Постановление №АР-05/1148 Постановление о назначении административного наказания №016/... от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/1148 от 08.02.2024 г.

[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/9.21-1780/2023, возбужденного в отношении юридического лица – АО «Керамик» (юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул.  Аделя Кутуя, зд. 118, помещение 30, ОГРН: 1031630200832, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: 1660029270, КПП: 166001001) по факту нарушения правил недискриминационного доступа к электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили следующие обращения:

1) обращение АО «Татэнергосбыт» (<…>) на действия АО «Керамик» по вопросу прекращения подачи электроэнергии в отношении объекта МАЗС № 8 с кадастровым номером 16:33:000000:2095, расположенного по адресу: Республика Татарстан, р-н Пестречинский, 16-ый км Автодороги Казань-Набережные Челны, принадлежащего ООО «Татнефть-АЗС Центр».

2) обращение АО «Сетевая компания» (<…> ) на действия АО «Керамик» по вопросу нарушения правил недискриминационного доступа к электрической энергии.

Между АО «Татэнергосбыт» и АО «Керамик» заключен договор энергоснабжения № <…>. Согласно Приложению №1 к данному договору, объектом присоединения является «Кирпичный завод», расположенный по адресу: <…>.

Между АО «Татэнергосбыт» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» заключен договор энергоснабжения №<…>. Согласно Приложению №1 к данному договору, объектом присоединения, в том числе, является «Комплекс стационарной автозаправочной станции № 8 с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>  (далее – МАЗС №8).

Согласно актам об осуществлении технологического присоединения объекта МАЗС №8 от <…>, <…>, объект опосредованно подключен к КТП № <…> и КТП №<…> АО «Сетевая компания» посредством воздушной линии ВЛ 10 кВ, принадлежащей АО «Керамика».

Согласно письменным пояснениям АО «Сетевая компания» отмечается, что 22.09.2023г. от АО «Керамик» поступило телефонное сообщение о кратковременном (на 10-15 минут) отключении <…> в связи с необходимостью проведения ремонтных работ (искрит разъединитель), в этот же день поступила информация, что устранить повреждение не удалось и ремонт будет завершен в понедельник. Каких-либо сообщений о намерении вывести в ремонт либо из эксплуатации <…> в адрес АО «Сетевая компания не поступало.

26 сентября 2023 года в адрес АО «Татэнергосбыт» поступило письмо от Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» (исх. № <…>), где сообщалось о том, что на МАЗС № 8 с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: <…>, принадлежащего ООО «Татнефть-АЗС Центр» и на находящейся на ее территории электрозарядной станции Дирекции строящихся объектов филиала АО «Сетевая компания» с 22 сентября отсутствует электроэнергия. В границах балансовой и эксплуатационной ответственности Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» повреждения отсутствуют.

27 сентября 2023 года АО «Татэнергосбыт» в адрес АО «Сетевая компания» направило запрос (исх. <…>) об отсутствии электроэнергии на МАЗС №8.

28 сентября 2023 года АО «Татэнергосбыт» в адрес АО «Керамик» направило письмо (исх. <…>) о незамедлительном восстановлении электроснабжения объекта МАЗС №8 ООО «Татнефть-АЗС Центр».

29 сентября 2023 года АО «Сетевая компания» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило письмо (исх. <…>) о том, что МАЗС №8 запитан от сетей <…> кирпичного завода. Каких-либо (плановых, аварийных) отключений в указанный в обращении период АО «Сетевая компания» в рамках балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не проводило.

02 октября 2023 года АО «Керамик» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило письмо (исх. №<…>), где сообщалось следующее «данная линия функционировала более 30 лет и в ходе эксплуатации, аварий и умышленных действий третьих лиц к 2023г. выработала запас прочности, износилась и находилась в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация данной линии стала невозможной…Восстановление работоспособности линии требовало реконструкции (переустройства) объекта электросетевого хозяйства. С целью электроснабжения нашей организации была построена в соответствии с проектом кабельная линия, питание переведено от ВЛ 10 кВ на КЛ 10 Кв. В результате выхода из строя аварийный участок линии ВЛ утратил возможность по передаче электроэнергии, из-за нецелесообразности и невозможности производства ремонта был выведен из эксплуатации по соображениям безопасности. К сожалению, у «АО Керамик» нет ресурсов и финансовой возможности для сохранения аварийного участка линии и восстановления его работоспособности.

Понимая важность линии ВЛ-10 в для электроснабжения на объекте МАЗС №8, АО «Керамик» предпринимало неоднократные меры по уведомлению ООО «Татнефть-АЗС Центр» об аварийном состоянии данного участка, в письменном виде сообщало о предстоящей реконструкции линии, ее возможности выхода из строя, о необходимости обеспечения резервного питания объекта МАЗС №8…Однако ООО «Татнефть-АЗС Центр» проигнорировало все предупреждения и не предприняло никаких мер по предотвращению сложившейся ситуации…

…Обязанности по содержанию или строительству нового объекта взамен вышедшей из строя, фактически не существующей и не нужной нам линии у нас нет…».

03 октября 2023 года АО «Татэнергосбыт» в адрес АО «Керамик» направило ответное письмо (исх. №<…>) на исх. №<…> от <…>, где сообщило о следующем «Вы указываете, что воздушная линия ВЛ-10 кВ, от <…> до здания МАЗС №8, расположенного по адресу…была отключена Вами преднамеренно, для обеспечения безопасности и исключения аварийной ситуации, часть проводов демонтирована…

…АО «Керамик» обязано незамедлительно восстановить электроснабжение объекта МАЗС №8 ООО «Татнефть-АЗС Центр». Прошу Вас в срок до 05 октября 2023 года сообщить АО «Татэнергосбыт» о принятом решении по восстановлению электроснабжения объекта».

05 октября 2023 года АО «Керамик» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило ответное письмо (исх. №<…>) на исх. <…>, где сообщалось, что «АО «Керамик» не совершало умышленных действий по отключению и демонтажу работоспособной воздушной линии ВЛ-10 кВ, собственником которой являлось…В результате действий неустановленных третьих лиц был нанесен ущерб воздушной линии, а именно:

- обрыв провода <…>;

- разрушение опоры <…>;

- разрушение траверсы <…>. 

Передача электроэнергии по воздушной линии не была возможна технически… В результате было произведено отключение неработающего аварийного участка воздушной линии ВЛ-10 кВ…В настоящее время, как уже было сообщено раннее, проводятся работы по реконструкции (переустройства) объектов электросетевого хозяйства, однако в сложной экономической ситуации АО «Керамик», промышленный объект, не имеет свободных средств и находится в поисках финансирования и подрядчиков на выполнение указанных работ. В связи с этим, незамедлительно восстановить электроснабжение объекта невозможно по причине разрушений, указанных выше, возникших в результате действий неустановленных лиц».

19 октября 2023 года АО «Керамик» в адрес АО «Сетевая компания» направило письмо (исх. №<…>), где сообщалось следующее «…мы не понимаем о каком телефонном сообщении от 22.09.2023г. идет речь. АО «Керамик» не совершало умышленных действий по отключению работоспособной воздушной линии ВЛ-10 кВ…АО «Керамик» неоднократно уведомляло о наличии риска невозможности перетока электроэнергии по причине аварийного состояния электросетей».

26 октября 2023 года представителями АО «Татэнергосбыт», АО «Сетевая компания» с участием представителей АО «Керамик» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» был осуществлен осмотр энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства. Согласно акту осмотра №12 установлено следующее: Энергоснабжение объектов АО «Керамик» осуществляется от ПС <…> Граница раздела с АО «Сетевая компания» определена в <…>. Воздушная линия 10 кВ <…>  до границы земельного участка ООО «Акташ». Далее проложена кабельная линия 10 кВ. Выхода кабельной линии в продолжении воздушных линий 10 кВ в сторону территории АО «Керамик» отсутствует. На опорах ВЛ – 10 кВ в количестве четырех проводов, провода отсутствуют.

Энергоснабжение МАЗС №8 ООО «Татнефть-АЗС Центр» осуществляется от <…> опосредованно через ВЛ-10 кВ АО «Керамик». Отпаечный разъединитель, перемычки ВЛ-10 кВ находятся в смонтированном положении. Однако ввиду отсутствия проводов на четырех пролетах <…> отпаечная ВЛ-10кВ в сторону МАЗС №8 находятся без напряжения. Отсутствие напряжения проверено также в РУ-0,4 кВ <…> . При включенных главных коммутационных аппаратах индикация на приборах учета электроэнергии отсутствует.

С точки зрения АО «Татэнергосбыт», действия АО «Керамик» по выводу из эксплуатации объекта электросетевого хозяйства – воздушной линии ВЛ-10кВ –произведены с нарушением действующего законодательства, повлекли препятствие перетоку электроэнергии Объекта МАЗС №8 ООО «Татнефть-АЗС Центр», грубо нарушают не только права потребителей электрической энергии, но и права АО «Татэнергосбыт», которое не может надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору электроснабжения №<…>.

Гарантирующий поставщик отмечает, что объект МАЗС №8 не имеет какого-либо иного технологического присоединения к сетям сетевой организации, кроме как через объекты электросетевого хозяйства АО «Керамик».

По мнению АО «Сетевая компания», до настоящего времени переток электроэнергии по установленной документами о технологическом присоединении объектов схеме отсутствует. Таким образом, АО «Керамик» допустило нарушение п. 4 ст. 26 и п. 1 ст. 44 ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно письменным пояснениям от АО «Керамик» поступившим в адрес Татарстанского УФАС России (вх. № <…>), линия электропередач ООО «Татнефть-АЗС Центр» на сегодняшний день не существует, она физически отсутствует в месте предполагаемого раннее существовавшего подключения к ВЛ-10кВ. В том месте, где раннее находились опоры и линии электропередач ООО «Татнефть-АЗС Центр» сейчас чистое поле. В отсутствие линий, через которое осуществляется подключение, говорить о препятствии к подключению и перетоку энергии необоснованно…Заключение договора между АО «Татэнергосбыт» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» №<…> произведено с нарушением законодательства. Для заключения договора ООО «Татнефть-АЗС Центр» должно было получить технические условия, выполнить их, получить справку о выполнении технических условий, акт технологического присоединения к сетям существующей сетевой организации. Акт технологического присоединения, на основании которого был заключен договор, был подписан вследствие введения АО «Керамик» в заблуждение. В ходе подготовки документов было установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» не получало вышеуказанных документов, не вносило плату за технологическое подключение…Воздушная линия была выведена из эксплуатации не вследствие умысла АО «Керамик», а по причине действий третьих лиц, что сделало невозможным своевременное предупреждение АО «Сетевая компания» и ООО «Татнефть-АЗС Центр». Изменение схемы внешнего снабжения не планировалось. Неустановленными лицами были похищены провода с четырех пролетов… Линия выведена из эксплуатации без участия и не по воле АО «Керамик». Фактически невозможно подать ток на разорванную линию … ООО «Татнефть-АЗС Центр» не были в надлежащем порядке присоединены к сетям АО «Керамик». Отсутствуют технические условия, нет конкретной точки подключения, нет высоковольтного учета в точке присоединения, не справки о выполнении технических условий, акт технологического присоединения выдан ненадлежащим лицом. Единственной сетевой организацией в месте нахождения МАЗС № 8, АО «Керамик» является АО «Сетевая компания». Технологическое присоединение объектов электроэнергетики осуществляется путем технологического присоединения, что должно подтверждаться соответствующим актом. АО «Татэнергосбыт», АО «Татнефть-АЗС Центр» не представили данные акты, подписанные правомочным лицом – АО «Сетевая компания».

Вместе с тем, к письму был приложен дефектный акт участка ЛЭП 10 кВ питающий фидер № <…>, питающий фидер <…> участок ВЛ-10 кВ проходящего по территории «<…>кирпичного завода» от <…>. Согласно данному акту комиссия в составе представителей ООО «Энергостандарт», АО «Керамик» произвели обследование ЛЭП 10 кВ питающий фидер №<…>, питающий фидер №<…> участок ВЛ-10 кВ проходящего по территории «<…>кирпичного завода». В ходе комиссионного обследования установлено, что:

1. Линия электропередач введена в эксплуатацию в 1998 году. Данный участок ЛЭП выполнен проводом марки <…>, траверсы <…>, железобетонные <…>, изоляторы <…>. Провод имеет множественные повреждения в связи с обрывами из-за падения деревьев и умышленных действий третьих лиц, износ вязальной проволоки.

2. Траверсы на данном участке имеют трещины, старение металла. 75% изоляторов <…> имеют сколы, трещины посадочных мест изоляторов. 80% изоляторов <…> имеют сколы, коррозию армировки.

3. Железобетонные опоры <…> имеют множественные трещины и износ порядка 50% железобетонных конструкций. Из-за многочисленных случаев обрыва провода, опоры имеют уклон порядка 20%, что может привести к падению.

В связи с этим эксплуатация данного участка ЛЭП угрожает жизни и здоровью персонала, и повреждению имущества <…>кирпичного завода. Рекомендуем разработать проект реконструкции данного участка.

Вместе с тем, в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство ИП Калмыков С.П. (вх. № <…>) о привлечении его в качестве третьего лица и о дачи значимых комментариев.

Согласно вышеуказанному ходатайству, 26 сентября 2023 года в адрес ИП Калмыков С.П. поступил звонок от энергетика АО «Керамик» с просьбой снять нагрузку с моей линии, так как им необходимо обесточить проходящую линию <…>, якобы для проведения ремонтных работ. Воспользовавшись данной ситуацией АО «Керамик» обесточило и сняло провода с нескольких пролетов высоковольтной линии, которая передает электроэнергию ИП Калмыков С.П., ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Сжиженный газ» и телекоммуникационной вышке ПАО «МТС»…При моей встрече с директором ЗАО «Керамик» в конце октября 2023 года он пояснил, что Общество обесточило и частично демонтировало ВЛ-10 кВ, так как линия им мешает, и они хотят чтобы ее вынесли за пределы предприятия с перемещением точки подключения с опоры, которая находится на предприятии, на эту же линию, но на другую опору…ИП Калмыков С.П. решил произвести реконструкцию и перенос линии с территории АО «Керамик» за свой счет, получив устную информацию от директора АО «Керамик» о том, что по готовности линии, будет незамедлительно возобновлена подача электроэнергии… На монтаж реконструированного участка ВЛ-10 кВ были получены технические условия от <…>. 13 декабря 2023 года монтаж недостающего участка ВЛ-10 кВ был полностью мной закончен…питание на нее подано со стороны со стороны АО «Керамик», препятствий для тока электроэнергии и запитывания МАЗС № 8 ООО «Татнефть-АЗС Центр» нет.      

К ходатайству ИП Калмыков С.П. приложены письма от ЗАО «Керамик» от <…>.в адрес ООО «Кунаклар Йорты», от <…> в адрес ИП Калмыков А.С. Согласно приложенным письмам, ЗАО «Керамик» подтверждает и не возражает отпуск мощности 44 кВт через свои электрические сети ВЛ-10 кВ.

Вместе с тем, приложен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Приволжскими электрическими сетями и потребителем ООО «Кунаклар йорты» Пестречинского района с. Пестрецы, ул. Казанская, д. 10 А от <…>.

Отмечается, что между АО «Татэнергосбыт» и ИП Калмыков С.П. заключен договор энергоснабжения № <…>.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с п. 3 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) режима потребления электрической   энергии,             утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Гарантирующий             поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в п. 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

В силу ч. 4 ст. 26 закона № 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Согласно п. 6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

АО «Керамик» по смыслу положений закона № 35-ФЗ является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения МАЗС №8.

В свою очередь согласно пункту 2 Правил №442 ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;

б) нарушение потребителем своих обязательств (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии, прекращение обязательств по поставке электрической энергии).

г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;

д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя;

е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;

ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;

з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

Вместе с тем, порядок вывода объектов электросетевого хозяйства в ремонт и из эксплуатации установлен Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 86 (далее – Правила № 86).

В соответствии с п. 184-186 Правил № 86, вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (в том числе объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности), не отнесенных к объектам диспетчеризации и не используемых для целей оказания услуг по передаче электрической энергии, осуществляется собственниками таких объектов самостоятельно при условии, что вывод таких объектов из эксплуатации не влечет препятствия перетоку электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства, принадлежащие другим лицам, и не приводит к нарушению условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и качества электрической энергии) (далее - негативные последствия) таких лиц.

В целях вывода из эксплуатации указанных в абзаце первом настоящего пункта объектов электросетевого хозяйства собственник таких объектов направляет в адрес сетевых организаций, линии электропередачи которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, и (или) сетевых организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, уведомление о намерении вывода из эксплуатации указанных объектов.

В случае получения уведомления о наличии негативных последствий (при условии, что указанные негативные последствия не наступают в отношении граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) вывод из эксплуатации указанных в таком уведомлении объектов осуществляется в порядке, определяемом соглашением о порядке вывода из эксплуатации, заключаемом между собственником указанных объектов электросетевого хозяйства и лицами, указанными в абзаце первом пункта 184 настоящих Правил (за исключением граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью), а в случае недостижения соглашения о таком порядке - в соответствии с пунктом 186 настоящих Правил.

В случае получения указанного в пункте 184 настоящих Правил уведомления о наличии негативных последствий в отношении граждан, использующих электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, энергопринимающие устройства которых присоединены к указанным объектам электросетевого хозяйства, собственник таких объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в сетевую организацию, к электрическим сетям которой опосредованно присоединены энергопринимающие устройства указанных граждан, с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств указанных граждан к электрическим сетям сетевой организации в порядке, определенном Правилами технологического присоединения.

Вывод из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не отнесенных к объектам диспетчеризации, указанных в настоящем пункте, возможен после завершения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств лиц, указанных в абзаце первом пункта 184 настоящих Правил, к электрическим сетям сетевой организации.

Таким образом, АО «Керамик» необходимо было уведомить АО «Сетевая компания» о намерении вывода из эксплуатации воздушной линии ВЛ-10 кВ. В случае получения уведомления о наличии негативных последствий, Обществу нужно было обратиться к АО «Сетевая компания» с заявкой об изменении схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Далее, после завершения мероприятий по изменению схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств к электрическим сетям, вывести из эксплуатации объект электросетевого хозяйства.

Общество не предприняло все зависящие меры по соблюдению норм действующего законодательства, фактически создало ситуацию, при которой потребители, подключенные опосредованно через электрические сети АО «Керамик», в отсутствии на то законных оснований было лишено электроэнергии, что нарушает правила недискриминационного допуска к услугам по передаче электроэнергии, предусмотренные Правилами № 861.

Таким образом, в действиях АО «Керамик» усматривается нарушение Правил № 861, выразившегося в препятствовании перетоку подачи электроэнергии.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, согласно которой, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения АО «Керамик» административного правонарушения – 22.09.2023г.

Местом совершения административного правонарушения является Пестречинский район, с. Новое Шигалеево.

Определением (исх. № АР-05/14050 от 29.12.2023г.) было возбуждено дело № 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В целях извещения АО «Керамик» о дате, времени и месте составления протокола по адресу регистрации АО «Керамик» было направлено вышеуказанное определение. Согласно почтовому идентификатору, уведомление получено адресатом 11 января 2024 года.

АО «Керамик» о дате и месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

Вместе с тем, в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Татнефть-АЗС Центр», согласно которым <…>  в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» поступило письмо от АО «Керамик» №<…>, где было указано: «В связи с аварийным состоянием участка воздушной линии ВЛ 10 кВ. <…>, проходящей по территории <…>кирпичного завода будут проведены работы по реконструкции питающих электрических сетей 10 кВ согласно проекта. В связи с этим прежняя схема питания ВЛ 10 кВ будет изменена на питание КЛ 10 кВ, а аварийный участок ВЛ демонтирован. Начало работ запланировано на 22 августа, настоятельно рекомендуем вам рассмотреть возможность резервного питания вашей автозаправочной станции и последующего выноса участка ВЛ 10 кВ, проходящего по территории <…>кирпичного завода, т.к. электроснабжение данного участка будет прекращено.

<…> Общество направило в адрес АО «Керамик» требование о срочном восстановлении электроснабжения МАЗС № 8 (Письмо от <…>).

На сегодняшний день электроснабжение объекта МАЗС № 8 осуществляется на основании договора № <…> об осуществлении технологического присоединения с применением временной схемы электроснабжения к электрическим сетям АО «Сетевая компания»…О наличии раннее существовавших сетей, линий, столбов электропередач сообщаем, что участок линии электропередач ООО «Татнефть-АЗС Центр» на территории АО «Керамик» отсутствуют. Однако при обследовании территории, выявлено, что за пределами предприятия АО «Керамик» появился новый участок линии электропередач.

11 января 2024 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило дополнение к раннее направленной жалобе АО «Татэнергосбыт» (<…>). Согласно данному письму АО «Татэнергосбыт» сообщает, что доводы АО «Керамик» являются несостоятельными…АО «Керамик» как лицо, через объекты электросетевого хозяйства которого осуществляется переток электроэнергии на объекты другого потребителя, должно было при прокладке кабельной линии 10 кВ предусмотреть возможность обеспечения электроснабжения Объекта МАЗС № 8, например, путем создания разрыва в <…> и проведения технических мероприятий по установке в месте разрыва линии распределительного устройства РУ-10 кВ, с установкой коммутационного аппарата для подключения спуска с опоры участка кабеля, а также установки опоры с линейным разъединителем для подключения ВЛ.

В ходе рассмотрения дела № 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении в адрес Татарстанского УФАС России представлен акт АО «Татэнергосбыт» № 13 от 13.12.2023г. на предмет проверки (осмотра) ВЛ-10 кВ. Согласно указанному акту установлено, что по обращению АО «Керамик» от 12.12.2023г. осуществлен выезд на территорию кирпичного завода АО «Керамик». В ходе осмотра установлено, что отпаечный разъединитель <…> и линия 10кВ в сторону АЗС-8 ПАО «Татнефть АЗС Центр» отсутствуют, в следствие демонтажа, т.е. на границе раздела по БП и ЭО между АО «Керамик» и ПАО «Татнефть АЗС-Центр».

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России отмечает, что на дату рассмотрения материалов обращений, информации об отсутствии проводов на территории ООО «Татнефть АЗС Центр» в адрес Татарстанского УФАС России не поступало. Факт отсутствия линий на территории ООО «Татнефть АЗС Центр» не подтверждается актом осмотра от 26.10.2023г.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении в адрес Татарстанского УФАС России АО «Керамик» представлено соглашение от <…>. Согласно данному соглашению, ООО «Татнефть-АЗС Центр» (Сторона 1), АО «Керамик» (Сторона 2), ИП Калмыков С.П. (Сторона 3) заключили соглашение в целях урегулирования технических вопросов электроснабжения на следующих условиях:

1. Стороны подтверждают, что в период с сентября 2023 года по декабрь 2023 года, вследствие действий неустановленных лиц была утрачена возможность передачи электрической энергии по воздушной линии электропередачи «<…>. Сперва был утрачен провод <…> с трех опор ЛЭП 1, иные элементы ЛЭП, затем были демонтированы опоры и провод <…> с воздушной линии электропередачи «Татнефть АЗС-<…>от опоры номер <…>в сторону АЗС номер 8 и ИП Калмыков С.П.» (Далее – ЛЭП 2) на дистанции более 200 метров. Вследствие отсутствия непрерывной линии электропередач утратилась возможность передачи электрической энергии от поставщика в адрес Стороны 1 и Стороны 3.

2. Для обеспечения возможности передачи электрической энергии Стороной 3 была смонтирована воздушная линия электропередачи «Татнефть АЗС, ИП Калмыков С.П. – отпайка <…> от опоры номер <…> в сторону АЗС номер 8 и далее ИП Калмыков С.П. (далее – ЛЭП 3).

3. На дату заключения настоящего соглашения Стороны произвели подключение ЛЭП 3 Стороны 1 и 3 к линии электропередачи Стороны 2 для передачи по ней электроэнергии…На момент подписания настоящего соглашения Сторона 3 запитана от Стороны 2, технологическое присоединение восстановлено, претензий у Стороны 1 и 3 к иным сторонам нет.

4. Стороны подтверждают, что на дату заключения соглашения не имеют каких-либо взаимных претензий в связи с событиями по выводу третьими лицами из строя ЛЭП 1, ЛЭП 2. Стороны заверяют друг друга в готовности обеспечения электроснабжения с помощью ЛЭП 3 и совершения всех возможных и необходимых действий для исключения перебоев поставки электроэнергии в будущем.

5. Настоящее соглашение направлено на урегулирование возможных споров между Сторонами по поводу изменения пути снабжения Стороны 1 и 3 электрической энергией, выхода из строя ЛЭП 1 и ЛЭП 2, исчерпывающим образом фиксирует договоренности сторон, их намерения и отсутствие взаимных претензий.

Однако, Татарстанское УФАС России отмечает, что вышеуказанное соглашение не отменяет факта нарушения Правил № 861 АО «Керамик», выразившегося в препятствовании перетоку подачи электроэнергии потребителям, подключенных опосредованно через электрические сети указанного Общества. Вместе с тем, АО «Керамик» заблаговременно было проинформировано о ветхом состоянии линий ВЛ 10кВ. Так, в следствие принятия все зависящих мер Обществом по соблюдению норм действующего законодательства, лишения электроэнергии у вышеуказанных потребителей можно было избежать.

18 января 2024 года [должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «Керамик» (юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул.  Аделя Кутуя, зд. 118, помещение 30, ОГРН: 1031630200832, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: 1660029270, КПП: 166001001) (исх. № 05-05/333). Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении было назначено на 01 февраля 2024 года в 10 часов 00 минут.

В день вынесения постановления по настоящему административному делу (01 февраля 2024 года в 10 часов 40 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России явились:

- представители ООО «Татнефть-АЗС Центр»: <…>, <…>;

- представители АО «Татэнергосбыт»: <…>;

- представитель АО «Сетевая компания»: <…>;

- представители АО «Керамик»: <…>, <…>.

- ИП Калмыков С.П., личность удостоверена паспортом.      

В ходе рассмотрения дела № 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении в адрес Татарстанского УФАС России от АО «Керамик» представлены письменные возражения на протокол № 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении. Согласно данным возражения, изложенные в протоколе обстоятельства не подтверждаются надлежащими доказательствами, опровергаются представленными в дело документами. Так:

1. Отсутствие события административного происшествия – АО «Керамик» не препятствовало перетоку электроэнергии. Общество не совершало действий по препятствованию перетока электроэнергии. Вследствие действий третьих лиц сперва во время планового ремонта были похищены провода с нашей линии электропередач. Пока решался вопрос о способах и сроках ремонта, неизвестными нами лицами была демонтирована подключенная линия электропередач ООО «Татнефть-АЗС Центр»…2. Отсутствует объективный состав правонарушении. Ответственность по ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена за препятствование перетоку электроэнергии законно подключенным абонентам…Акт об осуществлении технологического присоединения №<…>. между АО «Керамик» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» был подписан в нарушение законодательно установленной процедуры, в отсутствие необходимого комплекта документов, неуполномоченным на подписание такого акта лицом…

Татарстанское УФАС России сообщает, что объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела 016/04/9.21-1780/2023 об административном правонарушении были установлены факты АО «Керамик» нарушения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, выразившиеся в препятствовании перетоку энергии через объекты АО «Керамик», что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, в день вынесения постановления по настоящему административному делу (01 февраля 2024 года в 10 часов 40 минут), представители ООО «Татнефть-АЗС Центр» пояснили, что электроснабжение объекта МАЗС № 8 осуществляется на основании договора № <…> об осуществлении технологического присоединения с применением временной схемы электроснабжения к электрическим сетям АО «Сетевая компания». Подключение на данный момент (01 февраля 2024 года) к новой (построенной) линии не происходило. Обществом поданы документы в АО «Сетевая компания», после завершения процедуры оформления всех необходимых документов, ООО «Татнефть-АЗС Центр» подключится к новой (построенной) линии.

В ходе рассмотрения административного дела № 016/04/9.21-1780/2023 от АО «Керамик» доказательств, опровергающих установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства неправомерного препятствованию перетоку электрической энергии, не поступало.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного штрафа по делу № 016/04/9.21-1780/2023 в отношении АО «Керамик» смягчающие административную ответственность обстоятельства или отягчающие обстоятельства, должностным лицом не установлены.

В соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса об административных правонарушениях РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При рассмотрении дела № 016/04/9.21-1780/2023 не установлено наличие таких обстоятельств, как причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наличие имущественного ущерба.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ не является случаем, при котором запрещена замена административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Рассматриваемое административное правонарушение совершено АО «Керамик» впервые, негативные последствия, приведенные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, отсутствуют. В связи с чем должностное лицо, рассматривающее настоящее дело об административном правонарушении, полагает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: 2.1, 2.4, 3.4, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.5, 9.21, 23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо АО «Керамик» (юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул.  Аделя Кутуя, зд. 118, помещение 30, ОГРН: 1031630200832, Дата присвоения ОГРН: 05.01.2003, ИНН: 1660029270, КПП: 166001001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ заменить назначение наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии со статьей 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[должностное лицо]                                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны