Решение №ВЧ-08/13933 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-1250/2021 о нарушении законодатель... от 1 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/13933 от 01.11.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/5-1250/2021 в отношении ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (ИНН 9723062238, адрес регистрации: 109387, г. Москва, ул. Летняя, д. 6, этаж 3, помещение 4, кабинет № 7) по факту распространения рекламы линолеума с текстом «Самый лучший линолеум – Для Юр. Лиц от 100 м2! От 100 м2 От производителя Гарантия качества Низкие цены scellflooring.ru/линолеум Качественный линолеум от производителей с доставкой и монтажом. От 100 м2. Звоните! Бизнес центры Офисы Рестораны Гостиницы Контактная информация
Круглосуточно Москва» в поисковой системе «Яндекс», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора Управлением ФАС по Республике Татарстан был установлен факт распространения рекламы линолеума с текстом «Самый лучший линолеум – Для Юр. Лиц от 100 м2! От 100 м2 От производителя Гарантия качества Низкие цены scellflooring.ru/линолеум Качественный линолеум от производителей с доставкой и монтажом. От 100 м2. Звоните! Бизнес центры Офисы Рестораны Гостиницы Контактная информация<…>Круглосуточно Москва» в поисковой системе «Яндекс», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотографии рекламы представлены ниже:

Согласно информации, представленной ООО «ЯНДЕКС», реклама с текстом: «Самый лучший линолеум – Для Юр. Лиц от 100 м2! От 100 м2 От производителя Гарантия качества Низкие цены scellflooring.ru/линолеум Качественный линолеум от производителей с доставкой и монтажом. От 100 м2. Звоните! Бизнес центры Офисы Рестораны Гостиницы Контактная информация <…>Круглосуточно Москва» размещена в рамках договора, заключённого между Яндексом и ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (ИНН 9723062238, адрес регистрации: 109387, г. Москва, ул. Летняя, д. 6, этаж 3, помещение 4, кабинет № 7).

Объектом рекламирования являются линолеум.     

Реклама ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к товару, которые реализовывает рекламодатель.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама. 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Реклама линолеума с текстом: «Самый лучший линолеум – Для Юр. Лиц от 100 м2! От 100 м2 От производителя Гарантия качества Низкие цены scellflooring.ru/линолеум Качественный линолеум от производителей с доставкой и монтажом. От 100 м2. Звоните! Бизнес центры Офисы Рестораны Гостиницы Контактная информация<…>Круглосуточно Москва» в поисковой системе «Яндекс» утверждает, что данный рекламируемый линолеум является самым лучшим, однако сравнение характеристик с другими линолеумами не проводились.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно ответу ПАО «Ростелеком», следует, что телефонный номер + 7(800) 707-46-40, указанный в рекламе выделен абоненту [физическому лицу], который в свою очередь является генеральным директором ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ».

18.08.2021 г. в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» по настоящему делу, исходя из которых следует, что Общество считает, что распространяемая реклама не является недобросовестной, а также не может быть признана недостоверной, в связи с тем, что отсутствует конкретный хозяйствующий субъект и/или его товар, с которым произведено сравнение.

ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» также представлено заключение специалиста № 44-лэ/2021, выполненного специалистами ООО Институт независимых досудебных экспертиз «ИНДиСЭК», исходя из которого следует:

- в представленном на исследование рекламном тексте отсутствует некорректное сравнение линолеума, изготовленного другими производителями;

- некорректное сравнение линолеума, изготовленного конкретным производителем с линолеумом, изготовленным другими производителями отсутствует;

- при наличии смыслового содержания представленного на исследование рекламного текста: продавец (торговая компания и т.п.) приобретает линолеум у различных производителей, которые выпускают продукцию различного качества и сортов: высшего качества, низкого качества, первого сорта, высшего сорта и т.п. Продавец приобретает у производителя линолеум только высшего качества (самый лучший) и реализует его.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Вместе с тем, независимо от заключения специалиста, в Законе «О рекламе» установлен императивный запрет на использование «самый», «номер один» и т.п. без указания на конкретное исследование, которым это подтверждается.

Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В данном случае отсутствует информация по какому критерию и на основании какого исследования ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» утверждает, что его линолеум «самый лучший», то есть лучше, чем у других продавцов на товарном рынке.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
«О рекламе», при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, то есть ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (ИНН 9723062238, адрес регистрации: 109387, г. Москва,
ул. Летняя, д. 6, этаж 3, помещение 4, кабинет № 7).

На заседание Комиссии представитель ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» не явился, письменных пояснений о причине неявки не представил, извещен надлежащим образом.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (ИНН 9723062238, адрес регистрации: 109387, г. Москва,
ул. Летняя, д. 6, этаж 3, помещение 4, кабинет № 7), распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – поисковой системе «Яндекс» с текстом: «Самый лучший линолеум – Для Юр. Лиц от 100 м2! От 100 м2 От производителя Гарантия качества Низкие цены scellflooring.ru/линолеум Качественный линолеум от производителей с доставкой и монтажом. От 100 м2. Звоните! Бизнес центры Офисы Рестораны Гостиницы Контактная информация
<…>Круглосуточно Москва», что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (ИНН 9723062238, адрес регистрации: 109387, г. Москва, ул. Летняя, д. 6, этаж 3, помещение 4, кабинет № 7).

ООО «ГК «СПОРТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» выдать предписание об устранении нарушения закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны