Решение №ИП-06/9632 Решение по делу №016/01/15-172/2019 от 1 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/9632 от 01.07.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/15-172/2019 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части непроведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в отсутствии:

 - представителя Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан, извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела №016/01/15-172/2019  о нарушении антимонопольного законодательства послужило неисполнение Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет) предупреждения о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района согласно утвержденным схемам размещения нестационарных торговых объектов.

Основанием для направления Исполнительному комитету предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, являются выявленные нарушения в ходе проведения плановой выездной проверки.

В связи с наличием в действии (бездействии) Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части непроведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение о необходимости проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района согласно утвержденным схемам размещения нестационарных торговых объектов.

Срок исполнения предупреждения - в течение 60 дней с момента получения предупреждения. Указанное предупреждение было получено 07.12.2018 г.

О выполнении данного предупреждения Исполнительному комитету Актанышского муниципального района надлежало сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, однако документы, подтверждающие, что выданное предупреждение не может быть выполнено в установленный срок, не представлены.

В ответ на предупреждение о необходимости проведения торгов на право заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, Исполнительный комитет Актанышского муниципального района РТ направил в адрес УФАС по РТ письмо от 04.03.2019 (Вх. №3428), в котором излагалась следующая информация: - «в бюджете Актанышского муниципального района Республики Татарстан заложены средства на проведение торгов по предоставлению земельных участков на сумму 50 тысяч рублей. На сегодняшний день идут работы по подготовке документов на заключение договора, по оказанию услуг в организации и проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды объектов недвижимости. Так же руководством района ежемесячно проводятся совещания с предпринимателями района, где обсуждаются наиболее острые вопросы взаимодействия власти и бизнеса, и не разу не поступали вопросы об организации нестационарных торговых точек. Сведения о проведении торгов будут объявлены после определения поставщиков данной услуги»

Однако данные действия Исполнительного комитета Актанышского района не могут расцениваться Комиссией по рассмотрению дела 016/01/15-172/2019 как направленные на исполнение предупреждения, поскольку из буквального содержания текста предупреждения следует, что Исполнительному комитету необходимо в течение 60 дней провести торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского района.

Действия направленные Исполнительным комитетом, а именно, финансирование программы по проведению торгов на право предоставления земельных участков, осуществление подготовки документации на право заключения договоров, обсуждение вопросов с предпринимателями и т.д. не может расцениваться Комиссией Татарстанского УФАС России иначе, чем ущемление прав и законных интересов лиц, заинтересованных в заключении договоров на размещение нестационарных объектов, поскольку  из содержания предупреждения Исполнительному комитету провести торги, также УФАС по РТ установлены конкретные сроки для устранения выявленных нарушений.

При этом в тексте предупреждения отсутствует указание на необходимость проведения перечисленных в ответе Исполнительного комитета действий.

Таким образом, предупреждение Татарстанского УФАС России №П06-148/2018 от 07.12.2018 (исх. ИП-06/19605) в установленные сроки не исполнено, нарушение антимонопольного законодательства не устранено.

Вышеуказанные действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 18.03.2019г. №01/122-к о возбуждении дела и создании комиссии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района, выразившееся в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В результате рассмотрения дела №016/01/15-172/2019 Комиссией были установлены следующие обстоятельства:

Постановлением № ПР-806 от 29.11.2011 года [должностного лица] Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан  утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района Республики Татарстан. Данной схемой предусмотрено размещение 7 нестационарных торговых объектов.

Постановлением Актанышского сельского Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 17.07.2017 г. № 17 утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Так, согласно положению №3 постановления Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан утвержден порядок заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, а именно, предоставление заявителям права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения, осуществляется на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Актанышского сельского поселения заключается между Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района и хозяйствующим субъектом.

Вместе с тем, с момента вынесения настоящего постановления у утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского района Республики Татарстан прошло 2 года, торги не проводились, в результате бездействия хозяйствующие субъекты лишены возможности осуществления предпринимательской деятельности, так как без договоров недопустимо занимать муниципальные земли.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Согласно данному принципу, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица использует в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том еѐ виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно предоставленной информации Исполнительным комитетом Актанышского муниципального района Республики Татарстан, договоры на размещение нестационарных торговых объектов не заключались, торги на право заключения данных договоров не проводились. Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, к участию в торгах.

Исполнительный комитет выступает единственным лицом на рынке предоставляющим право на размещение нестационарных объектов на территории Актанышского  муниципального района Республики Татарстан.

Учитывая, что право на размещение нестационарных торговых объектов должно быть выставлено на продажу на территории Актанышского муниципального района, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – право на размещение НТО на территории Актанышского муниципального района.

Таким образом, географические границы рынка продажи права на размещение НТО в рассматриваемом случае определены территорией Актанышского  муниципального района Республики Татарстан.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами Актанышского муниципального района.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Вышеуказанные действия Исполнительного комитета недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действии Исполнительного комитета имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, что приводит или может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 016/01/15-172/2019.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан, в части бездействия органа муниципальной власти, выразившиеся в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «в», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Исполнительному комитету Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Комиссией установлено, что Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан в рассматриваемый период не проводили аукционы на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

В целях обеспечения конкуренции и устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства Исполнительному комитету Актанышского муниципального района Республики Татарстан необходимо будет совершить действия, направленных на проведение торгов в виде аукциона на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Актанышского района, в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Исполнительный комитет Актанышского муниципального района Республики Татарстан, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия органа муниципальной власти, выразившиеся в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Актанышского муниципального района, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Исполнительному комитету Актанышского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или)  устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны