Определение №ВЧ-08/10026 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела №016/01/14.6-1092/2022 о наруш... от 9 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/10026 от 09.08.2022

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> –[должностное лицо] на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.07.2022г. №01/130-к о возбуждении дела № 016/01/14.6-1092/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Сателит» (ИНН 1660269465, ОГРН 1161690088724, юридический адрес: 420087, РТ, г. Казань, ул. Курчатова, д. 16, пом. 23) статьи 14.5, пункта 1 и 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности, а также смешении продукции хозяйствующего субъекта по определенным параметрам,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) поступили обращения ООО «Лэда-СЛ» (ИНН 3328418370) о нарушении ООО «Сателит» (ИНН 1660269465) Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»), по факту наличия недобросовестных действий со стороны ООО «Сателит», выразившихся в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности, а также смешении продукции хозяйствующего субъекта по определенным параметрам.

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы, Управлением установлено следующее:

Из текста пояснений, указанных в обращении следует, что ООО «Лэда-СЛ» является разработчиком и производителем устройства ограничения скорости (далее –УОС) автомобиля, торговой марки UOS LS версии 1.01 типа Universal 1, выпускающийся серийно с 2016 года.

ООО «Лэда-СЛ» является разработчиком данного изделия, прошло процедуру обязательной сертификации изделия, что подтверждается сертификатом соответствия на производство устройств ограничения скорости Евразийского экономического союза № ЕАЭС RU С-RU.MT25.В.03290/20 серия RU № 0291021.

Данное устройство является компонентом транспортного средства, основная функция которого обеспечить не превышение предельного значения скорости транспортного средства. УОС, устанавливается на автобусы, предназначенные для перевозки людей, организованных групп детей, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов и др.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 15.04.2022) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» перечень объектов технического регулирования, на которые распространяются действия технического регламента, включает в себя устройство ограничения скорости (подпункт 64, пункта 2 Приложения № 1). Следовательно, изготавливаемые изделия подлежат обязательной сертификации.

Как поясняет ООО «Лэда-СЛ», весной 2021 года Обществом выявлен факт реализации ООО «Сателит» контрафактных УОС торговой марки UOS LS версии 1.01 типа Universal 1.

Согласно сведениям из выписки ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Сателит» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 29.31 Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств, 29.32 Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств.

ООО «Лэда-СЛ» 28.07.2021 г. приобрело у ООО «Сателит» УОС с маркировкой UOS LS версии 1.01 типа Universal 1. Данное устройство было передано на экспертизу в Автономную некоммерческую организацию «Единый центр экспертизы и оценки». Из заключения экспертов об осмотре устройств ограничения скорости «UOS LS» и «Сателит 116» от 30.08.2021г. следует, что приобретённое устройство ограничения скорости с маркировкой UOS LS версии 1.01 типа Universal 1 сопровождалось сертификатом обязательной сертификации ООО «Лэда-СЛ» № ЕАЭС RU C-RU.MT25.B.03290/20 серия RU № 0291021 от 07.10.2020 г.

При этом ООО «Лэда-СЛ» утверждает, что не является производителем экземпляра приобретённого устройства.

Как следует из исследовательской части заключения (стр. 19) данное устройство было произведено позднее даты указанной в сертификате, данные выводы следуют из дат производства установленных микросхем и дат изготовления устройства. Микросхема МСР6004 - 12 неделя 2021г., микросхема Atmel MEGA48 - 08 неделя 2021 г., микросхема Silabs СР2102 - 40 неделя 2020г., стабилизатор 7805 - 17 неделя 2021г.

Вместе с тем, ООО «Сателит» осуществляет реализацию устройств ограничения скорости автомобиля под торговым обозначением «Сателит - 116».

При этом, как поясняет ООО «Лэда-СЛ», ООО «Сателит» не имеет обязательный сертификат на продаваемую им продукцию - устройства ограничения скорости автомобиля «Сателит 116».

Однако ООО «Сателит» оформило добровольный сертификат соответствия                     № CSTS.0.002.PR 019 выданный на продукцию «Устройство ограничения скорости (УОС)», Тип/модель: «САТЕЛИТ 116» органом по сертификации ООО «Центр Сертификации Таможенного Союза», при этом производителем данного устройства в сертификате указано ООО «Лэда-СЛ».

Согласно информационному письму ООО «Центр Сертификации Таможенного Союза» (исх № 09 от 17.06.2021) ООО «Лэда-СЛ» следует, что вышеуказанный сертификат, выданный ООО «Сателит» приостановлен с 17.06.2021 года.

Кроме того, согласно ответу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), что в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, отсоветует информация о системе добровольной сертификации, организацией держателем которой является ООО «Центр Сертификации Таможенного Союза». Информация об аккредитации ООО «Центр Сертификации Таможенного Союза» на официальном сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц отсутствует.

В соответствии с заключением об осмотре устройств ограничения скорости от 30 августа 2021 г. установлено, что устройство ограничения скорости «Сателит 116 полностью соответствует образцу УОС производства ООО «Лэда-СЛ» по конструктивным и функциональным свойствам за исключением конструктивных отличий в креплении, упаковочной коробки, серийных номеров, что не влияет на предназначение и работу устройства. Также выявлено, что осмотренные устройства произведены на разных производствах.

Согласно общему выводу заключения экспертов об осмотре устройств ограничения скорости «UOS LS» и «Сателит 116» объекты осмотра № 1 (Сат) УОС модели «Сателит 116» и № 2 (СЛ) УОС модели «UOS LS», приобретенное в ООО «Сателит», имеют отличия от объекта осмотра № 3 (Лэд), предоставленного ООО «Лэда-СЛ» в качестве эталонного образца, на основании которых можно утверждать, что объекты осмотра № 1 (Сат) и № 2 (СЛ) изготавливались другими организациями, а не ООО «Лэда-СЛ».

ООО «Лэда-СЛ» заявляет, что не имеет никакого отношения к производству устройства ограничения скорости марки УОС «Сателит 116», не давало ООО «Сателит» разрешения на использование своего фирменного наименования в сертификате добровольной сертификации. Информации о подробностях конструкции и производства устройства ограничения скорости автомобиля была раскрыта ООО «Сателит бывшим работником ООО «Лэда-СЛ» [физическим лицом], что подтверждается решением Ленинского районного суда г. Владимира по делу №2-1954/2021 от 14.09.2021, Определением Владимирского областного суда по делу № 33-69/2022 от 12.01.2022 и Постановлением Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88-11846/2022 от 31.05.2022.

Необходимо также отметить, что согласно вышеуказанным судебным актам в отношении [физического лица] возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 183 УК РФ.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, ратифицированной РФ с 19.09.1968, страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 10 bis парижской конвенции по охране промышленной собственности страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, причем актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету все действия способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. Также указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Так, в силу статьи 14.5 №135-03 «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

К результатам интеллектуальной деятельности, подлежащих рассмотрению в данной форме недобросовестной конкуренции, в соответствии с частью 1 статьи 1225 ГК РФ относятся произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау).

В соответствии с Письмом ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» сущность исключительного права заключается в праве его владельца пользоваться и распоряжаться соответствующим объектом и корреспондирующей обязанности остальных лиц воздерживаться от его несанкционированного использования, в том случае если санкция необходима. При этом использование может считаться санкционированным только при наличии разрешения на использование объекта исключительных прав, которое оформлено надлежащим образом. В большинстве случаев оформление такой санкции требует регистрации соответствующего соглашения, без которой соглашение считается недействительным. Например, согласно ГК РФ любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным.

 Негативные последствия и преимущества проявляются только тогда, когда товар с незаконным использованием интеллектуальной собственности поступает в гражданский оборот. Следовательно, формой вреда в данном случае являются убытки.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: 1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации; 2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение его в гражданский оборот.

Имитация внешнего вида товара представляет собой своеобразное подражание товару конкурента с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности таких товаров линейке имитируемых товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).

Согласно статье 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Необходимо отметить, что индивидуализировать продукцию могут как обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, так и общий внешний вид, элементы оформления упаковки и другие средства. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Для признания действий актом недобросовестной конкуренции необходимы доказательства, сведения о целеполагании предполагаемого нарушителя (осознанном совершении им действий, направленных на нечестную конкуренцию), а также о масштабах и возможности влияния нарушения на конкуренцию в целом.

ООО «Лэда-СЛ» и ООО «Сателит» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, в связи с тем, что осуществляют аналогичную деятельность по производству и реализации устройств ограничения скорости автомобиля.

Таким образом, в действиях ООО «Сателит» усматриваются признаки нарушения статьи 14.5, пункта 1 и 2 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности, а также смешении продукции хозяйствующего субъекта по определенным параметрам, а именно в использовании технологий производства УОС и реализации указанных устройств под торговой маркой   UOS LS версии 1.01 типа Universal 1, принадлежащих заявителю.

На основании части 1, 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/14.6-1092/2022 к рассмотрению на 24 августа 2022 года на 16 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55 (2 этаж), зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.6-1092/2022 в качестве ответчика – ООО «Сателит» (ИНН 1660269465, ОГРН 1161690088724, юридический адрес: 420087, РТ, г. Казань, ул. Курчатова, д. 16, пом. 23).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.6-1092/2022 в качестве заявителя – ООО «Лэда-СЛ» (ИНН 3328418370, ОГРН 1033302005868 юридический адрес: 600035, г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 28).

4. ООО «Сателит» в срок до 22 августа 2022 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: <…>) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

информацию о видах деятельности ООО «Сателит» в период 2019 года по настоящее время, с указанием объемов осуществляемых услуг, реализованных товаров, выполненных работ, в стоимостном (руб.) и натуральном выражении (шт. объем и т.п.), информацию о местах осуществления каждого вида деятельности (адреса осуществления деятельности) с приложением подтверждающих документов; 

информацию о договорных отношениях с ООО «Лэда-СЛ» по факту использования фирменного наименования в сертификате добровольной сертификации, производства УОС торговой марки UOS LS версии 1.01 типа Universal 1, а также иных результатов интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, секреты производства (ноу-хау) и т.д.), при наличии приложить копии договоров;

информацию о количестве реализованной продукции УОС торговой марки UOS LS, с приложением подтверждающих документов (с указанием объема реализованной продукции, информации о сумме доходов и выручки (денежных средств), полученных от деятельности по реализации УОС);

географические границ товарного рынка ООО «Сателит»;

выписки по расчётным счетам и сведения об открытых банковских счетах, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2020, 2021 годы;

информацию о количестве (численности) работников ООО «Сателит» за каждый месяц в период с 01.01.2020 по дату получения настоящего запроса, с приложением подтверждающих документов;

подробный прайс лист товаров, производимых и реализуемых Обществом, с приложением подтверждающих документов;

информацию об официальном сайте ООО «Сателит»;

информацию о контрагентах, которым реализовывались УОС торговой марки UOS LS и «Сателит 116», с указанием реквизитов контрагентов, стоимости, количества (объема) реализованной продукции;   

письменные пояснения относительно факта/отсутствия осуществления [физическим лицом] трудовой или иной формы деятельности в ООО «Сателит», с приложением подтверждающих документов (договора, штатной численности и т.д.);

письменные объяснения по вышеизложенным фактам, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

5. ООО «Лэда-СЛ» в срок до 22 августа 2022 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: <…>) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

письменную позицию относительно признаков недобросовестной конкуренции, а именно какие действия ООО «Сателит», по мнению ООО «Лэда-СЛ», являются недобросовестными и оказали негативное воздействие на осуществляемую ООО «Лэда-СЛ» деятельность или производимые Обществом товары и в целом на конкуренцию,  а также привели к конкретным неблагоприятным последствиям для Общества (отток потребителей, уменьшение прибыли от реализации товаров, предъявление потребителями претензий относительно качества товара, приобретенного у иного продавца и т.п.);

иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

<…> –[должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны