Определение №АР-05/8234 Определение о назначении дела №016/01/17-1089/2021 о нарушен... от 7 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/8234 от 07.07.2021

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан было установлено, что АО «Казанский вертолетный завод» (далее также – АО «КВЗ») без проведения торгов в нарушение действующего законодательства осуществляет закупку комплектующих для производства гражданских и военных вертолетов, а также лопастей несущего винта.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения указанных сведений в адрес АО «Казанский вертолетный завод» были направлены запросы о предоставлении информации. По результатам изучения представленных материалов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Целями регулирования Федерального закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

При проведении закупочных процедур (заключении договоров с единственным поставщиком) заказчик руководствовался Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение).

Главой 6.6 Положения заказчиком установлены случаи проведения неконкурентных закупок.

Согласно пп. (38) пункта 6.6.2 Положения неконкурентный способ закупки, предусмотренный подп. 6.1.1(2)(а) - 6.1.1(2)(д) Положения, может быть применен в случае, если заключается договор при возникновении неотложной потребности в определенной продукции в целях предотвращения аварий либо их ликвидации, ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств  в объемах, необходимых для осуществления указанных действий, при одновременном выполнении следующих условий:

(а)          если вследствие чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается явная опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды, либо риск причинения значительного реального ущерба, остановки основного технологического процесса;

(б)          для ликвидации последствий таких чрезвычайных обстоятельств либо их предотвращения необходима определенная продукция, а применение конкурентных способов неприемлемо вследствие отсутствия времени на их проведение;

(в)          заказчик не обладает аварийным запасом товара, требуемого для устранения последствий чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) либо у заказчика отсутствует возможность устранения последствий чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) собственными силами;

(г)           ассортимент и объем закупаемой продукции не превышает необходимого для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы).

Установлено, что <…> между АО «Вертолёты России» и АО «Казанский вертолётный завод» заключен договор комиссии <…>, по условиям которого АО «Вертолёты России» обязалось по поручению АО «Казанский вертолётный завод» заключить с российским юридическим лицом (покупатель) договор на поставку 37 (тридцати семи) вертолётов АНСАТ.

В рамках указанного договора АО «Казанский вертолётный завод» должно изготовить и поставить Покупателю 37 вертолётов АНСАТ в комплектации в соответствии с Приложением № 1 с комплектом эксплуатационно-технической документации, одиночным комплектом запасных частей, средств наземного обслуживания и инструмента.

В рамках указанного договора АО «Вертолёты России», действуя по поручению АО «Казанский вертолётный завод», заключили <…> договор поставки <…> с <…>.

Для своевременного исполнения обязательств АО «Казанский вертолётный завод» в рамках данного договора и обеспечения 10 вертолетов для <…>, где срок комплектации вертолета 33128 — 30.04.2021 г., вертолетов 33131-33133 — 30.05.2021 г., вертолетов 33134-33137 — 30.06.2021 г., вертолетов 33138 и 33140 — 30.07.2021 г., была произведена срочная закупка радионавигационного оборудования по п.п. 6.6.2(38) Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее - ЕПоЗ ГК «Ростех»).

При этом следует отметить, что согласно конструкторской документации радионавигационное оборудование должно закупаться по пп. 6.6.2(11) ЕПоЗ ГК «Ростех» напрямую с разработчиком (производителем) продукции. Ввиду введения США дополнительных мер ограничения в подраздел 744.21 «Закона о контроле над экспортом». Правительство США распространили санкционные ограничения, касающиеся экспорта ряда товаров и технологий в Российскую Федерацию. Правовым основанием послужила четвёртая директива Минфина США, изданная в рамках Указа Президента №13662. Ответственным за введение подобных ограничений является Бюро промышленности и безопасности США (ВБ). Вследствие которых, заключить договор с производителем Rockwell Colins Inc. (USA) по п.п. 6.6.2(11) ЕПоЗ ГК «Ростех» не предоставляется возможным.

Далее Общество, дополнительно направило запросы возможным поставщикам с просьбой предоставить коммерческие предложения, в результате чего, было получено 2 предложения:

1) <…>;

2) <…>.

Согласно пояснениям Заказчика, во избежание срыва сроков комплектации вертолетов в рамках контракта <…> от <…>, было принято решение провести срочную закупку у единственного поставщика на основании п.п. 6.6.2(38) ЕПоЗ ГК «Ростех» с поставщиком, предоставившим коммерческое предложение с наименьшей стоимостью и наименьшими сроками поставки — <…>.

Согласно п. 5.1 договора №<…> от <…>, заключенного между АО «Казанский вертолётный завод» и <…>, стоимость, расчет и сроки поставки определяются в Спецификации. Вместе с тем, согласно Спецификации <…>, которая является неотъемлемой частью заключенного договора <…>, был произведен авансовый платеж в размере <…>, с последующим платежом после поставки товара.

При этом, <…> авансовый платеж был безосновательно отклонен поставщиком, а <…> было получено письмо от <…>, где сообщалось об увеличении стоимости изделий, а именно:

1)            АНС-3000 с <…> руб. до <…> руб. за шт., что составляет 421% от цены указанной в подписанной спецификации;

2)            NAV-4000 с <…> руб. до <…> руб. за шт., что составляет 173% от цены указанной в подписанной спецификации.

Исполнение договора осуществляется в соответствии с условиями договора, требованиями законодательства и основывается на принципе надлежащего исполнения условий договора его сторонами.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства, а равно одностороннее изменение условий договора не допускается (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Поставщик нарушил обязательства по заключенному договору <…>, тем самым подверг Общество риску срыва поставки вертолетов по заключенному контракту.

Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями АО «КВЗ», согласно Приложению №2 к ЕПоЗ ГК «Ростех» для закупок с начальной максимальной ценой свыше 30 млн. рублей способом закупки выступает конкурс, где минимальная продолжительность процедуры занимает 15 календарных дней. При этом следует учитывать время на подготовку всей документации для проведения закупки, а также рассмотрения заявок в соответствии с ЕПоЗ ГК «Ростех» членами Закупочной Комиссии Общества.

Согласно п.п. 20.2.1 (1) ЕПоЗ ГК «Ростех» договор заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.

Таким образом, для проведения конкурентной процедуры закупки по поставке радионавигационного оборудования, Обществу понадобилось бы, как минимум 1,5 (полтора) месяца, что являлось невозможным ввиду срочности, сжатых вышеуказанных сроков.

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России проанализировав представленные заказчиком документы приходит к следующим выводам.

Согласно договору комиссии <…> от <…> АО «Вертолеты России» обязуется по поручению АО «Казанский вертолетный завод» за комиссионное вознаграждение от своего имени, но за счет АО «Казанский вертолетный завод» заключить с российским юридическим лицом, именуемым в дальнейшем «Покупатель» договор на поставку 37 (тридцати семи) вертолетов АНСАТ, в рамках которого АО «Казанский вертолетный завод»:

- изготовит и поставит Покупателю в сроки, указанные в Приложении № 4 к настоящему Договору комиссии 37 (тридцать семь) вертолетов АНСАТ в комплектации в соответствии с Приложением № 1 к Договору комиссии с комплектом эксплуатационно-технической документации в соответствии с Приложением № 2 к Договору комиссии, с одиночным комплектом (1:1) запасных частей, средств наземного обслуживания и инструмента в соответствии с Приложением № 3 к Договору комиссии.

Согласно Приложению № 4 к Договору комиссии <…> были установлены следующие сроки для изготовления и поставки указанных вертолетов:

<…>

Таким образом, для исполнения обязательств перед третьим лицом у заказчика АО «Казанский вертолетный завод» имелось более полутора лет (1 год 7 месяцев 7 дней).

Кроме того, было установлено, что договор поставки <…> был заключен между АО «Казанский вертолетный завод» и <…> 14 декабря 2020 года, тогда как договор поставки <…> был заключен между АО «Вертолеты России» и <…>.

У заказчика в течение года имелась возможность для проведения конкурентной процедуры закупки на поставку радионавигационного оборудования.

Вместе с тем, заказчиком на основании пп. (38) пункта 6.6.2 Положения проведены процедуры закупки у единственного поставщика в декабре 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что пп. (38) пункта 6.6.2 Положения не может применяться в рассматриваемом случае, так как у заказчика имелось время на проведение конкурентных способов закупки и заключение договора по итогам их проведения.

Татарстанское УФАС России по результатам анализа представленных документов приходит к выводу, что обстоятельства в обоснование причин осуществления закупки у единственного поставщика, не обладают свойствами срочности.

При этом контракт, для исполнения которого возникла потребность в товарах, был заключен за полгода до проведения закупок с единственным поставщиком и содержал дату поставки товара. АО «КВЗ» имело возможность предвидеть сложившуюся ситуацию.

У заказчика отсутствовали основания для осуществления закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур. Осуществление процедур способом закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур, лишило другие организации, занимающиеся поставкой аналогичных товаров, права на участие в закупках на конкурентной основе, поставило их в неравное положение с лицами, с которыми заказчиком заключены договоры по результатам закупочных процедур у единственного поставщика.

По мнению Татарстанского УФАС России, рынок услуг по поставке закупаемых заказчиком у единственного поставщика товаров (радионавигационное оборудование) не монополизирован, более того является высококонкурентным, закупка данного вида товаров у единственного поставщика на основании пп. (38) пункта 6.6.2 Положения приводит к созданию преимущественных условий для определенных участников рынка, а также ограничению прав иных субъектов на участие в конкурентных процедурах.

 Проведение процедуры закупки у единственного поставщика также могло повлечь за собой неэффективное расходование денежных средств.

Кроме того, Татарстанским УФАС России было установлено, что Заказчиком – АО «КВЗ» 10 декабря 2020 года было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на предмет 1616-2020-03332 Поставка радионавигационного оборудования, тогда как в рассматриваемом случае заказчиком проведена прямая процедура заключения договора с единственным поставщиком.

Помимо необоснованной закупки радионавигационного оборудования у единственного поставщика, Татарстанским УФАС России были выявлены случаи непроведения конкурентных процедур со ссылкой на пп. (9) пункта 6.6.2 Положения.

Согласно пп. (9) пункта 6.6.2 Положения неконкурентный способ закупки, предусмотренный подп. 6.1.1(2)(а) - 6.1.1(2)(д) Положения, может быть применен в случае, если заключается договор в целях исполнения обязательств по заключенному заказчиком договору с третьим лицом при выполнении совокупности следующих условий:

(а)          применение конкурентных способов закупки (подп. 6.1.1(1) Положения) неприемлемо ввиду отсутствия времени на их проведение и заключение договора по итогам их проведения;

(б)          заказчик не обладает складскими запасами необходимой продукции в объеме, необходимом для исполнения обязательств (кроме случаев закупки работ / услуг);

(в)          объем закупаемой продукции не должен превышать объем такой продукции, необходимый для исполнения обязательств перед третьим лицом в течение срока, требуемого для проведения соответствующих конкурентных способов закупки, предусмотренных подп. 6.1.1(1) Положения, и заключения договора по их итогам.

Татарстанским УФАС России установлено, что 12 марта 2020 года заказчиком АО «КВЗ» в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение №32008981132 о закупке клеевой пленки ВК-36РТ-140 у единственного поставщика в соответствии с пп. 6.6.2(9) Положения с ценой договора 48 632 400,00 рублей.

17 марта 2020 года заказчиком АО «КВЗ» в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение №32008998265 о закупке пленок WL5200В, WL7400, TooltecCS5, ленты Тeflease MG2 у единственного поставщика в соответствии с пп. 6.6.2(9) Положения с ценой договора 14 158 080,00 рублей.

17 марта 2020 года заказчиком АО «КВЗ» в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение №32008997061 о закупке установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты у единственного поставщика в соответствии с пп. 6.6.2(9) Положения с ценой договора 21 700 000,00 рублей.

Согласно письменным пояснениям заказчика, направленным в адрес антимонопольного органа закупка №32008981132 «1616-2020-00984 Поставка клеевой пленки ВК-З6РТ140» была произведена во избежание срыва выполнения контрактных обязательств перед <…> по заключенным договорам по поставку лопастей несущего винта (далее — ЛНВ) <…>.

Данный материал предназначен для склеивания неперфорированных металлических и неметаллических сотовых конструкций, а также для склеивания металлов и неметаллов, работающих в определенных интервалах температур и применяется Обществом в лопастном производстве. Разработчиком пленки было предоставлено право на производство и реализацию вышеуказанной марки определенному поставщику, с которым в результате и был заключен договор.

Применение конкурентного способа закупки было неприемлемо ввиду отсутствия времени на проведение процедуры, а также, в связи с длительным сроком изготовления и поставки данных материалов. При выборе неконкурентного способа закупки Обществом также учитывалось отсутствие складских запасов продукции в требуемом объеме.

Закупка №32008998265 на предмет: «1616-2020-001150 Поставка пленок WL5200B, WL7400, TooltecCS5, ленты Tef1ease с начальной максимальной ценой договора была произведена с целью своевременной контрактации материалов для изготовления ЛНВ. Материалы фирмы «Airtech» применяются Обществом для изготовления деталей основного производства, в том числе крупногабаритных и особо ответственных.

Применение конкурентного способа закупки было неприемлемо ввиду отсутствия времени на проведение процедуры, а также, в связи с длительным сроком изготовления и поставки данных материалов. При выборе неконкурентного способа закупки так же учитывались обязательства перед <…> по заключенным договорам на поставку ЛНВ <…> и отсутствие складских запасов продукции в требуемом объеме.

В результате проведенных переговоров отделом снабжения Общества с потенциальными поставщиками было найдено коммерческое предложение с наименьшей стоимостью и наименьшим сроком поставки. На основании вышеизложенного было принято решение о закупке данных материалов по п. 6.6.2 (9) Положения.

Закупка №32008997061 «1616-2020-01200 Поставка установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты» была произведена в связи с производственной необходимостью и в целях исполнения контрактных обязательств по договорам <…>/

С 03.12.2019 по 11.12.2019 г. заказчиком был проведен конкурс в электронной форме среди субъектов МСП №31908609695 с предметом договора: 1616-2019-02614 Поставка Установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты с НМЦ 24 900 000 руб. с НДС. Для участия в торговой процедуре была подана 1 заявка под идентификационным номером 92959 с ценовым предложением 24 900 000 руб. с НДС.

В связи с полученным коммерческим предложением от 23.12.2019г. от производителя на общую стоимость 21 700 000 руб. с НДС, закупочной комиссией на основании п. 11.8.7 Положения было принято решение об отказе от заключения договора с единственным участником, данное решение отражено в протоколе №1616-2019-02614-01 от 25.12.2019г.

Повторное размещение закупки с применением конкурентного способа закупки было неприемлемо ввиду отсутствия времени на проведение и заключение договора по итогам их проведения.

В связи с тем, что срок изготовления данной установки составляет 6 месяцев (учитывая монтаж), а также наличие обязательств перед <…>, было принято решение о закупке данного оборудования по п. 6.6.2 (9) ЕПоЗ ГК «Ростех».

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России проанализировав представленные заказчиком документы приходит к следующим выводам.

Согласно спецификации №1 к договору <…> от <…>, заключенному между <…> и АО «Казанский вертолетный завод» был определен график поставки лопастей несущего винта <…> со следующими сроками на 2020 год (представлен скриншот с договора): <…>

Таким образом, для исполнения обязательств перед третьим лицом у АО «Казанский вертолетный завод» имелся один календарный год. Первая поставка лопастей несущего вина в соответствии с договором была предусмотрена в апреле 2020 года, тогда как договор заключен с <…> в апреле 2019 года.

Следовательно, у заказчика в течение одного года имелась возможность для проведения конкурентной процедуры закупок клеевой пленки ВК-36РТ-140, пленок WL5200В, WL7400, TooltecCS5, ленты Тeflease MG2, установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты.

Вместе с тем, заказчиком на основании пп. (9) пункта 6.6.2 Положения проведены процедуры закупки у единственного поставщика в марте 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что пп. (а)  пп. (9) пункта 6.6.2 Положения не может применяться в рассматриваемом случае, так как у заказчика имелось время на проведение конкурентных способов закупки и заключение договора по итогам их проведения.

Татарстанское УФАС России по результатам анализа представленных документов приходит к выводу, что обстоятельства в обоснование причин осуществления закупки у единственного поставщика, не обладают свойствами срочности.

При этом контракт, для исполнения которого возникла потребность в товарах, был заключен за год до проведения закупок с единственным поставщиком и содержал график поставки товара. АО «КВЗ» имело возможность предвидеть сложившуюся ситуацию.

У заказчика отсутствовали основания для осуществления закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур. Осуществление процедур способом закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур, лишило другие организации, занимающиеся поставкой аналогичных товаров, права на участие в закупках на конкурентной основе, поставило их в неравное положение с лицами, с которыми заказчиком заключены договоры по результатам закупочных процедур у единственного поставщика.

По мнению Татарстанского УФАС России, рынок услуг по поставке закупаемых заказчиком у единственного поставщика товаров (клеевой пленки ВК-36РТ-140, пленок WL5200В, WL7400, TooltecCS5, ленты Тeflease MG2, установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты) не монополизирован, более того является высококонкурентным, закупка данного вида товаров у единственного поставщика на основании пп. (9) пункта 6.6.2 Положения приводит к созданию преимущественных условий для определенных участников рынка, а также ограничению прав иных субъектов на участие в конкурентных процедурах.

Проведение процедуры закупки у единственного поставщика также могло повлечь за собой неэффективное расходование денежных средств.

Действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам. Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку необходимых заказчику товаров, может быть рассмотрен в качестве участника товарного рынка.

Кроме того, по закупке №32008997061 «1616-2020-01200 Поставка установки для изготовления однонаправленной стеклоленты и гибридной стеклоуглеленты» ранее была проведена конкурентная процедура №31908609695 (извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ 03.12.2021г.), тогда как по двум остальным закупкам у единственного поставщика №32008981132 на поставку клеевой пленки ВК-36РТ-140 и №32008998265 на поставку пленок WL5200В, WL7400, TooltecCS5, ленты Тeflease MG2 заказчиком проведена прямая процедура заключения договоров с единственным поставщиком.

Действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам. Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика по заключению договоров с единственным поставщиком в нарушение собственного Положения содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом Татарстанское УФАС России отмечает отсутствие какой-либо объективной обусловленности не проведения конкурентных процедур, полагает, что заказчик располагал достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур.

Наличие в Законе о контрактной системе правовой возможности осуществления закупок у единственного поставщика не означает предоставления заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке по поставке комплектующих изделий для производства гражданских и военных вертолетов, а также лопастей несущего винта.

Согласно части 1 статьи 17 Закона Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что в действиях заказчика АО «Казанский вертолетный завод» (ИНН 1656002652) имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении закупок комплектующих для производства вертолетов, а также лопастей несущего винта без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного был издан Приказ Татарстанского УФАС России от 01.07.2021 № 01/181-к о возбуждении дела №016/01/17-1089/2021 в отношении АО «Казанский вертолетный завод» (ИНН 1656002652) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении закупок комплектующих для производства вертолетов, а также лопастей несущего винта без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/17-1089/2021 к рассмотрению на 29 июля 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/17-1089/2021 в качестве ответчика акционерное общество «Казанский вертолетный завод» (ИНН 1656002652; КПП 166101001; ОГРН 1021603881683; 420085, РТ, г. Казань, ул. Тэцевская, д.14).

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Казанский вертолетный завод» в срок до 23 июля 2021 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

учредительные документы Вашей организации, в том числе устав Вашей организации в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 2018г., 2019г., 2020г., 2021г. в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции, в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ №293 от 20.11.2006г. «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2018, 2019, 2020 года (руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

реестр основных средств Вашей организации по состоянию на 01.01.2019г., 01.01.2020г., 01.01.2021г.;

письменные пояснения по факту вменяемого нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении закупок комплектующих для производства вертолетов, а также лопастей несущего винта без проведения конкурентных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

экономическое и/или технологическое обоснование осуществления закупок комплектующих для производства вертолетов, а также лопастей несущего винта, без проведения конкурентных процедур путем заключения договоров с единственным поставщиком (отдельно по каждому случаю, указанному в данном определении, с приложением подтверждающих документов);

реестр всех торгов (закупок) Заказчиком которых являлось АО «Казанский вертолетный завод» за период с 01 января 2019 года по дату получения данного определения с указанием вида торговой процедуры, номера извещения, предмета, начальной (максимальной) цены, результата (состоялись, не состоялись), наименование и ИНН победителя, ценовое предложение победителя:

№ извещения

Вид торговой процедуры

Предмет

Н(М)ЦК

Результат

Наименование и ИНН победителя

Ценовое предложение победителя

...

...

...

...

...

...

...

реестр всех договоров и/или контрактов, заключенных АО «Казанский вертолетный завод» путем проведения неконкурентных торгов (закупок) за период с 01 января 2019 года по дату получения данного определения с указанием номера извещения, наименования и ИНН контрагента, основания заключения договора (пункт Положения о закупках), номера и даты заключения договора, предмета, цены, срока действия договора, даты прекращения / расторжения договора (при наличии):

№ извещения

Наименование контрагента

ИНН

Основание заключения договора (пункт положения)

Номер и дата заключения договора

Предмет

Цена

Срок действия

Дата прекращения / расторжения (при наличии)

...

...

...

...

...

...

...

...

...

<…>

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка представителя АО «Казанский вертолетный завод» с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №016/01/17-1089/2021 в Татарстанском УФАС России обязательна.

Разъясняю, что согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны