Определение №АЯ-06/11539 Определение о назначении рассмотрения дела №016/01/17-1368/2... от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/11539 от 28.08.2020

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – заместитель руководителя,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан проводилась проверка соблюдения антимонопольного законодательства при проведении торгов.

В ходе анализа имеющейся в открытом доступе информации, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

06 июля 2020 г. между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ООО «Воддорстрой» (далее также – Общество) заключен государственный контракт №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г., предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Вятка» до выхода на автомобильную дорогу «Волга» на участке км 0+000 – км 15+630, Чувашская Республика, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе); цена контакта 2 849 265,00 рублей, реестровый номер контракта – №1166006121020000100.

Установлено, что ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» осуществляет свою деятельность на основании Закона о контрактной системе, которым регламентируется осуществление закупок для муниципальных и государственных нужд.

Согласно части 1 статьи 24 Закон о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в соответствии с частью 5 статьи 24 заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы.

В силу части 2 статьи 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в силу совместных разъяснений Министерства Финансов Российской Федерации (№24-06-05/26578), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (№219-АГ-70), Федеральной антимонопольной службы (№МЕ/28039/20) от 03 апреля 2020 г., в связи со сложившейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являющейся обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств.

При этом заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

То есть в указанном случае заказчик вправе осуществлять закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, направленные только на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Вышеуказанное также подтверждается позициями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности» от 19 марта 2020 г. №24-06-06/21324 и письме ФАС России от 18 марта 2020 г. №ИА/21684/20.

Вместе с тем, согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Основания для заключения контракта у единственного поставщика должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товара, предоставления услуг и, соответственно, запланировать подобные нужды.

По смыслу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства.

Между тем, к понятию непреодолимой силы относятся чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

Вместе с тем часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2017 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) определяет, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовым актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в силу статьи 18 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

На основании вышеуказанных норм издано постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. №928, утверждающее правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения (далее – Правила).

Согласно пункту 7 Правил, проекты или сметные работы разрабатываются с учетом установленной Министерством транспорта Российской Федерации классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также периодичности проведения работ по содержанию автомобильных дорог и периодичности проведения работ по содержанию входящих в их состав дорожных сооружений.

Таким образом, проведение работ по содержанию автомобильных дорог является периодичной, а, соответственно, прогнозируемой и планируемой деятельностью.

В качестве обоснования закупки у единственного поставщика заказчиком указан тот факт, что в соответствии с Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее – МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области») от 20 февраля 2020 г. №16-58р (далее – Распоряжение), участок автомобильной дороги «Волга» на участке км 0+000 – км 15+630 был передан на праве оперативного управления ФКУ «Волго-Вятскуправтодор».

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения ФКУ «Волго-Вятскоуправтодор» надлежало обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на имущество в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в двухнедельный срок с момента передачи имуществ, указанного в приложении к Распоряжению.

Исходя из пояснений заказчика следует, что указанное распоряжение было исполнено лишь 26 июня 2020 года после государственной регистрации прав на оперативное управление на указанный выше участок автомобильной дороги. После перехода права оперативного управления, ввиду необходимости содержания указанного участка автомобильной дороги в надлежащем состоянии, заказчиком 06 июля 2020 года был заключен контракт с единственным поставщиком на указанные работы.

На основании вышеизложенного, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что заключение государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г. является следствием несвоевременного принятия мер заказчиком государственной регистрации прав на участок автомобильной дороги «Волга» на участке км 0+000 – км 15+630.

Кроме того, необходимо отметить, что состав работ в техническом задании по содержанию участков автомобильных дорог и конструктивных элементов в их составе сформирован на основании «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. №402.

В соответствии с техническим заданием к государственному контракту №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г., в состав работ входят такие виды, как:

По полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:

  1. Поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и постоянных предметов с вывозом и утилизацией на полигонах;
  2. Планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав;
  3. Поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков;
  4. Устройство дренажных прорезей;
  5. Противопаводковые мероприятия;
  6. Срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см.; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
  7. Восстановление земляного полотна на участках с пучиныстыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
  8. Ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
  9. Поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода;
  10. Ликвидация последствий обвалов, осыпей, оползней и селевых потоков, другие противооползневые мероприятия;

По дорожным одеждам, в том числе покрытия проездей части искусственных дорожных сооружений:

  1.  Очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
  2.  Восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума;
  3.  Устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
  4.  Устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
  5.  Ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия;
  6.  Защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м.;
  7.  Восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий;
  8.  Восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр;
  9.  Обеспыливание проезжей части автомобильных дорог;
  10.  Восстановление дорожной одежды н участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
  11.  Устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки дорожного покрытия;
  12.  Восстановление сцепных свойств покрытия путем устройства защитных слоев, слоев износ или поверхностной обработки;

По элементам обустройства автомобильных дорог:

  1.  Очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена повреждённых дорожных знаков и строек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков;
  2.  Уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки;
  3.  Очистка и мойка ограждений, катафотов, сигнальных столбиков, противоослепляющих экранов, светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением; наклеивание светоотражающей пленки на световозвращающие элементы ограждений, сигнальные столбики и удерживающие буфера; исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений, натяжение или замена тросовых ограждений, замена противоослепляющих экранов, замена светоотражающих элементов на ограждениях и столбиках, замена светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением, уборка наносного грунта у ограждений и удерживающих буферов; очистка, устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров;
  4.  Уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, подземных и наземных пешеходных переходов, туалетов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозащитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска, замена повреждённых и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха; очистка туалетов и уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин; вывозка мусора для утилизации на полигоны;
  5.  Освобождение проезжей части и земляного полотна от объектов, препятствующих проезду транспортных средств, уборка места дорожно-транспортного происшествия, проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации движения;
  6.  Содержание в чистоте и порядке, а также устранение отдельных повреждений памятников, панно, беседок, скамеек и других объектов архитектурно-художественного оформления, содержания в чистоте и порядке источников питьевой воды и артезианских колодцев;
  7.  Содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров;
  8.  Окраска элементов обстановки и обустройства автомобильных дорог, содержание их в чистоте и порядке;
  9.  Оборудование и поддержание в чистоте и порядке объездов разрушенных, подтопляемых, наледных и заносимых участков автомобильных дорог, закрываемых для движения мостов;
  10.  Поддержание в чистоте и порядке радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением, включая аренду каналов связи и плату за услуги связи для их функционирования;
  11.  Поддержание в чистоте и порядке, замена и устранение повреждений элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, включая помещение и систему жизнеобеспечения, в том числе оплату коммунальных услуг и услуг связи, проведение метрологической проверки, техническое обслуживание весоизмерительного оборудования и оргтехники.

В состав работ по зимнему содержанию входят:

  1.  Уход за постоянными снегозащитными сооружениями;
  2.  Устройство снегомерных постов, необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях;
  3.  Заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
  4.  Механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
  5.  Профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;
  6.  Погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;
  7.  Распределение противогололедных материалов;
  8.  Регулярная очистка от снега и льда элементов обустройств, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
  9.  Круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
  10.  Обслуживание и восстановление без хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважинам для добычи природных рассолов;
  11.  Поддержание в чистоте и порядке, обслуживание и восстановление автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования, на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях;
  12.  Борьба с наледями на автомобильных дорогах;
  13.  Проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;

В состав работ по озеленению входят:

  1.  Уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, посадка деревьев и кустарников;
  2.  Скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
  3.  Засев травами полосы отвода, разделительной полосы, откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия;
  4.  Художественно-ландшафтное оформление дорог (разбивка цветочных клумб, посадка живых изгородей и другие работы);

В прочие работы по содержанию входят:

  1.  Разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчётов стоимости работ по содержанию;
  2.  Организация временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам и искусственных сооружениям в установленном порядке, установка и уход за временными дорожными знаками;
  3.  Паспортизация автомобильных дорог;
  4.  Учет интенсивности дорожного движения, поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования;
  5.  Обеспечение работы и содержание ситуационных центров, дежурно-диспетчерской службы, центров управления производством, метеорологических систем мониторинга погодных условий и условий движения, видеосистем, включая их оснащение, обслуживание и модернизацию, а также содержание и (или) аренду, необходимых для их функционирования каналов связи и оплату услуг связи для их функционирования, в том числе аренду элементов метеорологических систем, приобретение метеорологических данных; информирование через информационные щиты и указатели, а также средства массовой информации пользователей автомобильных дорог о состоянии проезда; обслуживание и восстановление информационных щитов и указателей, знаков переменной информации; разработка, обслуживание и обновление аппаратно-программных комплексов для обеспечения работы ситуационных центров, дежурно-диспетчерских служб, центров управления производством;
  6.  Поддержание в чистоте и порядке очистных сооружений, снегоплавильных площадок и минерализованных полос;
  7.  Противокамнепадные мероприятия, включая оборку склонов, противоселевые мероприятия;
  8. Установка, замена и окраска элементов обозначения полосы отвода;
  9.  Проведение оцени уровня содержания и оценки технического состояния автомобильных дорог и их элементов;
  10.  Разработка мобилизационных планов, планов и схем технического прикрытия, инженерных проектов сокращенного состава для технического прикрытия и восстановления автомобильных дорог; формирование и ведение баз данных о техническом прикрытии автомобильных дорог; поддержание в работоспособном состоянии основных фондов имущества мобилизационного назначения; проведение мероприятий по подготовке организаций и производства в целях выполнения мобилизационных зданий (заказов) в период мобилизации и военное время, выполнение мобилизационных зданий в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
  11.  Содержание стационарных очистных сооружений;
  12.  Аварийно-восстановительные работы в местах ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП);

В состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства:

  1. Установка пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных;
  2.  Установка недостающих светоотражающих щитков на осевом дорожном ограждении, буферов перед осевым дорожным ограждением;
  3.  Установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков, световозвращающих устройств и противоослепляющих экранов;
  4.  Установка недостающих или замена осуществляющих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления, обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев;
  5.  Изготовление, установка (перестановка) и разборка временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.);
  6. Устройство снегозащитных лесных насаждений и живых изгородей, противоэрозионные и декоративные посадки;
  7.  Обозначение границ полос отвода и придорожных полос;
  8.  Установка недостающих контейнеров для сбора мусора;
  9.  Замена оборудования для функционирования метеорологических систем мониторинга и прогнозирования условий движения, весового и габаритного контроля транспортных средств, автоматизированных систем управления дорожным движением, интеллектуальных транспортных систем, замена вышедших из строя счетчиков интенсивности движения, обновление программного обеспечения;
  10.  Устройство недостающих искусственных дорожных неровностей.

При этом, в силу действующего законодательства о контрактной системе, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, когда применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Исходя из смысла указанных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе положений следует, что заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Проанализировав указанные в техническом задании виды работ, следует вывод о том, что данные виды работ не отвечают характеристикам обстоятельств непреодолимой силы, не носят чрезвычайный характер, не являются настолько непредсказуемыми и неожиданными, что заранее предвидеть их наступление было невозможно.

Помимо вышеизложенного, следует отметить тот факт, что в техническом задании содержаться виды работ по зимнему содержанию дорог.

При этом разделом 4 государственного контракта № Д-8ч-20 от 06.07.2020 г. закреплены следующие сроки выполнения работ: начало – 26 июня 2020 г., окончание – 31 июля 2020 г.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что заключенный между ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ООО «Воддорстрой» государственный контракт предполагает выполнение в летний сезон тех работ, выполнение которых должно производиться в зимний период.

При указанных условиях заключение контракта с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является необоснованным по смыслу данной нормы, так как указание в техническом задании видов работ по зимнему содержанию дорог не соотносится с указанными в контракте сроками выполнения работ.

Также следует отметить, что контракт был заключен 6 июля 2020 г. Вместе с тем, согласно указанным срокам выполнения работ, началом выполнения работ является 26 июня 2020 г.

В соответствии с пунктом 18.1 раздела 18 государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г., контракт вступает в силу со дня его подписания сторона и распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 26 июня 2020 г. согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В свою очередь пунктом 2 статьи 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Следовательно, гражданское законодательство допускает распространение заключённого договора на уже сложившиеся отношения между сторонами. 

Однако, согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 07.08.2017 г. № 24-06-01/50455, контракт, заключаемый заказчиком на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом о контрактной системе:

- вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения;

- применяется к правоотношениям, возникшим с момента его заключения.

На основании вышеизложенного следует, что применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенных доводов о неправомерности заключения контракта с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, следует вывод о том, что государственный контракт №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г. был целенаправленно заключен с конкретным хозяйствующим субъектом, так как деловые отношения сторон по исполнению указанного контракта возникли до его заключения.

Таким образом, по мнению Татарстанского УФАС России, действия МКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ООО «Воддорстрой» по заключению государственного контракта фактически направлены на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к товарному рынку по осуществлению работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных процедур носит исключительный характер. Данная норма применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Формальное соблюдение требований статьи 93 Закона о контрактной системе само по себе не свидетельствует об отсутствии угрозы нарушения, ограничения, недопущения конкуренции на соответствующем товарном рынке, как того требуют положения статьи 1, 4, 16 Закона о защите конкуренции и не освобождают заказчика от обязанности соблюдения иных требований действующего законодательства, в том числе касающихся обеспечения конкуренции.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом Татарстанское УФАС России отмечает отсутствие какой-либо объективной обусловленности непроведения конкурентных процедур, полагает, что заказчик располагал достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур.

Наличие в Законе о контрактной системе правовой возможности осуществления закупок у единственного поставщика не означает предоставления заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких-либо правовых оснований.  

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке по осуществлению работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Воддорстрой» содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Воддорстрой».

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России № 01/227-к от 12.08.2020 г. о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» и ООО «Воддорстрой» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «Воддорстрой».

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело №016/01/17-1368/2020 к рассмотрению на 6 октября 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/17-1368/2020 в качестве ответчиков:

– ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (420073, Татарстан Республика, г. Казань, ул. Шуртыгина, 15, ОГРН: 1021603620323, Дата присвоения ОГРН: 27.09.2002, ИНН: 1660061210, КПП: 166001001);

– ООО «Воддорстрой» (429914, Чувашская Республика - Чувашия, район Цивильский, с. Чурачики, ул. Мелиораторов, 17, ОГРН: 1022102831277, Дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 2115003788, КПП: 211501001).

  1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» предоставить в срок до 25 сентября 2020 г. включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

3.1 письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

3.2 письменные пояснения о порядке определения цены контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020, а также экономическое обоснование цены контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020 с указанием примененного метода, всех расчетов и примененных при расчетах данных;

3.3 письменные пояснения, информацию об исполнении государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020 по состоянию на дату получения настоящего определения;

3.4 копии документов, подтверждающих оплату по государственному контракту №Д-8ч-20 от 06.07.2020, по состоянию на дату получения настоящего определения (платежные поручения, квитанции и т.д.);

3.5 копии документов, подтверждающих исполнение государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020, по состоянию на дату получения настоящего определения (копии актов счетов-приемки оказанных услуг (выполненных обязательств) по контракту);

3.6 обоснование закупки у единственного поставщика в виде письменных пояснений с приложением подтверждающих изложенную позицию документов;

3.7 письменные пояснения о выборе в качестве исполнителя работ по государственному контракту №Д-8ч-20 от 06.07.2020 г. ООО «Воддорстрой»;

3.8 копии государственных контрактов (договоров), ранее заключенных с ООО «Воддорстрой», за период с 2017 по 2020 гг. с указанием способа отбора общества в качестве поставщика товаров (исполнителя услуг);

3.9 реестр всех контрактов (договоров), заключенных с единственным поставщиком за 2017-2020 гг.;

3.10 реестр контрактов за 2020 г., заключенных с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, на содержание автомобильных дорог федерального значения;

3.11 акты сверки взаимных расчётов с ООО «Воддорстрой» за период с 2017 по дату получения настоящего определения;

3.12 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела;

  1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Воддорстрой» предоставить в срок до 25 сентября 2020 г. включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

4.1 письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;

4.2 учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на дату получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на дату получения настоящего определения;

4.3 штатную расстановку Вашей организации с расшифровкой фамилий и должностей сотрудников;

4.4 реестр имущества (движимого и недвижимого), принадлежащим на праве собственности или на ином праве Вашей организации;

4.5 письменные пояснения о наличии у Вашей организации технической возможности осуществлять работы, предусмотренные государственным контрактом №Д-8ч-20 от 06.07.2020;

4.6 информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки ООО «Воддорстрой» за период с 2017 г. по дату получения настоящего запроса с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период;

4.7 реестр субподрядных организаций, привлеченных к осуществлению работ в рамках исполнения ООО «Воддорстрой» государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020;

4.8 копии договоров субподряда, заключенных в рамках исполнения государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020, по состоянию на дату получения настоящего запроса;

4.9 копии платежных поручений, подтверждающих оплату услуг по договорам субподряда, заключенных в рамках исполнения государственного контракта №Д-8ч-20 от 06.07.2020, по состоянию на дату получения настоящего запроса;

4.10 письменные пояснения о порядке получения информации о возможности выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом №Д-8ч-20 от 06.07.2020;

4.12 реестр всех контрактов (договоров), заключенных с Вашей организацией, на содержание, ремонт автомобильных дорог за период с 2017 г. по дату получения настоящего запроса;

4.11 иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Дополнительно сообщаю, что за непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган, физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Явка представителей на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России по настоящему делу осуществляется с предоставлением надлежаще оформленной доверенности на участие в рассмотрении настоящего дела.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны