Определение №АЯ-08/6848 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/18- 853/2020 по призн... от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-08/6848 от 25.05.2020

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – заместитель руководителя, рассмотрев материалы дела в отношении ИП Абдулаева М.Б. (<…>, ОГРНИП: 319774600061161, ИНН: 053101751378, Дата присвоения ОГРНИП: 01.02.2019) и ИП Усова Р.В. (<…>, ОГРНИП: 319554300016836, ИНН: 550767384168, Дата присвоения ОГРНИП: 28.02.2019) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступили обращения <…> (Вх. 5618/ж от 22.04.2020, № 5619/ж от 22.04.2020г., 5620/ж от 22.04.2020) по факту несанкционированных СМС-сообщений рекламного характера на мобильный номер <…>. Рекламные СМС-сообщений были отправлены заявителю с  номеров <…>, <…>, <…>. Согласия на получение подобных звонков абонент не давал. Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18  Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

 «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Пункт 21.1 статьи 2 Федерального закона «О связи» закрепляет понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, под которой понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Поскольку Федеральный закон «О связи» не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя в том числе рассылку сообщений рекламного характера.

При этом понятие рассылки включает в себя только сообщения, направляемые с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (то есть, например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров) и сообщения, направляемые автоматически. Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренные договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи, и не являющиеся автоматическими, не подпадают под указанное понятие рассылки.

Статья 44.1 Федерального закона «О связи» устанавливает порядок осуществления рассылки.

Соответственно, при осуществлении рассылок по сетям электросвязи сообщений рекламного характера с «коротких» и «буквенных» номеров, а также автоматических рассылок должны соблюдаться требования статьи 44.1 Федерального закона «О связи».

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с данной нормой согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного требования).

В соответствии с частью 2 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Данная норма, по мнению специалистов ФАС России, закрепляет положение, согласно которому оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, выполняет не только функции доставки сообщения, но также обеспечивает направление сообщения в сеть электросвязи, соответственно имеет правовую и техническую возможность оценить содержание сообщения, в том числе наличие у сообщения рекламного характера, и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на получение такой рассылки.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, в случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с «коротких» и «буквенных» номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение статьи 18 данного закона ответственность несет рекламораспространитель. Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения дела Управлением был отправлен запрос в  ПАО «Ростелеком». В соответствии с полученной информацией номер <…> принадлежит ИП Абдулаеву М.Б. (<…>, ОГРНИП: 319774600061161, ИНН: 053101751378, Дата присвоения ОГРНИП: 01.02.2019).

Согласно информации ПАО «Ростелеком» телефонные номера <…>, <…> выделены ИП Усову Р.В. (<…>, ОГРНИП: 319554300016836, ИНН: 550767384168, Дата присвоения ОГРНИП: 28.02.2019)

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, рассылаемая на указанный номер <...> содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена по сетям электросвязи; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, предоставляемого соответствующими рекламодателями.

Рекламораспространителем является ИП Усов Р.В. (<…>, ОГРНИП: 319554300016836, ИНН: 550767384168, Дата присвоения ОГРНИП: 28.02.2019) и ИП Абдулаев М.Б. (<…>, ОГРНИП: 319774600061161, ИНН: 053101751378, Дата присвоения ОГРНИП: 01.02.2019).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №016/05/18-853/2020 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона  «О рекламе».

2. Назначить дело №016/05/18-853/2020 к рассмотрению на 17 июня 2020г. в 15 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Абдулаева М.Б. (<…>, ОГРНИП: 319774600061161, ИНН: 053101751378, Дата присвоения ОГРНИП: 01.02.2019) и ИП Усова Р.В. (<…>, ОГРНИП: 319554300016836, ИНН: 550767384168, Дата присвоения ОГРНИП: 28.02.2019).

4.  ИП Абдулаеву М.Б. в срок до 15 июня 2020 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru с дублированием to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

 разрешение, согласие <…> номер телефона  <…> на получение смс-рассылок от ИП Абдулаева М.Б. (с приложением подтверждающих документов);

 информацию о том, каким образом осуществлялась рассылка СМС-сообщений на номер абонента (кто утверждает текст и порядок СМС-рассылки с приложением соответствующих документов);

иные документы и сведения, относящиеся к данной СМС-рассылке (при наличии);

 письменные объяснения по вышеизложенным фактам, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. письменные объяснения по вышеизложенным фактам, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

5. ИП Усову Р.В. в срок до 15 июня 2020 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru с дублированием to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

 разрешение, согласие <…> номер телефона  <…> на получение смс-рассылок от ИП Усова Р.В. (с приложением подтверждающих документов);

 информацию о том, каким образом осуществлялась рассылка СМС-сообщений на номер абонента (кто утверждает текст и порядок СМС-рассылки с приложением соответствующих документов);

иные документы и сведения, относящиеся к данной СМС-рассылке (при наличии);

 письменные объяснения по вышеизложенным фактам, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. письменные объяснения по вышеизложенным фактам, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны