Предостережение №АЯ-06/14235 Предостережение о недопустимости совершения действий, которы... от 9 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-06/14235 от 09.11.2021
На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.05.2021 №01/145-пр и от 18.06.2021 №01/158-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан (422470, Республика Татарстан, Балтасинский муниципальный район, поселок городского типа Балтаси, улица Ленина, дом 42, ОГРН 1061675001486, ИНН 1612005857).
Инспекцией Татарстанского УФАС России в ходе проведения проверки было установлено следующее.
Инспекцией установлено, что Исполнительный комитет принял постановление №339 от 27 ноября 2020 года «Об утверждении Дорожной карты предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО)».
Согласно пункту 1 указанного постановления Исполнительный комитет постановил утвердить Дорожную карту предоставления в установленном законом порядке в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) согласно Приложению.
Дорожной картой предоставления в аренду ООО «Благоустройство» земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 площадью 10,8 га, находящегося в собственности МО «Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан», в целях размещения объектов специальной деятельности (полигон ТБО) предусмотрены мероприятия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство».
Согласно указанной Дорожной карте, 24 ноября 2021 года предполагается предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 в аренду ООО «Благоустройство».
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Палате имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Палата осуществляет в установленном порядке управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Пунктом 2 указанной статьи установлены случаи, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без проведения торгов. Указанной нормой не установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения полигона ТБО может быть предоставлен без торгов.
Реализация права хозяйствующих субъектов и граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.
Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при передачи муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба неоднократно указывала на то, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 15 или статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 №8799/11 по делу №А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 №307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Соответственно, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов без законных на то оснований нарушает принципы состязательности сторон, при которых заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в процедуре предоставления земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В связи с изложенным, предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:12:010502:158 ООО «Благоустройство» без проведения торгов приведёт к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Татарстанское УФАС России на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий (бездействия), в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
<…>