Решение №04-04/1465 Решение по делу №016/07/3-165/2021 от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1465 от 10.02.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Филиала «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.09.2020г. №1.1.6.2-1301), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.01.2021г. №Д-7), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.01.2021г. №Д-5), в присутствии представителей заявителя ООО «ХайТэк» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 31.12.2020г. №31-12-2020-1), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 05.02.2021г. №05-02-2021-1), <…> – [должностное лицо] (в качестве слушателя), рассмотрев жалобу заявителя ООО «ХайТэк» (вх. №771/ж от 22.01.2021г.) на действия заказчика Филиала «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении закупки №32009824226 на предмет: «Создание первой очереди комплекса резервного копирования и восстановления информационных систем в филиале «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении конкурса в электронной форме №32009824226 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 21.12.2020 года.

Заказчик – Филиал «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Начальная (максимальная) цена договора – 10 829 748,33 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 1 февраля 2021 года представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В ходе заседании Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 8 февраля 2021 года.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее – Положение), утвержденным 31.08.2020г.

Пунктом 1 статьи 23 Положения установлено, что Комиссия рассматривает заявки на участие в конкурентной закупке на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке и соответствие Участников закупки требованиям, установленным документацией о закупке. По результатам рассмотрения Комиссией принимается решение о допуске или отказе в допуске Участника закупки к дальнейшему участию в конкурентной закупке.

Согласно пункту 3 статьи 23 Положения участнику закупки будет отказано в допуске к дальнейшему участию в конкурентной закупке в случае:

1) непредставления документов, копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о закупке и настоящим Положением;

2) несоответствия представленных документов, копий документов, а также иных сведений требованиям, установленным документацией о закупке и настоящим Положением;

3) установления факта наличия в представленных документах, копиях документов, а также в иных сведениях, установленных документацией о закупке и настоящим Положением, недостоверных сведений об Участнике закупке или о товарах, работах, услугах, в отношении которых осуществляется закупка;

4) несоответствия Участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, документацией о закупке;

5) если предложение о товарах, работах, услугах в заявке на участие в закупке не является предметом закупки;

6) если предложение цены договора (лота) в заявке на участие в закупке превышает начальную (максимальную) цену договора (лота), указанную в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Положения в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурентной закупке Комиссией ведется протокол рассмотрения заявок или протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурентной закупке, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии и Заказчиком. Указанный протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через 3 (три) дня со дня подписания протокола.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок конкурса в электронной форме от 18.01.2021г. №32009824226-01 заявка участника (№ регистр. заявки – 214277) признана несоответствующей требованиям, предусмотренным п.1 ч.1. статьи 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», п. 25 Информационной карты о конкурсе в электронной форме «Требования к содержанию и составу заявки Участника закупки в электронной форме».

Установлено требование: наличие действующей лицензии на:

- деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», включающей следующий перечень работ и услуг:

• услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации).

Участником закупки предоставлена копия действующей лицензии на:

- деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», включающей следующий перечень работ и услуг:

• услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Согласно доводам заявителя, во исполнение указанного требования ООО «ХайТэк» к заявке на участие в конкурсе была приложена полностью соответствующая требованиям аукционной документации лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, регистрационный номер <...> от 15 мая 2018 года. Таким образом, действия заказчика по отклонению заявки на участие в закупке являются неправомерными.

Кроме того, заказчиком не установлены виды работ, для выполнения которых нужна требуемая лицензия ФСТЭК России на деятельность по установке, монтажу, наладке, испытаниям средств защиты информации.

Из предмета проекта контракта следует, что поставщик обязуется осуществить поставку оборудования и выполнить работы по созданию первой очереди комплекса резервного копирования и восстановления информационных систем в филиале «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В перечисленных выше требованиях отсутствуют работы по установке, монтажу, наладке, испытаниям средств защиты информации.

Проанализировав техническую часть аукционной документации и положения проекта государственного контракта, заявитель полагает, что объект закупки не предусматривает работы по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации. Следовательно, заказчиком в п. 26 Информационной карты неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», включающей услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации).

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию подлежат следующие виды деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:

а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:

в средствах и системах информатизации;

в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;

в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;

в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);

б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;

г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:

средств и систем информатизации;

помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

защищаемых помещений;

е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Пунктом 26 конкурсной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в том числе, соответствие Участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, а именно:

- наличие действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», включающей следующий перечень работ и услуг:

- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации).

Согласно техническому заданию назначением создания первой очереди КРКиВИС Филиала является резервное копирование и восстановления данных информационных систем, обеспечивающих:

информационную безопасность;

бухгалтерский учет;

управление кадрами;

обмен мгновенными сообщениями;

файловый обмен;

электронную почту;

электронный документооборот;

корпоративный портал;

управление доступом на территорию;

служба каталогов, служба динамической настройки узла сети DHCP, служба доменных имен DNS;

видеонаблюдение;

управление проектами.

Целью создания первой очереди КРКиВИС Филиала является обеспечение возможности восстановления данных информационных систем в следующих случаях:

аппаратных сбоев серверного оборудования;

логических ошибок функционирования системного и прикладного программного обеспечения;

ошибочных действий администраторов ИС и администраторов ИБ Филиала;

негативного воздействия вредоносного ПО (в том числе от «вирусов-шифровальщиков»).

Работы по созданию первой очереди КРКиВИС Филиала Подрядчик выполняет в 5 (пять) этапов:

1 этап: разработка рабочей, эксплуатационной, организационно-распорядительной и приемо-сдаточной документации;

2 этап: поставка оборудования;

3 этап: поставка сертификатов на техническую поддержку;

4 этап: передача программного обеспечения (передача прав на использование ПО);

5 этап: внедрение первой очереди КРКиВИС Филиала.

В рамках 5 этапа проводится внедрение первой очереди КРКиВИС Филиала Подрядчик выполняет следующие мероприятия:

Монтаж оборудования, включающий в себя:

проведение монтажа оборудования, указанного в Таблице №1 «Спецификация поставляемого оборудования» Спецификации (Приложение №3 к настоящему Договору) в серверном помещении на 3 этаже здания КДП;

оформление акта завершения монтажных работ.

Установка и настройка компонентов КРКиИВС включающая в себя:

установку и настройку оборудования и ПО;

настройка хранилищ резервных копий;

интеграция и настройка системы виртуализации;

установка агентов резервного копирования;

настройка заданий резервного копирования данных;

оформление акта завершения предварительной настройки.

Проведение предварительных испытаний, включающие в себя:

проведение испытаний первой очереди КРКиВИС на соответствие требованиям ТЗ в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;

устранение неисправностей и внесение изменений в рабочую, эксплуатационную, организационно-распорядительную и приемо-сдаточную документацию (при необходимости);

оформление протокола предварительных испытаний;

оформление акта приемки в опытную эксплуатацию.

Проведение опытной эксплуатации, включающую в себя:

проведение инструктажа для сотрудников Заказчика;

проведение тестирования первой очереди КРКиВИС и анализ результатов в соответствии с программой опытной эксплуатации;

устранение неисправностей и внесение изменений в рабочую, эксплуатационную, организационно-распорядительную и приемо-сдаточную документацию (при необходимости);

оформление журнала опытной эксплуатации;

оформление акта завершения опытной эксплуатации.

Проведение приемо-сдаточных испытаний, включающие в себя:

проведение испытаний первой очереди КРКиВИС на соответствие требованиям ТЗ в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

устранение неисправностей и внесение изменений в рабочую, эксплуатационную, организационно-распорядительную и приемо-сдаточную документацию (при необходимости);

оформление протокола приемочных испытаний;

оформление акта приемки в промышленную эксплуатацию.

Согласно пояснениям заказчика, участником закупки предоставлена копия действующей лицензии на: деятельность по технической защите конфиденциальной информации, включающей следующий перечень работ и услуг: услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)».

В соответствии с пп. «е» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации,  технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

В копии действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации заявителя отсутствуют услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации в части программных (программно-технических) средств защиты информации.

В соответствии с п.п. 6.4 Технического задания в локальной вычислительной сети Филиала передается, обрабатывается и хранится информация ограниченного распространения, информация, составляющая коммерческую тайну, персональные данные и открытая информация, по отношению к которой Филиал выступает в качестве обладателя информационных систем.

Информация, приведенная в п.п. 5.1, 5,2, 6.1, 6.4 свидетельствует о том, что работы по созданию первой очереди комплекса резервного копирования и восстановления информационных систем Филиала нацелены на обеспечение защиты  информации путем выполнения резервного копирования и восстановления систем, в частности для защиты информации в случаях негативного воздействия вредоносного программного обеспечения (в том числе от «вирусов-шифровальщиков») или например, для технической  защиты информации информационных систем, обрабатывающих персональные данные.

В соответствии с п. 8 части 2 Приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 года «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при  их обработке в информационных системах персональных данных» (далее  Приказ №21) в состав мер по обеспечению безопасности персональных данных, реализуемых в рамках системы защиты персональных данных с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и применяемых информационных технологий, входят в частности обеспечение доступности персональных данных и защиты среды виртуализации. В соответствии с Приложением к составу и содержанию организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных Приказа №21 определены меры по обеспечению доступности и защиты среды виртуализации персональных данных:

- ОДТ. 4. Периодическое резервное копирование персональных данных на резервные машинные носители персональных данных;

- ОДТ. 5. Обеспечение возможности восстановления персональных данных с резервных машинных носителей персональных данных (резервных копий) в течение установленного временного интервала;

- ЗСВ. 8. Резервное копирование данных, резервирование технических средств, программного обеспечения виртуальной инфраструктуры, а также каналов связи внутри виртуальной инфраструктуры.

Соответственно для выполнения требований Приказа №21, для нейтрализации актуальных угроз информационной безопасности, для обеспечения мер по обеспечению безопасности персональных данных создастся первая очередь комплекса резервного копирования и восстановления информационных систем в Филиале.

Таким образом, комплекс резервного копирования создается не только для защиты информации (данных), но и сам выступает в качестве способа, меры, средства защиты информации (ограниченного распространения информации, составляющей коммерческую тайну, персональных данных).

Работы по монтажу отражены в п.п. 8.6.1 Технического задания, работы по установке отражены в п.п. 8.6.2 Технического задания, работы по наладке и испытаниям отражены в п.п. 8.6.2 - 8.6.5 Технического задания, работы по ремонту могут потребоваться в случае выхода из строя оборудования в ходе выполнения работ (п. 8 Технического задания), либо в ходе выполнения гарантийных обязательств (п.п. 12.1 Технического задания).

Таким образом, учитывая вышеизложенное Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика по установлению требований к участникам закупки в соответствии с установленными в техническом задании требованиями к выполнению работ о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, включающей следующий перечень работ и услуг: услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации) соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, реализуя свое право на участие в закупке, ООО «ХайТэк» согласившись на условия проведения процедуры, подало соответствующую заявку.

Следовательно, заявитель, подавая заявку на участие в закупке выразил свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в конкурсной документации, в том числе в части наличия лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации согласно установленным видам работ.

В рамках проведения закупки заказчиком был опубликован ответ на запрос разъяснений, поступивший от участника, согласно которому заказчиком было указано о необходимости наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», включающей следующий перечень работ и услуг:

- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации).

Соответственно, положения документации не носили для участника субъективный характер, заявитель на этапе подачи заявок был осведомлен об установленных заказчиком требованиях о наличии лицензии.

В ходе анализа заявки заявителя Комиссией установлено, что заявка участника содержала лицензию рег. номер <...> от 15 мая 2018г. на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. В представленной заявителем копии лицензии на деятельность по защите конфиденциальной информации отражены были следующие виды работ:

- проектирование в защищённом исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений;

 - контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и се модификации в средствах и системах информатизации;

- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действующей лицензии заявителя на деятельность по технической защите конфиденциальной информации отсутствуют услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации в части программных (программно-технических) средств защиты информации.

Кроме того, в ходе заседании Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв до 8 февраля 2021 года.

Антимонопольным органом в целях всестороннего рассмотрения жалобы ООО «ХайТэк» был направлен запрос (исх. №АЯ-04/1114 от 02.02.2021г.) в адрес Федеральной службы по техническому и экспортному контролю о предоставлении информации о соответствии приложенной участником ООО «ХайТэк» в составе заявки лицензии №3475 от 15.05.2018г. установленным заказчиком требованиям о наличии лицензии по технической защите конфиденциальной информации, содержащей в себе услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации) с направлением копии лицензии.

В ответ на запрос был получен ответ (исх. №240/13/543 от 06.02.2021г.) от ФСТЭК России согласно которому, по результатам рассмотрения установлено, что в лицензии ООО «ХайТэк» регистрационный номер <...> от 15.05.2018г. отсутствует перечень услуг по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации), заданных в требованиях заказчика закупки к лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «ХайТэк» (вх. №771/ж от 22.01.2021г.) на действия заказчика Филиала «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении закупки №32009824226 на предмет: «Создание первой очереди комплекса резервного копирования и восстановления информационных систем в филиале «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Сергеевна, (843)238-24-86

Связанные организации

Связанные организации не указаны