Предупреждение №АЯ-06/7494 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № П06-33/2022 о прекращении действий (бездейс... от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/7494 от 10.06.2022 г.

В адрес Татарстанского УФАС России (далее также Управление) через Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан поступило обращение (вх. №4813 от 08.04.2022г.) по факту размещения конструкции с текстом «Лучше, чем ЛОМБАРД» с бегущей строкой «0% на 5 дней» по адресам: РТ, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 43, 1 этаж и г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96, 1 этаж.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения, а также установления наличия либо отсутствия признаков нарушения действующего законодательства в сфере размещения наружной рекламы Управлением был направлен запрос в адрес Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

По результатам изучения представленной исполнительным комитетом информации: документов и фотоматериалов, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В ответ на запрос информации Управления (исх. №ВЧ-08/5695 от 29.04.2022г.) в рамках рассмотрения поступившего обращения (вх. №4813 от 08.04.2022г.) Исполнительный комитетом Альметьевского муниципального района РТ направил письмо (вх. №6223 от 11.05.2022г.), согласно которому Исполнительным комитетом разрешение на установку и эксплуатацию конструкции с текстом «Лучше, чем ЛОМБАРД» с бегущей строкой «0% на 5 дней» по адресу: г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96, 1 этаж не выдавалось.

Также к письму Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района приложены фотоматериалы входной группы, расположенной по вышеуказанному адресу:

- г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96, 1 этаж

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае рекламируются финансовые услуги, а именно услуги комиссионного магазина, обозначена стоимость услуги (0%), срок услуги (5 дней), а также указано, что комиссионный магазин «ГРААЛЬ» лучше чем «ЛОМБАРД», то есть выражение направленное на создание представления о превосходстве расположенного по данному адресу комиссионного магазина над ломбардами, услуги которых оказываются иными лицами, осуществляющими деятельность в том числе на территории г. Альметьевска («Союз ломбардов», «СКС Ломбард», «585 Золотой», «Автоломбард», «Первый ломбард», «Инвест» и др.).

В указанном месте располагается комиссионный магазин (профиль деятельности) «ГРААЛЬ» (название), а не Ломбард, и при этом на бегающей строке обозначены условия оказания услуг, а не ассортимент реализуемых товаров и услуг.

Кроме того в соответствии с письмом ФАС России от 27.12.2017г. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе, решениями судов по делам № А28-12028/2016, №А43-17212/2015, №А51-3119/2010, №А51-7177/2009.

Таким образом, проанализировав представленные Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района фотоматериалы, а также нормы действующего законодательства о рекламе, Управление приходит к выводу, что информация, распространяемая по адресу г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96, 1 этаж с текстом «Лучше, чем ЛОМБАРД» (боковая часть конструкции) «ГРААЛЬ», а также в виде электронного табло (бегущая строка) «0% на 5 дней» (фронтальная, лицевая часть конструкции) является именно рекламной конструкцией, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе. При этом, Управлением установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рассматриваемой рекламной конструкции отсутствует.

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (пункт 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, одним их необходимых условий установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа документы и сведения подтверждают, что в результате бездействия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, в части не принятия мер по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, недобросовестные хозяйствующие субъекты (в том числе, владелец комиссионного магазина «ГРААЛЬ») эксплуатируют рекламные конструкции без соответствующего разрешения на установку рекламной конструкции, в целях осуществления предпринимательской деятельности, получают необоснованное преимущество при рекламировании своих товаров, услуг в целях привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к такому объекту и его продвижение на рынке, что не может не влиять негативным образом на конкуренцию.

Согласно позиции ФАС России, которая была отражена в Письме ФАС России от 17.07.2019 г. №ИА/61348/19 «О направлении Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы», бездействия органа местного самоуправления, выраженное в не демонтаже незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (без действующих разрешений и (или) договоров) на подведомственной им территории содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, факт размещения рекламной конструкции в месте, непредусмотренной схемой, и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод, что Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в должной мере не осуществляется контроль за размещением рекламных конструкций и не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.

На основании вышеизложенного, Управление приходит к выводу о наличии в бездействии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части отсутствия контроля за размещением рекламных конструкций на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в части отсутствия контроля за размещением рекламных конструкций на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятия соответствующих мер по совершению действий в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, в части согласования, выдачи разрешения на установку рассматриваемой рекламной конструкции, или по демонтажу незаконно размещенной рекламной конструкции по адресу г. Альметьевск, ул. Герцена, д. 96, 1 этаж с текстом «Лучше, чем ЛОМБАРД» (боковая часть конструкции) «ГРААЛЬ» с бегущей строкой (электронное табло) «0% на 5 дней» (фронтальная, лицевая часть конструкции).

Предупреждение должно быть исполнено в течение 60 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны