Решение №ВЧ-08/10407 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/5-722/2022 о нарушении законодатель... от 18 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/10407 от 18.08.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело № 016/05/5-722/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «1» (117105, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 9, стр. 1Б этаж/пом./ком.3/XXXII/15, ИНН: 9705137882, ОГРН 1197746614647, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 15.10.2019)  и ИП Гагарина Полина Сергеевна по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом следующего содержания: «Концерт Полины Гагариной в Казани 2022», содержащая признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) 16.04.2022 был установлен факт распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом: «Концерт Полины Гагариной в Казани 2022», что содержит признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображения Рекламного объявление представлено ниже:

Рис. № 1

Рис. № 2

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://gagarina.com/kazan/tatneft-arena-19-04-2022?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=CN:РСЯ_около-%7C-CID:72640810-%7C-ST:context&utm_content=GID:4867907706-%7C-AID:11933008077-%7C-PID:37501172446&utm_term=K:билеты%20через%20кассир%20ру-%7C-MT:-%7C-MK:-%7C-BS:none-%7C-PIB:0-%7C-R:Казань-%7C-D:desktop&yclid=1956243172111742442.

Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:

Исходя из размещенной на сайте  информации следовало, что рекламируемое мероприятие состоится 19.04.2022 в 19 час. 00 мин. в «Татнефть Арена», расположенном по адресу: г. Казань, ​Чистопольская улица, 42.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 1934780/21 от 17.05.2021, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «1» (ОГРН 1197746614647, ИНН 9705137882, адрес: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д.9, стр. 1Б, эт/пом/ком 3/XXXII/15).

По имеющейся у Яндекса информации, указанная реклама размещалась в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 07.03.2022 по 16.04.2022, регион показа: Республика Татарстан.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного Управлением возбуждено дело № 16/05/5-722/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «1».

27.05.2022 в адрес Управления поступили письменные пояснения ООО «1» (вх. № 7072), исходя из которых следует, что Обществом в период с марта по апрель 2022г. на основании Договора - оферты на оказание услуг и Дополнительного соглашения к Договору - оферты на оказание услуг (для целей размещения Заказчиком Рекламно-информационных материалов в Яндекс.Директ) оказывались услуги в адрес ИП Гагарина Полина Сергеевна (ИНН 770701954175 ОГРНИП 311774631801199) (далее - «Заказчик») по предоставлению возможности использования сервиса https://app.aitarget.one/, а именно предоставления доступа и права пользования Личным кабинетом, для целей последующего размещения Заказчиком Таргетированных рекламно-информационных материалов в «Яндекс».

Таким образом, Обществом фактически оказывались услуги в предоставлении технической возможности доступа к личному и рекламному кабинету в Яндекс через платформу https://app.aitarget.one, а также оказании Заказчику информационно-технической поддержки по их функционированию.

В связи с вышеизложенным, Общество ходатайствовало о привлечении к участию в рассмотрении настоящего дела Рекламодателя - ИП Гагарина Полина Сергеевна (ИНН 770701954175 ОГРНИП 311774631801199).

Комиссией Татарстанского УФАС России в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе», привлечена
ИП Гагарина П.С.

У ИП Гагариной П.С. были запрошены письменные пояснения и документы по обстоятельствам настоящего дела.

Вместе с тем, в адрес Управления запрошенная информация не поступила.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «Концерт Полины Гагариной в Казани 2022» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ИП Гагарина Полина Сергеевна.

Согласно части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ.

Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Соответственно, информация, размещаемая на сайтах в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», подпадает под понятие информационной продукции.

Согласно пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 436-ФЗ зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

В силу пунктом 12 статьи 2 Федерального закона № 436-ФЗ под оборотом информационной продукции понимается предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что при распространении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы информационной продукции с текстом: «Концерт Полины Гагариной в Казани 2022» не указана категория данной информационной продукции (возрастное ограничение), следовательно, при распространении указанной рекламы нарушена часть 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования является концерт Полины Гагариной в Казани 2022.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно п. 3.1.2 Дополнительного соглашения к Договору оферты н оказание услуг (для размещения Заказчиком Рекламно-информационных материалов в Яндекс.Директ от 28.06.2021) Заказчик обязан самостоятельно осуществлять размещение таргетированных рекламно-информационных материалов («РИМ») в Яндекс в объемах, не превышающих размер внесенного аванса за соответствующий Отчетный период.

Таким образом, формирование рекламных компаний и их размещение в Яндекс.Директ осуществляется исключительно Заказчиком, т.е. ИП Гагарина Полина Сергеевна, что в том числе подтверждается скриншотами рекламного кабинета Яндекс.Директ, а также материалами настоящего дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России прекращает производство в отношении ООО «1» (117105, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 9 стр. 1Б этаж / пом. / ком. 3/XXXII/15, ИНН: 9705137882, ОГРН 1197746614647, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 15.10.2019).

Из положения части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 указанного закона, ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, в данном случае, ИП Гагарина Полина Сергеевна (ОГРНИП 311774631801199, ИНН 770701954175)  является как  рекламодателем, так и рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 016/05/5-722/2022
ИП Гагарина Полина Сергеевна уведомлена надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 

Согласно информации, представленной Яндекса информации, указанная реклама размещалась в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 07.03.2022 по 16.04.2022, соответственно, на момент вынесения настоящего решения распространение спорной рекламы прекращено.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Гагариной П.С. (ОГРНИП 311774631801199, ИНН 770701954175) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом: «Концерт Полины Гагариной в Казани 2022» без указания категории информационной продукции, поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе».

Производство в отношении ООО «1» (117105, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 9 стр. 1Б этаж / пом. / ком. 3/XXXII/15, ИНН: 9705137882, ОГРН 1197746614647, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 15.10.2019) прекратить.

Рекламодателем и рекламораспространителем признать ИП Гагарину П.С. (ОГРНИП 311774631801199, ИНН 770701954175)

Предписание ИП Гагариной П.С. об устранении нарушения
части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 г. и может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны