Определение №ВЧ-08/3310 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-432/2023 по признак... от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/3310 от 06.04.2023 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ИП <…> (ИНН: 164500491877, адрес: <…>) по факту распространения рекламы с текстом: «Деньги в обмен на золото» по адресу: г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (вх № 2972 от 24.03.2023) по факту размещения рекламы с содержанием «Деньги в обмен на золото» по адресу: г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Исходя из обращения следует, что ИП <…> (ИНН: 1650384483) осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25

По адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25 располагается офис ИП <…>. Снаружи и внутри офиса размещена реклама следующего содержания: «Деньги в обмен на золото».

Фотоизображение приведено ниже:   

<…>

По адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25 на электронном табло, расположенном над окном салона, демонстрируется информация следующего содержания: «ДЕНЬГИ в обмен на ЗОЛОТО» и «Мы лучше чем ЛОМБАРД».

Фотоизображение приведено ниже:   

<…>

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом
«О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – финансовые услуги, предоставляемые ИП <…>.

Реклама «Салон украшений Российское СЕРЕБРО» направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В данном случае отсутствие у ИП <…>, осуществляющей деятельность под брендом «Салон украшений Российское СЕРЕБРО» статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России квалифицируется как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона «О рекламе»,  оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Пунктом 1 статьи 358 ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами. При этом согласно пункту 3 данной статьи закладываемые вещи передаются в ломбард.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Из положений главы 4 Закона «О ломбардах» следует, что в случае, если заемщик не погашает обязательства перед ломбардом в срок, установленный договором займа, то по истечении установленного статьей 10 Закона льготного срока, ломбард вправе обратить взыскание на невостребованную вещь путем ее продажи (часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13), с целью удовлетворения требований ломбарда к заемщику (часть 1 статьи 13).

Таким образом, договор займа подразумевает передачу заложенной вещи в ломбард, поскольку именно из стоимости заложенной вещи подлежат удовлетворению требования ломбарда в случае невозврата денежных средств заемщиком.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 5, частями 13 и 14 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление возбуждает данное дело в отношении ИП <…> (<…>), которое в рассматриваемом случае является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 016/05/5-432/2023 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 и 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. Назначить дело № 016/05/5-432/2023 к рассмотрению на 03 мая 2023 года в 09 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

Признать лицами, участвующими в деле:

-  заявителем - Волго-Вятское главное управление Банка России (603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26, БИК 042202001);

- лицом, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <…> (<…>).

4. ИП <…> в срок до 28 апреля 2023 (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru с дублированием to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню.

- копии договоров на изготовление и распространение рекламы с текстом: «Деньги в обмен на золото», с приложением документов, подтверждающих их исполнение, в том числе оплату по указанным договорам.  

- информация о сферах деятельности ИП <…> в 2022, 2023 годах;

- документы, лицензии, разрешения, позволяющие ИП <…> оказывать финансовые услуги;

- копии договоров аренды помещения по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, пом. 1000;

- сведения о выручке ИП <…> за 2022, за 2023 годы, с приложением подтверждающих документов;

- доверенность и копия паспорта (при себе иметь оригинал) представителя ИП <…>;

-иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.

5. Волго-Вятскому главному управлению Банка России (603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26, БИК 042202001) в срок до 28 апреля 2023 представить (на электронную почту to16@fas.gov.ru с дублированием to16-<…>@fas.gov.ru) иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка представителя ИП <…> обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к «TrueConf» по обязательному заблаговременному уведомлению Управления. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны