 1.                              Фотоизображение № 2.

                 

Интернет страница, размещенная по адресу https://lada-kazan.ru/auto/?utm_source=yandexrsy&utm_medium=cpc&utm_campaign=lada_general&utm_term=lada%20седан&yclid=1050156881368113157, не содержит перечень условий, выполнение которых позволит потенциальному потребителю воспользоваться финансовой услугой с процентной ставкой в размере 1%, без 1-го взноса, предлагаемой в рекламе.

В ходе анализа данного сайта осуществлен переход во вкладку «кредит».

Фотоизображение представлено ниже:

Исходя из изображения, следует, что ставка по кредиту 1%, срок кредитования до 7 лет, первоначальный взнос 0 рублей.

Далее по сайту перечислены требования к заемщикам.

Фотоизображения представлены ниже:

Единственным способом установления подробных условий приобретения автомобиля, условий кредитования 1% без 1-го взноса, скидки 545 000р., КАСКО в подарок является возможность заказа звонка, для которго необходио указать номер телефона и фамилию, имя и отчетво, а также согласие на обработку персональных данных.

Фотоизображение представлено ниже:

При этом вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В том числе на сайте отсутствует информация об условиях страхования, вид страхования (личное/имущественное) и т.д.

При этом на анализируемом сайте отражена информация о банках-партнерах. Фотоизображения представлены ниже.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация с текстом: «lada-kazan.ru. Новые LADA со скидкой до 545 000 р. LADA со скидкой 545 000 руб. у дилера! Кредит 1%. Без 1-го взноса! КАСКО в подарок!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 254220/19  от 27.05.2019, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «О-ЛИДЕР» (ОГРН 1197746016566, ИНН 7716928850, адрес: 129281, г. Москва, проезд Олонецкий, д.4, кор.2, эт. 5, пом. XII ком. 8 офис 3).

По имеющейся у Яндекса информации, указанная реклама размещалась в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 03.02.2022 по 09.03.2022, регион показа: Республика Татарстан.

На основании вышеизложенного, Управлением в отношении
ООО «О-ЛИДЕР» (ОГРН 1197746016566, ИНН 7716928850, адрес: 129281, г. Москва, проезд Олонецкий, д.4, кор.2, эт. 5, пом. XII ком. 8 офис 3) было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3,  части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В рамках производства по настоящему делу ООО «О-ЛИДЕР» представлены пояснения (вх. № 4989 от 12.04.2022), исходя из которых следует, что на основании

Договора № 41Р/2021 от 30.07.2021, заключенного с ООО «Союз Авто» (ИНН 6311190820, 443030, Самарская обл., г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3).

Исходя из условий Договора следует, что ООО «О-ЛИДЕР» оказывает услуги по заключению договоров с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет ООО «Союз Авто» (Заказчик), по организации рекламной компании в сети интернет для Интернет-ресурса ООО «Союз Авто», либо его клиентов.  

ООО «О-ЛИДЕР» утверждает, что Общество не является рекламодателем и по смыслу заключенных договоров ответственность за содержание рекламных материалов не несет.

При этом Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно пункту 1 Договора № 41Р/2021 от 30.07.2021 услуги ООО «О-ЛИДЕР» по организации рекламной компании включают в себя:

-создание рекламных материалов,

-размещение рекламных материалов,

-настройка рекламных компаний,

-управление рекламными компаниями,

-предоставление статистики по рекламной компании (период ведения рекламной компании, бюджет, количество показов за период ведения компании, количество кликов, CPC, CTR),

-анализ целевой аудитории и подбор мест размещения (медиапланирование).

Кроме того, в адрес Управления поступили письменные пояснения ПАО «Квант Мобайл Банк» (вх. № 4497 ОТ 05.04.2022), исходя из которого следует, что в настоящее время в Банке действует кредитная программа автокредитования «АвтоПривилегия», а также кредитная программа автокредитования «Легкий Старт». Согласно условиям указанных программ процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от ряда параметров, а именно: от возраста ТС, срока кредитования, размера первоначального взноса, суммы кредита, страхования транспортного средства либо личного страхования.

Согласно размещенным на официальном сайте Банка тарифам, минимальная савка по автокредитованию при приобретении нового ТС или поддержанных ТС по программе «АвтоПривилегия» и «Легкий Старт» составляет 29,0 % годовых.

Таким образом, в пояснения ПАО «Квант Мобайл Банк» отсутствуют программы кредитования с процентной ставкой 1 %.

Между ПАО «Квант Мобайл Банк» и ООО «О-ЛИДЕР» действующие агентские договоры также отсутствуют.

АО «Группа Ренессанс Страхование» в пояснениях (вх. № 5191 от 15.04.2022) сообщило об отсутствии договоров на размещение рекламы, заключенных с ООО «О-ЛИДЕР».

В связи с необходимостью привлечения ООО «Союз Авто» (ИНН 6311190820, 443030, Самарская обл., г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3) в качестве лица в действиях, которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, Комиссией рассмотрение настоящего дела было отложено, а также у ООО «О-ЛИДЕР» и ООО «Союз Авто» запрошены пояснения и документы, свидетельствующие о передаче/получении информация с целью дальнейшего размещения рекламы на основании Договора № 41Р/2021 от 30.07.2021 (с приложением подтверждающих скриншотов, в том числе приписки с использованием сетей электросвязи).

До заседания Комиссии поступили пояснения АО «Группа Ренессанс Страхование» (вх. № 6866 от 23.05.2022), в которых Общество сообщило об отсутствии договоров на размещение рекламы, заключенных с ООО «Союз Авто».

ПАО «КВАНТ МОБАЙЛ БАНК» в пояснениях (вх. № 6927 от 24.05.2022) сообщил о наличии договора о сотрудничестве, заключенного между ООО «ПЛЮС Банк» и ООО «Союз Авто» № ДС-21-07-04 от 13.07.2021.

Исходя из информации, представленной ООО «О-ЛИДЕР» (вх. № 6583 от 17.05.2022) следует, что между ООО «О-ЛИДЕР» и ООО «Союз Авто» был заключен Договор № 41Р/2021 от 30.07.2021 г. и Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации от 30.07.2021 г. (Далее -Соглашение).

Любая информация, которой располагает ООО «О-ЛИДЕР», полученная в рамках договора-комиссии № 41Р/2021 от 30.07.2021 г., является конфиденциальной для сторон Договора и Соглашения.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно статье 34 Закона о рекламе юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, к которым относятся в том числе материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и носители информации, а также копии таких документов, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, и обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Таким образом, обязанность представления запрошенных антимонопольным органом документов возложена, в том числе, и на юридическое лицо и наличие режима конфиденциальности в виде коммерческой тайны не является препятствием исполнению данной обязанности.

Неисполнение требований статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что Общество сообщило о том, что в процессе согласования для размещения рекламных материалов, действительно велась переписка между ООО «О-ЛИДЕР» и ООО «Союз Авто». В настоящее время ее восстановить не представляется возможным, поскольку messendger настроен таким образом, что переписка удаляется автоматически еженедельно.

07.06.2022 в адрес Управления поступили пояснения ООО «О-ЛИДЕР» (вх.
№ 7603), согласно которым ООО «О-ЛИДЕР» сообщило, что согласно Договору
№ 41Р/2021 от 30.07.2021 г. Исполнитель размещает только ту информацию, которая была предоставлена Заказчиком. Выйти за рамки условий договора, либо разместить информацию, которая изначально не была предоставлена Заказчиком, у ООО «О-ЛИДЕР» такое право отсутствует в силу Договорных обязательств.

В подтверждение указанных в письме доводов, ООО «О-ЛИДЕР» сослалось на п. 2.1.1. Договора, согласно которому, Исполнитель (ООО «О-ЛИДЕР») обязан ответственно исполнять поручение Заказчика (ООО «Союз Авто»).

Согласно п. 2.2.1. Договора; Заказчик обязан предоставлять рекламную информацию необходимую для проведения рекламной кампании не позднее 5-ти рабочих дней до начала рекламной кампании. Качество рекламных материалов должно соответствовать требованиям собственника рекламной площадки.

Согласно п. 2.2.4. Договора, Заказчик обязан, осуществлять принятие результатов работ путем подписания Актов об оказанных услугах, либо, в сроки, указанные в п. 2.1.4. Договора предоставить письменный мотивированный отказ от приемки оказанных услуг (выполненныхработ). (Ранее предоставлены по первоначальному запросу).

Согласно п. 2.2.5. Договора, Заказчик обязан, обеспечить соблюдение требований действующего законодательства РФ о рекламе, об авторских правах и смежных правах, правил, норм и условиях, действующих у рекламодателя и рекламопроизводителя (в отношении содержания рекламных материалов, передаваемых ИСПОЛНИТЕЛЮ, а также прав, принадлежащих третьей стороне).

Согласно п. 2.2.6. Договора, Заказчик обязан, в случае возникновенья претензий (уведомлений/распоряжений) от уполномоченных органов о содержании рекламных материал эв, ЗАКАЗЧИК самостоятельно и за свой счет регулирует указанные претензии. ЗАКАЗЧИК несет ответственность за содержание рекламного изображения, юридическую правомерность использования логотипов, названий фирм, за ненадлежащую рекламу и т.п., в соответствии с законодательством РФ.

При этом Комиссия Управления отмечет, что указанный Договора в разделе 2 предусматривает обязанности ООО «О-ЛИДЕР» (Исполнитель).

Согласно п. 2.1.2. Исполнитель обязан проводить техническую экспертизу предоставленных ЗАКАЗЧИКОМ материалов в самостоятельно установленном им порядке. В случае если предоставленный ЗАКАЗЧИКОМ макет рекламных материалов, по мнению ИСПОЛНИТЕЛЯ, содержит информацию или изображение, противоречащую действующему законодательству, письменно уведомить об этом ЗАКАЗЧИКА не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Макета рекламных материалов соответствующего Бренда или получения отказа в размещении со стороны собственников Интернет-ресурсов.

В п. 2.1.3. Исполнитель обязан разрабатывать и предоставлять на утверждение ЗАКАЗЧИКА Медиаплан рекламной кампании, оформленный в виде Приложения к настоящему Договору и являющийся его неотъемлемой частью. Обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных в Медиаплане. С использованием собственных технических возможностей или возможностей третьих лиц произвести размещение Рекламы на Рекламных местах в соответствии с Приложениями к настоящему Договору.

При изложенных обстоятельствах Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в разработке и утверждение содержания спорного рекламного объявления участвовали ООО «О-ЛИДЕР» и ООО «Союз Авто», поскольку указанными обществами осуществлюсь полное или частичное приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Недостоверной признается реклама, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Учитывая, что рекламные кампании размещались по заказу ООО «Союз Авто», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Союз Авто».

В соответствии с ч. 8 статьи 38 рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В рассматриваемо случае рекламопроизводителями являются ООО «Союз Авто» и ООО «О-ЛИДЕР».

Рекламораспространителем является ООО «О-ЛИДЕР».

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении ООО «Союз Авто» и ООО «О-ЛИДЕР» требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «О-ЛИДЕР» (ОГРН 1197746016566, ИНН 7716928850, адрес: 129281, г. Москва, проезд Олонецкий, д.4, кор.2, эт. 5, пом. XII ком. 8 офис 3) и ООО «Союз Авто» (ИНН 6311190820, 443030, Самарская обл., г. Самара, ул. Спортивная, д. 14, ком. 3) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в поисковой системе «Яндекс» с текстом: «lada-kazan.ru. Новые LADA со скидкой до 545 000 р. LADA со скидкой 545 000 руб. у дилера! Кредит 1%. Без 1-го взноса! КАСКО в подарок!», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

ООО «Союз Авто» и ООО «О-ЛИДЕР» выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны