Предупреждение №АЯ-06/13891 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ П06-53/2020 о прекращении действий (бездейств... от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/13891 от 15.10.2020

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 06.05.2020 № 01/107-пр, 25.05.2020 № 01/127-прбыла проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (422650, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский район, пгт. Рыбная Слобода, ул. Ленина, д.48, ИНН 1634005071).

В результате проведения анализа материалов по предоставлению разрешения на использование земельных участков на территории Рыбно-Слободского муниципального района установлено следующее.

17 марта 2020 года, АО «Татавтодор» в лице технического директора <…> обращается к руководителю Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (№ 880/и от 23.03.2020) с просьбой  согласовать земельный участок, расположенный в кадастровых кварталах 16:34:050201, 16:34:051401 по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Большеелгинское сельское поселение под стоянку техники и складирования инертных материалов при проведении работ на автомобильной дороге «Казань-Оренбург» - Рыбная Слобода.

17 марта 2020 года, АО «Татавтодор» в лице технического директора <…> обращается к руководителю Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (№ 881/и от 23.03.2020) с просьбой  согласовать земельный с кадастровым номером 16:34:010802:1154 по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение под место стоянки техники и складирования инертных материалов при проведении работ по ремонту дороги М-7 «Волга» - Шумково - Рыбная Слобода.

19 марта 2020 года, ООО «Автотехникс» в лице директора <…> обращается к руководителю Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (№ 854/и от 19.03.2020) с просьбой предоставить разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 16:34:250101:258 для складирования инертных материалов при выполнении работ по ремонту подъездной автомобильной дороги к д. Степановка в Рыбно-Слободском муниципальном районе Республики Татарстан.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка на основании разрешения органа местного самоуправления в целях размещения стоянки техники и складирования инертных материалов может быть осуществлено исключительно для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 416 от 5 июня 2015 года утвержден порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее Порядок).

Согласно п. 3 Порядка размещение объектов осуществляется на основании разрешения исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан, осуществляющего в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, полномочия собственника, или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена.

Инспекция отмечает на момент проведения проверки Палатой имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не были предоставлены материалы, подтверждающие установление размера платы за использование:

 земельного участка расположенного в кадастровых кварталах 16:34:050201, 16:34:051401 по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Большеелгинское сельское поселение.

земельного участка с кадастровым номером 16:34:010802:1154 по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение.

земельного участка с кадастровым номером 16:34:250101:258 расположенного по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Шумбутское сельское поселение, с. Шумбут.

Согласно п. 4 Порядка размещение объектов осуществляется за плату. Исключение составляют следующие виды объектов:

- элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестандартных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории;

- пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений;

- геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки;

- защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- проезды, в том числе вдоль трассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;

- пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения;

- пруды-испарители;

- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;

- тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

В рассматриваемом случае предоставленный земельный участок не входит в вышеприведенный перечень объектов исключающих плату за пользование земельным участком.

Использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без установления платы за пользование земельным участком на основании разрешения органа местного самоуправления не допускается.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как указывалось выше, согласно статье 39.33 ЗК РФ в случае размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, а также иных объектов использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Федеральным законодательством предусматривается размещение указанных объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что использование земель или земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 39.33 ЗК РФ, осуществляется бесплатно.

Аналогичная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 по делу №2-АПГ18-1.

Необходимо отметить, что в соответствии с:

распоряжением № 156 от 03.04.2020 Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики, рассматриваемый земельный участок, расположенный в кадастровых кварталах 16:34:050201, 16:34:051401 был предоставлен АО «Татавтодор» под стоянку техники и складирования инертных материалов при проведении работ на автомобильной дороге «Казань-Оренбург» - Рыбная Слобода, сроком с 03.04.2020 по 31.12.2020.

распоряжением № 155 от 03.04.2020 Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики, рассматриваемый земельный участок, с кадастровым номером 16:34:010802:1154 по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение был предоставлен АО «Татавтодор» место стоянки техники и складирования инертных материалов при проведении работ по ремонту дороги М-7 «Волга» - Шумково - Рыбная Слобода, сроком с 03.04.2020 по 31.12.2020.

распоряжением № 142 от 23.03.2020 Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики, рассматриваемый земельный участок, с кадастровым номером 16:34:250101:258 расположенный по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Шумбутское сельское поселение, с. Шумбут был предоставлен ООО «Автотехникс» для складирования инертных материалов при выполнении работ по ремонту подъездной автомобильной дороги к д. Степановка в Рыбно-Слободском муниципальном районе Республики Татарстан, сроком с 23.03.2020 по 01.10.2020.

Таким образом, вышеперечисленные земельные участки, используется в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно распоряжению №843А от 31 октября 2017г. ПИЗО Рыбно-Слободского муниципального района разрешила ОАО «Каздорстрой» разместить площадку открытого складирования грунта, сыпучих, нерудных материалов, по адресу: Республика Татарстан,  Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение, с. Анатыш, ул. Луговая, д. 1, сроком до 30 октября 2018г.  ОАО «Каздорстрой» обратились с аналогичной просьбой по согласованию земельного участка, для  открытого складирования, как АО «Татавтодор» и ООО «Автотехникс», однако только ОАО «Каздорстрой» был предоставлен расчёт оплаты.  Таким образом, ОАО «Каздорстрой», в отличие от АО «Татавтодор» и ООО «Автотехникс», было обязано предоставлять ежемесячную плату ПИЗО Рыбно-Слободского муниципального района.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности устанавливается запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного Инспекция приходит к выводу, что вышеуказанные земельные участки должны были быть переданы АО «Татавтодор» и ООО «Автотехникс» исключительно на платной основе.

Нарушение порядка дачи разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, хозяйствующим субъектам в целях осуществления последними предпринимательской деятельности ведет к ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района Республики по предоставлению разрешения на использование:

земельный участок площадью 4332,3 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Рыбно-Слободский муниципальный район, Большеелгинское сельское поселение,  предоставленный под стоянку техники и складирования инертных материалов при проведении работ на автомобильной дороге «Казань-Оренбург» - Рыбная Слобода в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан мог быть передан АО «Татавтодор»,

земельный участок площадью 11136,5 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение под место стоянки техники и складирования инертных материалов при проведении работ по ремонту дороги М-7 «Волга» - Шумково - Рыбная Слобода в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан,

земельный участок площадью 4484 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Шумбутское сельское поселение, с. Шумбут для складирования инертных материалов при выполнении работ по ремонту подъездной автомобильной дороги к д. Степановка в Рыбно-Слободском муниципальном районе Республики Татарстан,

без установления платы за используемые земельные участки имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ПИЗО Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении разрешения на использование земель, находящихся в собственности ПИЗО «Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан», без установления платы за используемые земельные участки, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПИЗО «Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» о необходимости прекращения нарушения путем оформления отношений, связанных с предоставлением АО «Татавтодор» разрешения на использование земельного участка в кадастровых кварталах 16:34:050201, 16:34:051401, площадью 4332,3 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Большеелгинское сельское поселение, предоставлением АО «Татавтодор» разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:34:010802:1154, площадью 11136,5 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Анатышское сельское поселение, предоставлением ООО «Автотехникс» разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:34:250101:258, площадью 4484 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Рыбно-Слободский муниципальный район, Шумбутское сельское поселение, с. Шумбут, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе на основе принципа платности использования земельного участка.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны