Решение №ВЧ-08/15184 Решение по делу №016/05/5-1515/2022 от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/15184 от 15.12.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1515/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: <…>», что имеет признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) поступило обращение <…> (вх. № 11086/ж от 31.08.2022) в котором указывается на признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Исходя из обращения следует, что 16.08.2022 года <…> была обнаружена контекстная реклама. Набрав в поиске «Облачная касса», Заявителя привлекло очень выгодное предложение сайта Бизнес.ру Онлайн-Чеки с пометкой «Реклама», «<…>».

Перейдя по ссылки, также появляется заголовок «<…>», но пояснения по поводу получения на сайте не отображены.

<…>

Чтобы лучше разобраться, Заявитель написала оператору данного сервиса <…>.

В процессе переписки удалось узнать, что данное предложение действует в рамках акционного тарифа «Оптимальный», который до 31 августа 2022 г. равен цене «Стандарта» при оплате на 36 месяцев, 1 500 (Тысяча пятьсот рублей).

<…>

<…>

<…>

<…>

Исходя из этого, следует, что 12 месяцев в подарок получается, если оплатить единовременно 3 года акционного тарифа. Также, чтобы подключить сервис, следует купить фискальный накопитель. Однако, изначально никакие ограничения в рекламном предложении и в лендинге не прописаны, рекламный заголовок, «<…>» вводит в заблуждение и является недостоверным.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: ««Яндекс» с текстом: «<…>» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис» (ОГРН: 1177847285967, ИНН: 7810704382, юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6).

Согласно информации представленной ООО «АДВ-сервис», рекламодателем рекламного объявления и лицом ответственным за его содержание является
ООО «Класс Информационные Технологии».

ООО «Класс Информационные Технологии» акцептировало оферту ООО «АДВ-сервис», размещенную в сети Интернет.

Период распространения рекламы с 06 мая 2020 года по настоящее время.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Недостоверной признается реклама, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно стоимости электронной кассы.

Подобные действия приводят к получению необоснованной выгоды со стороны владельца сервиса. Завлекая обманным путем на свой сайт предпринимателей, владелец сайта умышленно скрывает, что у него нет таких тарифов, где можно получить 12 месяцев бесплатно, а также умышленно обманывает, указывая, что старт возможен за 0 рублей, хотя на старте услуги нужно купить фискальный накопитель и оплатить аренду кассы.

В адрес Управления от имени Общества поступили письменные пояснения (вх. №12790 от 10.10.2022), в которых сообщается, что на посадочной странице на акционной форме есть пояснительная надпись: «Узнать подробнее».

Однако, Управлением был произведен осмотр сайта и при нажатии «Узнать подробнее» необходимо ввести номер телефона.

<…>

<…>

Необходимо отметить, что определением об отложении (исх.№13289 от 28.10.2022) Управлением был запрошен видеофайл, подтверждающий, что все условия были расписаны при клике «Подробнее». Однако информация от Общества не поступила. 

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела, в адрес Управления поступило обращение <…> по аналогичным фактам.

По итогам рассмотрения вышеуказанное обращение приобщено к материалам рассматриваемого дела №016/05/5-1515/2022 в отношении ООО «Класс Информационные Технологии» по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Класс Информационные Технологии» (ИНН 7722801524, 450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 64/1, эт. 2).

В соответствии с частью 8 статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Класс Информационные Технологии» (ИНН 7722801524, 450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 64/1, эт. 2).

В связи с тем, что ООО «Класс Информационные Технологии» не зарегистрирован на территории Республики Татарстан реклама могла распространяться в других субъектах Российской Федерации, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, на основании пункта 6 Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», были получены полномочия (№КТ/102793/22 от 11.11.2022 г.) по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Класс Информационные Технологии» (ИНН 7722801524, 450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 64/1, эт. 2).

На момент рассмотрения дела №016/05/18-1515/2022 в материалах дела не имеются подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы в связи с чем Комиссией принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания.

В целях оповещения ООО «Класс Информационные Технологии» о рассмотрении в отношении него дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение о возбуждении (исх.№ВЧ-08/12197 от 03.10.2022) о месте и времени рассмотрения дела на 26 октября 2022 года в 10 час. 30 мин. Согласно почтовому идентификатору 80082677038339 письмо получено ООО «Класс Информационные Технологии» по адресу регистрации 12 октября 2022 года в 16 часов 16 минут.

Кроме того, ООО «Класс Информационные Технологии» были направлены определения о продлении и отложении рассмотрения дела на 30 ноября 2022 года в 10 час. 30 мин. Согласно почтовому идентификатору 80082278385641 письмо получено ООО «Класс Информационные Технологии» по адресу регистрации 10 ноября 2022 года в 14 часов 35 минут.

Таким образом, ООО «Класс Информационные Технологии» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссию не явилось, подтверждающие документы не представило.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «Класс Информационные Технологии», распространенную в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «<…>», поскольку в ней нарушен пункт 4 части 3, часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Выдать ООО «Класс Информационные Технологии» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны