Решение №АР-05/422 Решение по делу №016/01/10-859/2019 от 17 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/422 от 17.01.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-859/2019 в отношении ООО «Газпром газомоторное топливо» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации компримированного природного газа через АГНКС Республики Татарстан,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, по результатам личного приема представителя ООО «Нижнекамское ПАТП» в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

ООО «Нижнекамское ПАТП» осуществляет основной вид деятельности «Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам» на территории г. Нижнекамска Республики Татарстан с использованием автотранспорта на компримированном природном газе (далее также – метан или КПГ).

На начало 2019 года на территории Республики Татарстан действует 18 АГНКС общего пользования:

- г. Альметьевск, ул. Объездная,40

- г. Бугульма, ул. Ивана Гончарова, д. 10, лит.Б

- г. Бугульма, ул. Ленина, 160

- г. Буинск, ул. Ефремова 1Д

- г. Елабуга, Окружное шоссе, 23Г

- г. Казань, Мамадышский тракт, 55 (с. Константиновка)

- г. Казань, Оренбургский тракт 146

- г. Казань, Советский район, пр. Победы, д. 109Б

- г. Казань, ул. Химиков, 37

- г. Лениногорск, ул. Бугульминская, 41

- г. Набережные Челны, Сармановский тракт, р-н развилки на базу строительной индустрии

- г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, 67

- г.Зеленодольск, ул. Кирпичная, 16

- пгт. Алексеевское, с. Лебяжье, ул. В. Абрамова, 36

- Мамадышский р-н, земли племзавода «Мамадышский»

- а/д Н.Челны-Нижнекамск в районе Промзоны и по ул. Первопроходцев, 19

- с. Шемордан, на территории Шеморданского ЛПУМГ.

17 АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, принадлежат ООО «Газпром газомоторное топливо» (ИНН 3905078834), 9 из которых до 31.12.2018 эксплуатировались ООО «Газпром трансгаз Казань» (ИНН 1600000036) на основании арендного договора, в настоящее время все АГНКС находятся в эксплуатации ООО «Газпром газомоторное топливо». АГНКС в с. Шемордан находится в собственности ООО «Газпром трансгаз Казань», однако не является заправочной станцией общего пользования. Иных АГНКС общего пользования на территории Республики Татарстан не имеется.

Таким образом, иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО «Газпром газомоторное топливо», на рынке розничной реализации метана в границах Республики Татарстан не имеется.

Согласно предоставленным в адрес антимонопольного органа сведениям цены на КПГ для розничной реализации через все АГНКС устанавливаются приказами ООО «Газпром газомоторное топливо», в том числе, ранее устанавливались и для ООО «Газпром трансгаз Казань» (согласно пункта №7 Поручения Заместителя Председателя Правления ОАО «Газпром» №03-16 от 10.06.2014г.).

По состоянию на настоящее время цены на КПГ на АГНКС Республики Татарстан, согласно данным, размещенным в сети «Интернет» по адресу https://gazprom-agnks.ru/prices/, установлены в размере 16,20 руб/куб.м., в целом изменение цен представлено следующим образом:

<…>

Таким образом, с начала 2015 года цена розничной реализации на КПГ на АГНКС Республики Татарстан возросла на 54,29%.

Согласно п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действие (бездействие), выраженное в установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, действия ООО «Газпром газомоторное топливо» в части установления монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан содержат признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России (исх.№ 01/254-к от 18.06.2019) о возбуждении дела № 016/01/10-859/2019 по признакам нарушения ООО «Газпром газомоторное топливо» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан.

Ответчик выразил несогласие с вменяемым нарушением, в пояснениях исх.№01.04.-01/0302-19 от 18.07.2019 и дополнениях того же номера от той же даты указал, что:

- цена на КПГ не регулируется государством, устанавливается на конкурентном рынке.

- общество не является монополистом на рынке, конкурирует с розничными продавцами альтернативных видов топлива, к которым потребитель всегда может уйти, если цена на КПГ будет недостаточно конкурентной.

- у некоторых АГНКС низкий уровень загрузки, что делает высокой себестоимость топлива.

Определением о назначении дела к рассмотрению у Ответчика была запрошена, помимо прочего, подробная калькуляция (экономическое обоснование) фактических цен, установленных на отпуск КПГ с АГНКС Республики Татарстан.

В ответ на указанный пункт запроса Ответчик в пояснениях исх.№01.04.-01/0302-19 от 18.07.2019 предоставил «расчет цены на КПГ за 2018 год», представляющий собой описание порядка формирования ценового коридора, в рамках которого, согласно пояснениям, осуществляется формирование розничной цены Обществом.

В дополнениях (вх.№13837 от 26.08.2019) ответчик еще раз обратил внимание Комиссии на то, что ценообразование происходит в рамках ценового коридора, построенного по описанному ранее алгоритму.

Исходя из предоставленного алгоритма расчета Комиссией установлено, что ценовой коридор формируется Ответчиком на основании сравнения цен на другие виды топлива: бензины, дизель, сжиженный углеводородный газ, взятых, согласно пояснениям, из неустановленных «исследовательских агентств» и «открытых источников», с учетом стоимости переоборудования транспортного средства на КПГ, рассчитанной исходя из сведений, полученных и обобщенных неустановленным способом от собственных контрагентов ответчика (устные пояснения на заседании Комиссии 25 июля 2019 года).

Максимальная цена, исходя из пояснения, «не может быть выше цены СУГ».

Также предоставлена таблица «расчет удельно-переменных затрат на 1м3 газа по Республике Татарстан». При этом, на заседании Комиссии 29 августа 2019 года было пояснено, что себестоимость топлива считается по каждой заправочной станции в отдельности.

По итогам изучения указанных сведений Комиссией установлено, что Ответчик не смог предоставить конкретного экономического обоснования формирования цены КПГ, устанавливаемой на территории Республики Татарстан. Предоставленные пояснения представляют собой общее описание процесса расчета ценового коридора и удельно-переменных затрат без указания конкретного состава каждой строки затрат и их относимости к действительно применяемому ценовому расчету; без указания конкретных источников получения информации и подтверждения конкретных сведений, содержащихся в таких источниках (средние розничные цены на топливо в регионе, стоимость переоборудования на СУГ и другое); без указания конкретного применяемого расчета, посредством которого получены конечные показатели, без указания взаимосвязи используемой формулы расчета и расчетом удельно-переменных затрат. Устно представители Ответчика в ходе заседания также не смогли конкретизировать предоставленные сведения.

Документы, подтверждающие заявленные расходы, к материалам дела также не приложены, что не позволяет установить действительное наличие и относимость заявленных расходов.

При этом, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Зависимость устанавливаемой цены топлива не от экономической составляющей, а от иных факторов подтверждается также пояснениями представителя Ответчика (комиссия 25 июля 2019 года) о том, что цены, например, в Саранске, были снижены ввиду снижения цен на СУГ.

В ответ на повторный запрос Комиссии о необходимости предоставления подробное экономическое обоснование с расшифровкой учтенных затрат по каждой строке расходов цены КПГ отдельно по АГНКС, с обязательным приложением копий документов, подтверждающих каждое положение заявленных расходов, в том числе о конкретизированном составе с указанием величины по каждой составляющей, Ответчик письмом исх.№01.04-01/0424-19 от 17.10.2019 предоставил в адрес Управления «расшифровку учтенных затрат по АГНКС регионов Российской Федерации». При этом, к прилагаемым документам повторно не приложены документы, подтверждающие заявленные расходы, к материалам дела также не приложены, что не позволяет установить действительное наличие и относимость заявленных расходов. Также повторно отсутствуют сведения об относимости заявленных расходов к устанавливаемым ценам.

Проверив указанные доводы, исследовав предоставленные документы, Комиссией установлено следующее.

ООО «Газпром газомоторное топливо» создано решением ПАО «Газпром», в настоящее время принадлежит в равных долях ООО «Газпром активы СПГ» (ИНН 3906229324) и ООО «Статус» (ИНН 7728520086).

Стратегическая цель компании — расширение использования природного газа (метана) на транспорте, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке моторных топлив России. Основные направления деятельности – реализация природного газа в качестве моторного топлива под брендом EcoGas, строительство и эксплуатация газомоторной инфраструктуры сети АГНКС «Газпром», взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, автопроизводителями по комплексному развитию рынка, популяризация использования природного газа на транспорте.

В настоящее время в управлении «Газпром газомоторное топливо» находятся 235 газозаправочных объектов в 62 регионах России, 17 площадок с передвижными автогазозаправщиками (ПАГЗ). Всего на территории России расположены 408 газозаправочных объектов, 311  из них принадлежат Группе «Газпром». Общая производительность газозаправочной сети компании составляет 2,2 млрд куб. м природного газа в год.

Единственным владельцем ООО «Газпром трансгаз Казань» является ПАО «Газпром», который также является единственным владельцем ООО «Газпром активы СПГ».

ООО «Газпром газомоторное топливо» и ООО «Гапром трансгаз Казань» входят в группу лиц по смыслу ст. 9 Закона о защите конкуренции через ПАО «Газпром», соответственно, все АГНКС на территории республики принадлежат группе лиц ПАО «Газпром».

Закупка газа для последующей реализации через АГНКС осуществляется ООО «Газпром газомоторное топливо» у АО «Газпром межрегионгаз Казань» на основании договора поставки газа №15845-333-ФСТ/19 от 20 декабря 2018 года (ранее – на основании договоров №170-16-П от 26.02.2016, №15 845/ГМТ-2510.10.2015 от 15.10.2015, №15845-333-ФСТ/17/ГМТ/Кзн-170.12.2016) по ценам:

<…>

Из указанных данных следует, что рост закупочных цен на газ с конца июля 2015 года по настоящее время является не существенным, не сопоставимым с темпом роста цен розничной реализации.

Поставка газа для реализации через АГНКС осуществляется посредством газопроводов, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Казань».

По данным ООО «Газпром трансгаз Казань» (исх.№03/01-9625 от 15.10.2019) к сетям газоснабжения Общества на территории Республики Татарстан, помимо Ответчика по делу, подключена АГНКС АО «Челны-Хлеб» по адресу: г. Набережные Челны, ул. Хлебный проезд, д. 23. Данная АГНКС, согласно пояснениям участвующих в деле лиц, эксплуатируется для собственных нужд организации.

По данным АО «Газпром межрегионгаз Казань» (исх.№884/9 от 30.09.2019) иным лицам, помимо ответчика по делу и АО «Челны-Хлеб», отпуск газа для целей обеспечения деятельности АГНКС на территории Республики Татарстан не осуществляется.

Объем потребляемого АО «Челны-Хлеб» газа составил:

- за 2018 год – <…>;

- за 2019 год – <…>.

Из указанного следует, что средние закупочные цены газа для АО «Челны-Хлеб» (6,23-6,61 руб.) превышают закупочные цены для ООО «Газпром газомоторное топливо» (5,95-6,12 руб.) за аналогичный период.

Несмотря на изложенное, АО «Челны-Хлеб», являясь потребителем ООО «Газпром газомоторное топливо», принято для себя решение об экономической целесообразности открытия АГНКС для собственных нужд, которую успешно эксплуатирует с 2018 года по настоящее время.

Сведения об объемах реализации КПГ ответчиком приведены в таблице ниже:

<…>

Указанные данные свидетельствуют о значительном увеличении объема сбыта товара Ответчиком с 2016 года, что повышает полезный отпуск заправочных станций ООО «Газпром газомоторное топливо».

Также Ответчик указал на наличие на территории республики скидочных программ покупателям КПГ, которые, по мнению Общества, делают приобретение метана выгодным для потребителя. По предоставленным сведениям, реализация топлива со скидками составила:

- за 2017 год – <…>;

- за 2018 год – <…>;

- за январь-июль – <…>.

В 2016 году скидки не предоставлялись.

Таким образом, Комиссия установила незначительность объема реализации товара с учетом скидок, соответственно, скидочные программы не могут влиять на общий порядок обращения товара на рынке.

По данным ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» (размещены по адресу http://ter.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2071422.pdf), по состоянию на 22 октября 2019 года цены на КПГ в республике находятся на третьем месте (по убыванию) среди цен ПФО; средняя цена по округу составила 15,40 руб./м3.

Цены на розничную реализацию КПГ по всей Российской Федерации, включая Республику Татарстан, устанавливаются приказами ООО «Газпром газомоторное топливо» для каждой АГНКС.

Важно отметить, что несмотря на заявленное Ответчиком различие в цене на КПГ, цена внутри Республики Татарстан для разных заправочных станций не отличается.

Сведения о динамике последнего изменения цены по субъектам в границах зоны ответственности Казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» приводится ниже:

<…>

Из указанных данных видно, что цены в Республике Татарстан (наравне с ценами Чувашской республики) устанавливались в указанный период на самом высоком уровне, снижений не происходило. При этом, по Республике Мордовия в рассматриваемый период наблюдался факт существенного снижения цены товара (с 15,5 до 12 руб.); а цены в Ульяновской области устанавливались значительно ниже цен по Республике Татарстан (14-15 руб. против 16-16,20 руб.).

На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 25 июля 2019 года представитель Ответчика пояснил, что цена в Ульяновской области установлена выше 14,70 руб. Однако, Комиссия указала, что информация об установлении цены в размере 14,70 руб. содержится на официальном сайте Ответчика по адресу https://gazprom-agnks.ru/prices/, после чего представитель пояснил, что установление цены в размере 14,70 руб. на территории Ульяновской области связано с тем что в указанной области Ответчик конкурирует с компанией Роснефть.

Комиссией с целью оценки указанного обстоятельства также проанализированы цены на заправочных станциях Роснефть по ПФО, данные взяты из открытых источников в сети «Интернет» по адресу https://www.benzin-price.ru/zapravka.php?page=metan, исходя из которых установлено, что заправочные станции Роснефть расположены в двух регионах ПФО, всего по округу 3 станции:

адрес заправочной станции

на 21.10.2019 (руб.)

на 28.12.2018 (руб.)

Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Азовская, 78

14

14

Саратовская область, г. Саратов, Московское шоссе, 117

15,5

15

Саратовская область, г. Саратов, Новоастраханское шоссе

15,5

15

 

Таким образом, помимо Ульяновска, аналогичная ситуация установлена и на обеих автозаправочных станциях Саратовской области.

Указанное подтверждает позицию ответчика о том, что в условиях действительного наличия конкуренции розничных продавцов КПГ в регионе цена складывается существенно ниже, чем в условиях, когда соответствующий товар реализуется единственным хозяйствующим субъектом.

Как было указано ранее, ООО «Газпром трансгаз Казань» в период своей деятельности на рынке розничной реализации КПГ, полностью руководствовался ценами, установленными для республики ООО «Газпром газомоторное топливо».

Несмотря на то, что для ООО «Газпром трансгаз Казань» деятельность по розничной реализации метана является непрофильной (в отличие от Ответчика по делу), предоставленная ООО «Газпром трансгаз Казань» себестоимость КПГ значительно меньше себестоимости товара, предоставленной Ответчиком, несмотря на то, что ООО «Газпром трансгаз Казань» вынужден нести также расходы по аренде АГНКС.

Соответствующая информация приведена в таблице:

<…>

Таким образом, Комиссия установила, что прирост розничной цены на КПГ с 2015 года превысил 50%, однако предоставленная себестоимость Ответчика значительно выше, чем работающего по идентичным ценам ООО «Газпром трансгаз Казань». Вместе с тем, Ответчик не смог предоставить документально подтвержденного экономического обоснования определения размера устанавливаемых цен на компримированный природный газ, но сослался на то, что ценообразование происходит в рамках «ценового коридора», рассчитываемого исходя из данных неустановленных источников о ценах на иные виды топлива и переоборудования автотранспортного средства на КПГ. При снижении в других регионах цен на иные виды топлива данный фактор влияет на принятие решения о снижении цен на КПГ.

При этом установлено, что:

- в последние годы наблюдается тенденция к повышению приобретения объема метана, что повышает уровень полезного отпуска товара;

- цены в Республике Татарстан на КПГ выше средних по ПФО;

- несмотря на заявленное Ответчиком различие в цене на КПГ, цена внутри Республики Татарстан для разных заправочных станций не отличается

- в иных субъектах зоны ответственности Казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» присутствуют случаи существенного снижения цен, тогда как по Республике Татарстан наблюдается лишь ценовой рост;

- конкуренция является решающим фактором для установления цены: в условиях наличия конкуренции в иных субъектах ПФО цены на товар устанавливаются ниже, чем в Республике Татарстан;

- рост цен на сырье (природный газ) не сопоставим с ростом цен на компримированный газ;

- АО «Челны-Хлеб», даже приобретая сырье (природный газ) по ценам выше, чем ООО «Газпром газомоторное топливо», установило для себя экономическую выгоду в содержании АГНКС, а также отпускает топливо по ценам, ниже цен Ответчика на 1,10 руб.

Высокие затраты Ответчик объясняет, в том числе, существенными вложениями в строительство новых АГНКС. Вместе с тем, с учетом совокупности всех обстоятельств по делу, а также доминирующего положения Общества, желание ООО «Газпром газомоторное топливо» развивать свою хозяйственную деятельность не может осуществляться за счет потребителей, а также ставить потребителей Республики Татарстан в неравное положение с потребителями, проживающими в регионах, где у ООО «Газпром газомоторное топливо» присутствует конкурент на рынке.

Важно отметить, что в мае 2013 года Правительство РФ издало распоряжение № 767-р от 13.05.2013, в котором установлены целевые показатели по использованию природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб, необходимые к достижению к 2020 году на уровне:

а) в городах с численностью населения более 1000 тыс. человек - до 50 процентов общего количества единиц техники;

б) в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30 процентов общего количества единиц техники;

в) в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10 процентов общего количества единиц техники.

С начала реализации программы по состоянию на 11.07.2019 года для нужд муниципальных образований республики закуплено 2392 транспортных средства в газомоторном исполнении и переоборудовано на метан 3539 единиц транспортных средств.

По информации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, по состоянию на 01.12.2018 года общее количество общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб составляет 717 ед., в том числе 132 единицы техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива.

По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, по состоянию на 01.12.2018 года общее количество общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб в г. Казани, г. Набережные Челны, г. Нижнекамске и в г. Альметьевске составляет 2163 единицы, в том числе 521 единица техники, использующая природный газ в качестве моторного топлива.

Указанное усиливает социальную значимость ценообразования на рассматриваемом рынке.

В целях определения основных параметров рассматриваемого рынка и проверки доводов Ответчика о конкурентности рынка, наличии взаимозаменяемых товаров, Комиссией проведен анализ состояния конкуренции на рынке.

Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автотранспортных средств определен период 2017-2018 календарные годы, так как для целей настоящего исследования необходимо изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования.

Использование в качестве топлива природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автомобилей предполагает установку соответствующего газобаллонного оборудования. Исходя из общедоступных сведений в сети «Интернет» (https://omvlgbo.ru/services/tatarstan-republic/kazan/puls-ooo-kazan-savelev-denis/), стоимость установки для природного топливного компримированного газа газобаллонного оборудования (ГБО) в г. Казани больше в 1,7 раза, чем установка газобаллонного оборудования двигателя для  углеводородного сжиженного газа. В таблице представлены сравнительные данные:

<…>

Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, в ценах на установку соответствующего оборудования (в связи с заменой товара приобретатель несет значительные издержки), используя метод анализа ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен, товаров, взаимозаменяемых товару природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания автомобилей, на исследуемом рынке предварительно не установлено.

В целях подтверждения указанного утверждения Татарстанским УФАС России был проведен тест гипотетического монополиста путем опроса организаций-потребителей товара исходя из сведений, предоставленных ООО «Газпром газомоторное топливо» о составе своих контрагентов-юридических лиц на территории Республики Татарстан.

Приобретателям был задан вопрос:

«Каким товаром (товарами) и в каком объеме вы предпочтете заменить потребляемый в качестве автотранспортного топлива компримированный природный газ, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными?»

По результатам обобщения полученных ответов установлено, что подавляющее большинство – 83,82% респондентов не готовы сменить потребляемый в качестве автотранспортного топлива компримированный природный газ, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными.

При этом, объем отпущенного товара в адрес контрагентов, давших ответ о возможности соответствующей замены товара, по итогам первого полугодия 2019 года составил 68 079,4 м3, что составляет 0,31% от общего объема реализации КПГ со стороны ООО «Газпром газомоторное топливо». Потеря такого незначительного объема продаж не может сделать повышение цены невыгодным для продавца, ввиду чего, отсутствие взаимозаменяемых товаров признается установленным.

Исходя из дифференциации по применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автомобилей, продуктовыми границами определен товар: газ природный компримированный – топливо для двигателей внутреннего сгорания  автотранспортных средств (с соответствующим газобаллонным оборудованием).

В целях определения географических границ рассматриваемого рынка Татарстанским УФАС России был проведен тест гипотетического монополиста путем опроса организаций-потребителей товара исходя из сведений, предоставленных ООО «Газпром газомоторное топливо» о составе своих контрагентов-юридических лиц на территории Республики Татарстан.

В целях предварительного определения географических границ рынка приобретателем был задан вопрос: «На какой территории (указать адреса расположения АГНКС) Вами осуществляется заправка компримированным природным газом в 2016-2019 годах (отдельно по каждому календарному году в случае, если зона потребления различна)?»

Исходя из анализа полученных данных установлено, что границы фактического потребления не выходят за территориальные границы Республики Татарстан. Соответственно, территория Республики Татарстан определена в качестве предварительных географических границ рынка.

Далее, с целью уточнения предварительно определенных границ, покупателям был задан вопрос: «У каких продавцов, расположенных за пределами территории, указанной Вами по п. 2 настоящего запроса, и в каком количестве Вы предпочтете покупать компримированный природный газ, если цена на него в границах территории, указанной Вами по п. 2 настоящего запроса [предыдущий вопрос], долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?».

По результатам анализа полученных ответов установлено, что только 2 из респондентов, в случае долговременного (дольше 1 года) повышения цены на 5-10 будут рассматривать заключение договоров с поставщиками, расположенными за пределами нынешних географических границ потребления.

При этом, объем отпущенного товара в адрес контрагентов, давших ответ о возможности соответствующей замены продавца, по итогам первого полугодия 2019 года составил 5 387,7 м3, что составляет 0,02% от общего объема реализации КПГ со стороны ООО «Газпром газомоторное топливо». Потеря такого незначительного объема продаж не может сделать повышение цены невыгодным для продавца.

Учитывая изложенное, исходя из целей исследования, в качестве географических границ исследования рынка розничной реализации природного топливного  компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автотранспортных средств, определены административные границы Республики Татарстан.

17 АГНКС общего пользования, расположенных на территории Республики Татарстан, принадлежат ООО «Газпром газомоторное топливо» (ИНН 3905078834), 9 из которых в анализируемый период (до 31.12.2018) эксплуатировались ООО «Газпром трансгаз Казань» (ИНН 1600000036) на основании арендного договора.

Иных АГНКС общего пользования на территории Республики Татарстан не имеется.

Таким образом, иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО «Газпром газомоторное топливо» и ООО «Газпром трансгаз Казань», на рынке розничной реализации метана в границах Республики Татарстан не имеется.

ООО «Газпром газомоторное топливо» и ООО «Гапром трансгаз Казань» входят в группу лиц по смыслу ст. 9 Закона о защите конкуренции через ПАО «Газпром», соответственно, все АГНКС на территории республики принадлежат группе лиц ПАО «Газпром».

Объем реализации природного топливного  компримированного газа (метана) на территории Республики Татарстан на АГНКС в рассматриваемый период составил <…> м3, из которых:

<…>

С учетом изложенного, доли участников рынка в анализируемом периоде составили:

- 58,42% - ООО «Газпром газомоторное топливо»;

- 41,58% - ООО «Газпром трансгаз Казань». 

Доля действующей на рынке группы лиц составляет 100%.

В целях оценки состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке необходимо учитывать следующее.

Согласно предоставленным в адрес антимонопольного органа сведениям цены на КПГ для розничной реализации через все АГНКС устанавливаются приказами ООО «Газпром газомоторное топливо», в том числе, и для ООО «Газпром трансгаз Казань» во исполнение пункта №7 Поручения Заместителя Председателя Правления ОАО «Газпром» №03-16 от 10.06.2014г. Самостоятельное ценообразование со стороны ООО «Газпром трансгаз Казань» на анализируемом рынке не предусмотрено.

Кроме того, все АГНКС, осуществляющие на территории Республики Татарстан деятельность по розничной реализации КПГ, находятся в собственности ООО «Газпром газомоторное топливо». С 01.01.2019 ООО «Газпром трансгаз Казань» вернул все ранее арендуемые у собственника АГНКС и прекратил деятельность по розничной реализации компримированного газа.

С учетом изложенного, условия обращения товара на рынке определяются ООО «Газпром газомоторное топливо».

Иные хозяйствующие субъекты выход на рынок не планируют.

Поставка газа для нужд АГНКС осуществляется АО «Газпром межрегионгаз Казань» по объектам газоснабжения ООО «Газпром трансгаз Казань», ценообразование осуществляется централизованно ООО «Газпром газомоторное топливо». В целом координация деятельности всего указанного цикла координируется ПАО «Газпром» (в силу обязательности его указаний для участников процесса). Учитывая изложенное, анализируемый рынок характеризует присутствие вертикально интегрированного хозяйствующего субъекта группы компаний Газпром.

Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что анализируемый рынок является рынком с неразвитой конкуренцией.

По результатам проведенного анализа конкурентной среды, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ООО «Газпром газомоторное топливо» занимает  доминирующее положение на рынке розничной реализации природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автотранспортных средств (с соответствующим газобаллонным оборудованием), в географических границах Республики Татарстан с самостоятельной долей 58,42%, а также в составе группы лиц Газпром с долей 100%.

Согласно п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действие (бездействие), выраженное в установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Газпром газомоторное топливо» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации КПГ через АГНКС Республики Татарстан.

Ответчик предоставил возражения на заключение об обстоятельствах дела (исх.№01.04-01/0531-19 от 28.11.2019), в котором выразил несогласие с выводами Комиссии на основании следующего.

Ответчик полагает, что рассматриваемые действия не могут быть квалифицированы в качестве монопольно высокой цены так как затратный метод показывает высокую себестоимость КПГ.

Вместе с тем, как справедливо отмечено самим ответчиком, монопольно высокая цена может быть установлена также методом сопоставимых товарных рынков, что и было реализовано Комиссией в рассматриваемом случае.

Так, Комиссией ранее были проанализированы результаты мониторинга ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» цен на метан согласно которому по состоянию на 22 октября 2019 года цены на КПГ в республике находятся на третьем месте (по убыванию) среди цен ПФО; средняя цена по округу составила 15,40 руб./м3. На дату рассмотрения настоящего дела Комиссией также изучен мониторинг по состоянию на 17.12.2019 (http://ter.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2160859.pdf), согласно которому средняя цена по округу составила 15,49 руб./м3, Татарстан занял второе место по убыванию цен.

Кроме того, Комиссия при рассмотрении настоящего дела исследовала динамику цен в субъектах в зоне ответственности Казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо», по результатам чего установлено, что цены в Республике Татарстан (наравне с ценами Чувашской республики) устанавливались в указанный период на самом высоком уровне, снижений не происходило. При этом, по Республике Мордовия в рассматриваемый период наблюдался факт существенного снижения цены товара (с 15,5 до 12 руб.); а цены в Ульяновской области устанавливались значительно ниже цен по Республике Татарстан (14-15 руб. против 16-16,20 руб.).

Более того, ранее проведенный Комиссией сравнительный анализ цен по ПФО показал, что в условиях действительного наличия конкуренции (с компанией Роснефть) розничных продавцов КПГ цена складывается существенно ниже, чем в условиях, когда соответствующий товар реализуется единственным хозяйствующим субъектом.

Помимо прочего, Комиссия проводила сравнение себестоимости топлива ответчика с ООО «Газпром трансгаз Казань», которое показало, что хотя отпускные цены устанавливались на одинаковом уровне приказами ООО «Газпром газомоторное топливо», и для ООО «Газпром трансгаз Казань» деятельность по розничной реализации КПГ не являлась профильной, разница себестоимости составила у указанных лиц по итогам только 2018 года 14.6 руб./м3.

Также Комиссия установила, что цены розничной реализации КПГ АО «Челны-Хлеб» (для которого указанная деятельность не является основной) с 01.09.2019 установлена на 1,10 руб. меньше, чем у Ответчика по настоящему делу, несмотря на то, что АО «Челны-Хлеб» приобретает природный газ по ценам выше, чем Ответчик и того, что объемы реализации товара Ответчиком значительно превышают объемы реализации товара АО «Челны-Хлеб» (с 1 заправочной станции).

В обоснование рассматриваемого довода Ответчик указывает, что со временем у Общества возрастали средние расходы на 1 станцию. Однако Комиссия, изучив указанный довод, считает его необоснованным ввиду того, что среднее значение не может отражать действительную картину (так, некоторые АГНКС функционируют давно, а некоторые открывались в недавнем времени; загрузка АГНКС также является различной), а также ввиду отсутствия документарного подтверждения заявленных расчетов. При этом, предположение Ответчика о том, что Комиссия сочла влияющим на рост цены только цену на метан является ошибочной, так как закупочная стоимость метана анализировалась как одно из составляющих.

Далее Ответчик выражает несогласие с тем, что состав продавцов на рынке остался неизменным[1] так как на рынке, помимо Ответчика, действовало и ООО «Газпром трансгаз Казань», а также ввиду того, что Комиссией неверно указано, что АО «Челны-Хлеб» не осуществляет розничную реализацию КПГ на территории республики.

Проверив довод об осуществлении АО «Челны-Хлеб» деятельности по розничной реализации компримированного природного газа, Комиссия признает указанный факт обоснованным так как АО «Челны-Хлеб» подтвердило (письмо исх.№015/04-279 от 16.12.2019, что отпускает компримированный газ с одной заправочной станции, расположенной на территории г. Набережные Челны с 01.01.2019 по цене 14,9 руб./м3, а с 01.09.2019 по цене 15,1 руб./м3. Объем розничной реализации КПГ АО «Челны-Хлеб» в 2019 году составил 807 111 м3, до 2019 года отпуск сторонним организациям не производился.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные сведения  не могут влиять на факт установления доминирующего положения Ответчика на рассматриваемом рынке и квалификации устанавливаемой Ответчиком цены в качестве монопольно высокой ввиду того, что анализ состояния конкуренции по настоящему делу производился за период 2017-2018 годы, когда АО «Челны-Хлеб» розничной реализации КПГ не осуществлял, а по итогам 2019 года доля на рынке АО «Челны-Хлеб» не достигает значения в 4% от общего объема товарооборота[2], что не может влиять на общие условия обращения товара на рынке.

В части довода о том, что в исследованный период на рынке действовало также и ООО «Газпром трансгаз Казань» Комиссия отмечает, что указанное заявление основано на неполном исследовании Ответчиком норм действующего антимонопольного законодательства и неполном ознакомлении с анализом состояния конкуренции на товарном рынке.

Так, согласно ч. 1 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Как установлено Комиссией, ООО «Газпром газомоторное топливо» и ООО «Гапром трансгаз Казань» входят в группу лиц по смыслу ст. 9 Закона о защите конкуренции через ПАО «Газпром», соответственно, все АГНКС на территории республики принадлежат группе лиц ПАО «Газпром». Указанные выводы нашли свое отражение в аналитическом ответе Управления, согласно которому установлено, что ООО «Газпром газомоторное топливо» занимает  доминирующее положение на рынке розничной реализации природного топливного компримированного газа для двигателей внутреннего сгорания  автотранспортных средств (с соответствующим газобаллонным оборудованием), в географических границах Республики Татарстан в составе группы лиц «Газпром» с долей 100%.

Доводы Общества относительно формирования «ценового коридора» не опровергают выводов Комиссии о необоснованном способе формирования цены Ответчиком, а также не опровергают выводов о том, что Общество завышают цену в регионах, где отсутствуют иные конкуренты, но понижает там, где присутствует конкуренция с группой «Роснефть».

Довод Ответчика о том, что Комиссия не установила все критерии установления доминирующего положения не является мотивированным, не раскрывает какие именно критерии не установлены, и опровергается материалами по делу.

Довод Ответчика относительно того, что Комиссия не установила отсутствие критериев допустимости действий (бездействия) хозяйствующего субъекта согласно ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции является необоснованным ввиду того, что упомянутая норма не распространяет свое действие на п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ.

Довод о том, что антимонопольный орган не установил факт ущемления интересов других лиц, является несостоятельным ввиду того, что вменяемая квалификация предполагает как и фактическое наступление, так и возможность наступления вредоносных последствий. Кроме того, увеличение цены товара, открыто реализуемого для неограниченного круга потребителей, в отсутствие альтернативных поставщиков такого товара по определению нарушает права потребителей такого товара.

Иные обстоятельства, изложенные в возражениях  ответчика на заключение об обстоятельствах дела не содержат новых доказательств по делу; по существу направлены на несогласие с выводами Комиссии относительно рассматриваемых обстоятельств.

В целях прекращения совершения рассматриваемого правонарушения Комиссия считает необходимым выдать ООО «Газпром газомоторное топливо» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены реализации компримированного природного газа через АГНКС Республики Татарстан, путем установления цен розничной реализации компримированного природного газа с АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, не выше средней цены по Приволжскому федеральному округу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 41.1, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром газомоторное топливо» (ИНН 3905078834) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены реализации компримированного природного газа через АГНКС Республики Татарстан.  

2. Выдать ООО «Газпром газомоторное топливо» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены реализации компримированного природного газа через АГНКС Республики Татарстан путем установления цен розничной реализации компримированного природного газа с АГНКС, расположенных на территории Республики Татарстан, не выше средней цены по Приволжскому федеральному округу.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 


[1] Ответчик также указывает на изменение состава покупателей, однако названный довод Комиссией не оспаривается, на вменяемое нарушение не влияет ввиду того, что нарушение устанавливалось исходя из неизменности состава продавцов на рынке. Неизменность же покупателей согласно  действующему законодательству является альтернативным условием.

[2] 807 111/(21 802 079+ 807 111)*100

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны