Решение №04-04/19413 Решение по делу №016/06/64-2254/2019 о нарушении законодател... от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/19413 от 30.12.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей со стороны уполномоченного органа - МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани» - <…> (доверенность от 15.08.2019 г.), <…> (доверенность от 10.01.2019 г.), Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМИТЕТ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" – <…> (доверенность от 23.12.2019 г.), <…> (доверенность от 24.12.2019 г.), Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" – Садыковой Г.Ф. (доверенность от 11.11.2019 г.), Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО И МОСКОВСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" – <…> (доверенность от 10.12.2018 г.), <…> (доверенность от 20.12.2019 г.), Сычевой Я.О. (доверенность от 20.12.2019 г.), Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО И НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" – <…> (доверенность от 25.12.2019 г.), Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ ВАХИТОВСКОГО И ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" – <…> (доверенность от 17.12.2019 г.), в присутствии слушателей – <…>, <…>, <…>, в отсутствии заявителя - ООО «Центруион», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя (вх. №20445/ж от 18.12.2019г.) на действия уполномоченного органа, заказчиков при проведении закупки № 0811300008319001044 на предмет: «Поставка комплекса зимнего содержания дорог»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0811300008319001044 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 12.12.2019г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 215 150 146,81 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об установлении Заказчиком в техническом задании требований, ограничивающих количество участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 стати 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.

Кроме того, Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В техническом задании по вышеуказанному аукциону установлены следующие требования к показателям, в отношении которых установлены неконкретные значения:

- Плавящая способность ПГМ (грамм/ грамм: количество льда в граммах, расплавленное одним граммом ПГМ), не менее, 5 г/г;

- температура начала кристаллизации 20-ти процентного раствора, не выше -10 градусов Цельсия;

Зерновой состав:

- фракция 5-10 мм, не более, 15%;

- фракция 1-5 мм, не менее, 70%;

- фракция < 1 мм, не более, 15%;

Экологические свойства:

- коррозионная активность на металл: Сталь № 3 в растворе 5 %, не более, 0,8 мг/кв. см х сут.;

- удельная эффективная активность естественных радионуклидов, не более, 370  Бк/кг;

- водородный показатель  от 5,0  до 9,0 ед. (рН);

- динамическая вязкость 20% раствора смоченного ПГМ при 20 градусах Цельсия, не более 4,0 сантипуаз;

- показатель агрессивности воздействия на цементобетон смоченного ПГМ, не более 0,07 г/см3;

- массовая доля нерастворимых в воде веществ в смоченном ПГМ, не более 2,5%;

- массовая доля растворимых солей раствора от 20 до 30 %;

- массовая доля влаги в гранулах, не более 5%;

- Химический состав:

- массовая доля формиатов калия или формиатов натрия, от 1 до 10%;

- массовая доля карбамида или хлорида калия, от 3 до 10%;

- массовая доля хлорида кальция, от 10 до 30%;

- массовая доля хлорида натрия, не менее 50%;

Показатели, которые не могут изменяться:

Состояние: увлажненные гранулы;

Запах: отсутствует;

Цвет гранул: от белого до светло серого.

Количество компонентов, объединенных в единую гранулу - 4.

Соотношение смеси при изготовлении увлажненных гранул: 75% сухих гранул, 25% раствора.

В ходе заседания Комиссии Уполномоченным органом, Заказчиками были даны пояснения, согласно которым, предъявляемое требование к количеству компонентов, объединенных в единую гранулу – 4 объясняется тем, что многокомпонентный противогололедный материал (реагент) в единой грануле позволяет более качественно произвести обработку на всей протяженности проезжей части дорог общего пользования в границах города, по причине того, что реагент, представляет из себя однородную массу, которая не отличается по химическому составу, не зависимо от фракций, и не изменяется в процессе транспортировки и в момент обработки. Применение многокомпонентного материала (реагента) в единой грануле также позволяет реже производить обработку поверхности дорог противогололедным материалом (реагентом).

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в документации по вышеуказанной закупке отсутствует обоснование невозможности применения реагента с меньшим количеством компонентов, объединенных в единую группу.

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Уполномоченным органом, Заказчиками установлены избыточные требования к показателям товара, значения, которых определяются по результатам проведенных испытаний (например: массовая доля формиатов калия или формиатов натрия, от 1 до 10%, массовая доля карбамида или хлорида калия, от 3 до 10%, - массовая доля хлорида кальция, от 10 до 30%, - массовая доля хлорида натрия, не менее 50%). При этом, при формировании заявки на участие в закупке, участнику необходимо указать конкретные значения показателей, входящих в диапазон установленных значений Заказчиком. Аналогичные требования к показателям материалов (товаров), используемых при выполнении, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены заказчиками по остальным позициям технического задания.

Согласно пояснениям заказчика, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформулированы Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности Заказчика.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Согласно пункта 17.8.1 аукционной документации 17.8.1 первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, в разделе 15 настоящей документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ);

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

При этом, согласно инструкции, участникам закупки необходимо представлять конкретные значения, однако, конкретные значения по показателям (в том числе: массовая доля формиатов калия или формиатов натрия, от 1 до 10%, массовая доля карбамида или хлорида калия, от 3 до 10%, - массовая доля хлорида кальция, от 10 до 30%, - массовая доля хлорида натрия, не менее 50% и т.д.) невозможно установить на момент подачи заявок, так как участник в соответствии с законом не должен иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в закупке, следовательно, участник у участника закупки нет возможности указать конкретные значения, так как отсутствуют соответствующие товарные ведомости. Вместе с тем, указание участником закупки конкретного показателя по товару может явиться основанием для формального отклонения заявки участника (признания победителя закупки уклонившемся от подписания контракта), так как в товарной ведомости могут быть отражены отличные от заявленных характеристик товара, показатели.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что потенциальным участникам закупки необходимо представить конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, которые становятся известными при испытании определенной партии товара.

Следовательно, данное техническое задание не отвечает требованиям объективного описания объекта в виду того что показатели используемых материалов (в том числе: массовая доля формиатов калия или формиатов натрия, от 1 до 10%, массовая доля карбамида или хлорида калия, от 3 до 10%, - массовая доля хлорида кальция, от 10 до 30%, - массовая доля хлорида натрия, не менее 50% и т.д.) становятся известны только после различных испытаний, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В ходе заседания Комиссии Заказчики также пояснили, что в предыдущие периоды Заказчиками устанавливались аналогичные требования в техническом задании. Комиссия Татарстанского УФАС России проанализировала закупки, проведенные Уполномоченным органом, Заказчиками в прошлые периоды и установила, что во всех закупках победителем являлось Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов» (во всех закупках принимали участие 2 участника: ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов», ООО "Башкирская торговая компания").

Кроме того, ООО «Химсервис», ООО «Дилмарт», Rockmelt в своих ответах отметили, что производителем антигололедных реагентов, содержащих в одной грануле все 4 компонента является единственный завод - ООО «Уральский завод противогололедных материалов».

Изучив закупки, проводимые другими субъектами Российской Федерации по аналогичным предметам закупок, Комиссия также установила, что ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов», ООО "Башкирская торговая компания" принимали участие в закупках совместно или принимал участие только ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов» (например, в закупках № 0351300079619000093, № 0301300247616000722, № 0301300247616000698, № 0169300000316000432 № 0301300357615000072 – единственная заявка ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов», в закупках № 0162300005318003891, № 0162300005318003892, № 0162300005318002525, № 0301300174714000075, № 0328300032814001045 участие принимали ООО Торговый дом «Уральский завод противогололедных материалов», ООО "Башкирская торговая компания" совместно).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Центруион» (вх. №20445/ж от 18.12.2019г.) на действия уполномоченного органа, заказчиков при проведении закупки № 0811300008319001044 на предмет: «Поставка комплекса зимнего содержания дорог» обоснованной.

Признать Уполномоченный орган – МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани», Заказчиков - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМИТЕТ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО И МОСКОВСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО И НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ ВАХИТОВСКОГО И ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ" нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на части 1,2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать уполномоченному органу, Заказчикам предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны