Решение №АЯ-04/4121 Решение по делу №016/07/3-577/2024 от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/4121 от 26.04.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «ТАТЭНЕРГО» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителей ООО «ДПО-КЗСК» – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев по видеоконференции жалобу заявителя ООО «ДПО-КЗСК» на действия АО «ТАТЭНЕРГО» при проведении закупки №32413377897 на предмет: «Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности (с использованием пожарного депо, пожарной техники, пожарного инструмента Исполнителя) для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1»

УСТАНОВИЛА:

Способ размещения закупки          - открытый запрос цен в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора – 53 303 524,01 руб.

Предмет закупки - Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности (с использованием пожарного депо, пожарной техники, пожарного инструмента Исполнителя) для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1. Относительно довода заявителя о несоответствии победителя закупки в части времени прибытия первого подразделения к месту вызова и неправомерном установлении данного условия в качестве критерия оценки.

Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.

Критерием 3 пункта 11 Технического задания установлено следующее:

 

Наименование группы критериев

№ критерия

Наименование критерия

Максимальный балл по критерию

Порядок присвоения балловой оценки

Наименование документа, необходимого для присвоения балловой оценки

1

2

3

4

5

6

Благонадежность Участника

 

3

Наличие у Участника во владении и в пользовании или в пользовании следующих материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора:

- Здание пожарного депо в соответствии со ст.76,77 Главы 17 Общие требования пожарной безопасности по размещению зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", размещенное таким образом, чтобы время прибытия первого подразделения к месту вызова, указанному в п.2.2 настоящего Технического задания, не превышало 10 минут;

- Автоцистерна грузоподъемностью шасси свыше 20 тонн легкого типа в количестве не менее 1шт основного типа и не менее 1 шт резервного. (Приказ МЧС России от 15.10.2021 N 700 "Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66107);

- Центробежный насос производительностью 40л/с не менее 1 ед. "ГОСТ Р 52283-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Насосы центробежные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2019 N 1266-ст);

- рукава (шланги) и стволы, работающие под высоким давлением до 2,0 МПа.

10

- полное соответствие критерию – максимальный балл, который может быть присвоен по данному частному критерию;

- несоответствие или не полное соответствие критерию – 0 баллов.

 

 

 

1) Справка о материально-технических ресурсах по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке;

2) копии документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов:

- в отношении транспортных средств, машин и других видов техники, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация – копии свидетельств о регистрации транспортных средств, машин (самоходных машин) и других видов техники (или копии паспортов транспортных средств);

- в отношении недвижимого имущества – копии свидетельств о регистрации или выписок из Единого государственного реестра недвижимости;

- в отношении прочих материально-технических ресурсов – копии паспортов;

3) в случае использования материально-технических ресурсов по договору – копии таких договоров (в том числе договоров аренды, лизинга имущества), со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (в том числе о пролонгации договора), действующих на дату подачи заявки на участие в закупке; кроме того, если в таком договоре не указан срок действия и (или) содержится условие о пролонгации договора по окончании срока действия без заключения дополнительного соглашения к договору – копия письма от контрагента Участника о том, что договор является действующим и фактически исполняется на дату подачи заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.2 Технического задания места выполнения работ (оказания услуг):

- на территории Заказчика по адресу Филиал АО «Татэнерго» – Казанская ТЭЦ-1, 420054, Республика Татарстан, г.о. город Казань, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 125. (Котлотурбинный цех, Электрический цех, Химический цех, Топливный цех), ул. Лебедева,18 (цех ПГУ парогазовых установок), ул. Прогонная (Береговая насосная «Волга») – в части работ (услуг) - «Выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности (с использованием пожарного депо, пожарной техники, пожарного инструмента Исполнителя) для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1».

По мнению заявителя, заявка ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» в части времени прибытия первого подразделения к месту вызова не соответствует указанному критерию, так как здание пожарного депо ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» расположено по адресу: ул. Г. Казань, ул. Тихорецкая, 7. Вместе с тем, расстояние от ул. Тихорецкая, 7 до ул. Габдуллы Тукая, 125, согласно сведениям «Яндекс карты» составляет от 13 до 19 минут при отсутствии пробок, что существенно больше 10 минут.

Также согласно доводу Заявителя, условие «время прибытия первого подразделения к месту вызова до 10 минут» должно быть не критерием, а обязательным требованием для участника закупки, при отсутствии которого такая заявка должна быть отклонена. Из указанного следует, что заявке ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» не только не должно быть присуждено 0 баллов согласно критерию №3, но и также данная заявка должна быть отклонена, так как оказываемые услуги в таком случае не будут соответствовать минимально необходимым требованиям пожарной безопасности.

Из представленных Заказчиком пояснений и документов следовало, что для определения времени прибытия пожарного автомобиля Победителя на место вызова Заказчик разделил расстояние (от Здания пожарного депо до Казанской ТЭЦ-1) на скорость. Расстояние от Здания пожарного депо Победителя до Казанской ТЭЦ-1 (г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 125) составляет 6 км. При скорости следования пожарной машины 40 километров в час время прибытия составит 0,15 часа (6 км/ 40 километров в час), то есть 9 минут (0,15ч*60м). При скорости следования пожарной машины 60 километров в час время прибытия составит 0,1 часа (6 км/ 60 километров в час), то есть 6 минут (0,1ч*60м).

Также АО «ТАТЭНЕРГО» пояснено, что требованием Документации о закупке являлось согласие со временем прибытия первого подразделения к месту вызова в течение 10 минут (далее также – в 10 минутах следования). В соответствии с Технико-коммерческим предложением Победителя он согласен на выполнение работ, оказание услуг согласно Документации о закупке, согласен со всеми требованиями технического задания и его приложениями. Таким образом, Победитель закупки был согласен с п.3.1.2 Проекта договора, который являлся требованием Документации о закупке. То есть Победитель соответствовал данному требованию, ввиду чего был обоснованно допущен Заказчиком.

АО «ТАТЭНЕРГО» уточняет, что при установлении данного требования Заказчик исходил из того, что Участники закупки не обязаны иметь Здание пожарного депо, расположенное в 10 минутах следования от                          Казанской ТЭЦ-1, на момент подачи заявки на участие в закупке, при этом Участники обязаны обеспечить соответствие данному требованию на момент начала исполнения договора (01.06.2024 согласно п.6 приложения 1 к Документации о закупке).

На основании изложенных обстоятельств в совокупности, по результатам анализа Комиссия приходит к выводу о том, что приведенное Заявителем время следования от Здания пожарного депо Победителя до местоположения Заказчика не может являться достоверным источником информации, ввиду видимых различий между легковым автомобилем и пожарной специализированной техникой.

Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о предоставлении победителем закупки лицензии, не позволяющей осуществлять деятельность по тушению пожаров на территории г. Казань.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 14 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Пунктом 10 Технического задания установлено следующее требование:

Требования к Участнику

Основание установления требования

Информация, документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям

1

2

3

4

1

Наличие у Участника лицензии на выполнение следующих работ (оказание следующих услуг):

№99-ФЗ от 04.05.2011 ст.12 п.14 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

Пп.1.6 п.1.5.1 Положения о закупке Заказчика; п.9 ч.10 ст.4, п.6, п.9 ч.19.1 ст.3.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ;

Ст. 13 п.14 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

На основании п.5 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131.

Копия лицензии с приложениями;

за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие соответствие данному требованию, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в указанном случае Участник заполняет п.6 в Декларации участника закупки, представленной в приложении 3 к настоящей Документации о закупке.

Согласно доводу Заявителя, в составе заявки Победителя закупки представлена лицензия, выданная Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия по Республике Башкортостан, из чего следует, что оказание услуг данным Обществом в Республике Татарстан, г. Казань, является нарушением лицензионных требований.

Согласно представленным пояснениям Заказчика в соответствии со статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ в лицензии в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица обязательно указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. Указание же адреса пожарного депо в лицензии не обязательно (он может быть указан, но не обязательно).

Также согласно представленным пояснениям Заказчика в Документации о закупке не требовалось указание в лицензии адреса пожарного депо, расположенного в 10 минутах следования от Казанской ТЭЦ-1. При этом у Победителя закупки имелась лицензия, требуемая согласно п.10 приложения 1 к Документации о закупке, ввиду чего Победитель был обоснованно допущен Заказчиком.

Изучив представленные материалы, Комиссией установлено, что ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» выдана лицензия № Л013-00101-12/00112251 от 29.09.2017 г. по месту осуществления деятельности: 452697, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, с. Энергетик, Кармановская ГРЭС.

На заседании 15.04.2024г. был объявлен перерыв на 22.04.2024г. в 10:00, впоследствии на 23.04.2024г. в 09:30, ввиду необходимости получения дополнительной информации.

После перерыва Комиссией Татарстанского УФАС было установлено следующее.

Татарстанским УФАС России был направлен запрос Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан с целью проверки возможности осуществления ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» деятельности по тушению пожаров в Республике Татарстан, г. Казань, ул. Тихорецкая, 7.

Согласно представленному ответу Главного управления МЧС России по РТ, осуществление деятельности ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по адресу Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тихорецкая, д.7 действующей лицензией не предусмотрено.

Следовательно, заявка ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» не может соответствовать заявленным Заказчиком требованиям и оказывать услуги в области пожарной безопасности для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу заявителя ООО «ДПО-КЗСК» на действия АО «ТАТЭНЕРГО» при проведении закупки №32413377897 на предмет: «Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности (с использованием пожарного депо, пожарной техники, пожарного инструмента Исполнителя) для нужд филиала АО "Татэнерго" Казанская ТЭЦ-1», частично обоснованной по 2 доводу.

Признать заказчика АО «ТАТЭНЕРГО» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА-КЗСК"
ИНН 7718931658, ОГРН 1137746380023
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГО"
ИНН 1657036630, ОГРН 1021603139690