Определение №АР-05/3902 Определение о назначении дела №016/01/10-427/2022 о нарушени... от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/3902 от 25.03.2022 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>, должностное лицо,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Татарстанское УФАС России поступило обращение <...> (вх.№12924/ж от 24.09.2021 г.), а также обращение (вх.№13244 от 01.10.2021 г.), перенаправленное ФАС России, по факту уклонения ООО «Нижневязовский жилкомсервис» от замены прибора учета, а также перезаключения договора холодного водоснабжения.

По результатам рассмотрения указанных обращений, а также представленных материалов по запросу № АР-05/12577 от 01.10.2021, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

01 сентября 2020 г. заключен договор на холодное водоснабжение №<...>. Договор заключен со <...>,как с постоянно проживающей по адресу: <...>и непосредственным потребителем холодной воды.

Как указано в обращениях Заявителя <...> приходится ему <...>, в настоящий момент собственность на объект оформлена на <...>.

В соответствии с п. 15 Договора <...> от ____.2020 г. сведения об узлах учета, приборах учета и местах отбора проб холодной воды указываются согласно приложению №4.

В соответствии с приложением №4 к Договору №<...> от ____.2020 г. установлено, что месторасположением узла является кухня, установлен прибор учета №<...> от _____.2015 г.

Как указывается в обращениях, 06.09.2021 года ООО «Нижневязовский жилкомсервис» прислал Заявителю, а также собственникам жилых домов №№_____, расположенных на улице <...>, уведомление о необходимости установления коллективного прибора учета холодной воды на границе балансовой принадлежности сетей до 01.11.2021 года, в колодце, в ином случае подача воды будет приостановлена.

ООО «Нижневязовский жилкомсервис» ссылается на положение п.6 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.

По договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 5 статьи 20 указанного закона приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Согласно пункту 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности, а в иных местах, согласованных сторонами в договоре.

В соответствии с п.12 Договора №<...> от ____.2020 г. установлено аналогичное положение.

При этом Татарстанским УФАС России установлено, что приборы учета иных лиц, являющихся собственниками жилых домов №№____, расположенных на улице <...>, также были ранее согласованы в договоре с ООО «Нижневязовский жилкомсервис» и установлены в домах абонентов.

Таким образом, требование ООО «Нижневязовский жилкомсервис» об установлении коллективных приборов учета взамен ныне действующим, установленным в соответствии с действующими договорами водоснабжения содержит признаки злоупотребления доминирующим положением в части навязывания условий договора, прямо не предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

В соответствии с п.3 ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, ООО «Нижневязовский жилкомсервис», осуществляющее водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Следовательно, деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

ООО «Нижневязовский жилкомсервис», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, навязывает в отношении абонентов, в действующих договорах с которыми согласованы места установления прибора учетов внутри домов, установку коллективного прибора учета в колодце.

Таким образом, в действиях ООО «Нижневязовский жилкомсервис» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, исходя из судебной практики, в том числе изложенной в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан по делу №33-12954/2021 от 19.08.2021 года, установлено, что поскольку действующее законодательство не возлагает на абонента безусловной обязанности обеспечить учет потребляемых энергоресурсов исключительно и только в точке исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение, а, именно, на границе эксплуатационной ответственности, выводы суда о том, что прибор учета воды установлен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства и требование ответчика о его переносе в иное место (в смотровом колодце за пределами домовладения истца) является неправомерным, судебная коллегия считает правильными. Приведенные нормы закона в части выбора сторонами места установки прибора учета имеют диспозитивный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

На основании вышеизложенного, Татарстанским УФАС России в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021) в отношении ООО «Нижневязовский жилкомсервис» о необходимости прекращения нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Нижневязовский жилкомсервис» необходимо было в течение 30 дней со дня получения предупреждения (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021) прекратить действия, содержащие признаки нарушения, а именно: прекратить навязывание установления коллективного прибора учета в колодце абонентам, в отношении объектов, которых договорами водоснабжения установлены положения о приборах учета внутри помещений.

О выполнении предупреждения (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021) ООО «Нижневязовский жилкомсервис» нужно было сообщить в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

ООО «Нижневязовский жилкомсервис направил в адрес Татарстанского УФАС России письмо (вх. 17307 от 28.12.2021) об исполнении предупреждения (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021).

Татарстанское УФАС России направило запрос (исх. № ВЧ-05/711 от 21.01.2022) в адрес ООО «Нижневязовский жилкомсервис» о представлении информации об исполнении предупреждения (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021).

Согласно полученной в ответ на запрос информации (вх. № 1064 от 28.01.2022) ООО «Нижневязовский жилкомсервис» не представил доказательства исполнения предупреждения в установленные сроки (исх. № П05-61/2021 от 12.11.2021).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ № 02/54-к от 05.03.2022 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании абонентам условий договора, прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/10-427/2022 к рассмотрению 07 апреля 2022 года в 10 часов 30 минут, по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-427/2022 в качестве ответчика:

- ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (ИНН 1648043158, 422500, РТ, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д. 70).

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ответчику по делу в срок до 05 апреля 2022 г. представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом. Информация и документы должны быть представлены в полном объеме с приложением реестра представляемых документов по каждому пункту перечня, в случае отсутствия или непредставления информации и документов согласно запрашиваемого перечня - письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления:

3.1 Письменные пояснения по факту нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании абонентам условий договора, прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами.

3.2 Сведения о введении приборов учета в эксплуатацию, в том числе опломбирование, в рамках исполнения предупреждения № П05-61/2021 от 12.11.2021 с абонентами по адресу: Республика Татарстан, <...>, с приложением подтверждающих документов;

3.3 Сведения о способе осуществления начисления платы за потребление воды по действующим договорам с абонентами по адресу: Республика Татарстан, <...>, в том числе на основании данных каких приборов учета;

3.4 Копия входящей и исходящей корреспонденции между Вашей организацией и подателем обращения, а также с иными лицами, по вопросам, указанным в определении (в том числе все уведомления, жалобы, претензионные письма, заявления и ответы на заявления), за период с 01.01.2022;

3.5 Иные материалы и документы, имеющие значение при рассмотрении антимонопольного дела.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-427/2022 в качестве заявителя:

 -       <...> (_____, Республика Татарстан, г. <...>).

5. Предложить заявителю представить письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Явка законных представителей ответчиков по делу или их представителей по доверенности обязательна. Убедительно просим обеспечить представителей медицинскими масками.

должностное лицо      

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны