Решение №АЯ-04/6844 Решение по делу №016/10/18.1-901/2021 от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/6844 от 07.06.2021 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя продавца имущества Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан – <…> – [должностное лицо], в присутствии заявителя <…> – [физическое лицо] (лично), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя <…> – [физическое лицо]  (вх. №7267/ж от 28.05.2021 г., №7421 от 01.06.2021 г.) на действия продавца имущества Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при проведении торгов по продаже муниципального имущества №SALEEOA00003528, объявление о проведении торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ №300321/1284155/01 от 30.03.2021г.,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №300321/1284155/01 о проведении аукциона на повышение цены по продаже в собственность движимого муниципального имущества размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 30.03.2021г.

Продавец муниципального имущества: Палата имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Организатор продажи имущества (оператор электронной площадки): Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»

Предмет торгов: транспортное средство: УАЗ-22069-04, VIN №XTT22069050440746, модель, № двигателя УМЗ-421800 №50805040 кузов (кабина, прицеп) № 22060050110509, цвет кузова – белая ночь, 2005 года выпуска, паспорт ТС серия 73 МА №156630, государственный регистрационный знак Р846ВА 16RUS

Начальная цена продажи имущества: 33 700 рублей

Дата и время публикации извещения: 30.03.2021 11:17

Дата и время окончания приема заявок: 20.05.2021 11:00

Дата рассмотрения заявок: 21.05.2021

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.

Представитель Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Продажа имущества проводится по правилам и в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012г. № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», на основании Постановления №123 от 30.03.2021 г., Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия продавца имущества и позиции Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неполучении ответа на запрос о разъяснении размещенной информации.

Частью 1 статьи 18 Закона о приватизации установлено, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

В соответствии с частью 16 статьи 18 Закона о приватизации не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее – Положение).

Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее соответственно - имущество, продажа имущества) путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества (далее - аукцион), специализированного аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения и без объявления цены в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 20 Положения любое лицо независимо от регистрации на электронной площадке вправе направить на электронный адрес оператора электронной площадки, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества, запрос о разъяснении размещенной информации.

Такой запрос в режиме реального времени направляется в «личный кабинет» продавца для рассмотрения при условии, что запрос поступил продавцу не позднее 5 рабочих дней до окончания подачи заявок.

В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса продавец предоставляет оператору электронной площадки для размещения в открытом доступе разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Пунктом 13 информационного сообщения о проведении аукциона по продаже муниципального имущества установлен порядок получения разъяснений размещенной информации: любое лицо независимо от регистрации на электронной площадке вправе направить на электронный адрес организатора запрос о разъяснении размещенной информации, но не позднее 5 рабочих дней до окончания подачи заявок. В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса организатор размещает в открытом доступе разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.

Согласно пункту 3 информационного сообщения организатор продажи имущества (оператор электронной площадки) – Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

В пункте 12 информационного сообщения указан электронный адрес организатора:

«По вопросам получения дополнительной информации о возможности участия в торгах на электронной площадке обращаться с понедельника по пятницу, с 8:30 до 16:00 по московскому времени в Службу тех.поддержки: (843)212-24-25, sale@mail.zakazrf.ru».

Согласно письменным и устным доводам заявителя, запрос о разъяснении размещенной информации был направлен на электронную почту продавца имущества <…> – [должностное лицо], ответ на который не поступил.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме не предусмотрено направление запроса о разъяснении размещенной информации в адрес продавца муниципального имущества. Следовательно, у продавца отсутствует обязанность подготовки и направления участнику ответа на указанный запрос.

Таким образом, учитывая непоступление от заявителя запроса о разъяснении на электронную почту оператора электронной площадки АО «АГЗ РТ», довод заявителя признан необоснованным.

Действия продавца имущества в рассматриваемом случае не противоречат положениям действующего законодательства.

Относительно довода заявителя о неопубликовании итогового протокола аукциона на электронной площадке.

Пунктом 43 Положения установлено, что процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона.

В соответствии с пунктом 46 Положения в течение одного часа со времени подписания протокола об итогах аукциона победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также размещается в открытой части электронной площадки следующая информация:

а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

б) цена сделки;

в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица - победителя.

Пунктом 14 информационного сообщения продавцом установлено, что день определения участников и рассмотрение заявок на участие в аукционе: 21 мая 2021г.

Не позднее следующего рабочего дня после дня подписания протокола о признании претендентов участниками всем претендентам, подавшим заявки, направляется уведомление о признании их участниками аукциона или об отказе в признании участниками аукциона с указанием оснований отказа. Информация о претендентах, не допущенных к участию в аукционе, размещается в открытой части электронной площадки, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на Электронной площадке - sale.zakazrf.ru

Согласно пункту 17 информационного сообщения место и срок подведения итогов аукциона – по окончании аукциона, по месту его проведения.

Процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона. Протокол об итогах аукциона удостоверяет право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах аукциона победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что протокол определения участников сформирован на электронной площадке 21.05.2021 в 13:38:59, протокол подведения итогов 21.05.2021 в 13:46:21.

Таким образом, продавцом имущества выполнены условия и сроки, установленные информационным сообщением и пунктом 46 Положения, в части размещения протокола об итогах аукциона.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерном признании участника победителем торгов.

Согласно части 3 статьи 18 Закона о приватизации аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Пунктом 44 Положения установлено, что аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

а) не было подано ни одной заявки на участие либо ни один из претендентов не признан участником;

б) принято решение о признании только одного претендента участником;

в) ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.

Частью 6 статьи 18 Закона о приватизации установлено, что для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

В соответствии с частью 11 статьи 18 Закона о приватизации уведомление о признании участника аукциона победителем направляется победителю в день подведения итогов аукциона.

Частью 12 статьи 18 Закона о приватизации при уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

В силу части 13 статьи 18 Закона о приватизации суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Согласно части 14 статьи 18 Закона о приватизации в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

В соответствии с протоколом № SALEEOA00003528-1-RT рассмотрения заявок на участие в аукционе по извещению № SALEEOA00003528 от 21.05.2021г. на участие в аукционе была подана 1 заявка от <…> – [физическое лицо], которая признана соответствующей требованиям и допущена до участия в аукционе. Аукцион признан несостоявшимся ввиду признания только одного заявителя участником аукциона.

Продавцом имущества принято решение о заключении договора купли-продажи с единственным участником <…> – [физическое лицо].

Таким образом, протоколом об итогах аукциона по продаже муниципального имущества (транспортное средство: УАЗ-22069-04, VIN №XTT22069050440746, модель, №двигателя УМЗ-421800 №50805040 кузов (кабина, прицеп) № 22060050110509, цвет кузова – белая ночь, 2005 года выпуска, паспорт ТС серия 73 МА №156630, государственный регистрационный знак Р846ВА 16RUS) аукцион в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о приватизации признан несостоявшимся.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России при ходит к выводу о том, что Закон о приватизации не предусматривает заключение договора с единственным участником несостоявшегося аукциона.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о приватизации приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о приватизации право приобретения имущества в случае его продажи на аукционе принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Рассматриваемый аукцион в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о приватизации признан несостоявшимся, поскольку участвовал один участник.

Вместе с тем, возможность заключения договора купли-продажи имущества с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся, Законом о приватизации не предусмотрена, в статье 13 названного Федерального закона такой способ приватизации государственного и муниципального имущества не указан.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

Поскольку Законом о приватизации как актом специального законодательства, регулирующим отношения по отчуждению государственного и муниципального имущества, не предусмотрено заключение договора купли-продажи с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся, и установлено иное последствие признания торгов таковыми, предполагающее применение иного способа приватизации, решение продавца имущества о заключении договора купли-продажи с <…> – [физическое лицо] не соответствует положениям статьи 217 ГК РФ и пункту 3 статьи 2 и статье 13 Закона о приватизации.

Ссылка продавца имущества на Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», допускающий заключение договора с единственным участником торгов, признанных несостоявшимися, ошибочна, поскольку названной нормой регламентирован порядок заключения иных сделок в отношении государственного и муниципального имущества.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.10.2012 по делу N А55-417/2012, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2020 N Ф07-4624/2020 по делу N А52-2628/2019.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия продавца имущества по признанию единственного участника торгов <…> – [физическое лицо]  победителем аукциона, принятию решения о заключении с ним договора купли-продажи как с единственным участником, а также по невозврату оплаченного задатка для участия в торгах являются неправомерными.

Довод заявителя признан обоснованным.

Продавцом имущества нарушены требования частей 1, 11 статьи 18 Закона о приватизации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> – [физическое лицо]  (вх. №7267/ж от 28.05.2021 г., №7421 от 01.06.2021 г.) на действия продавца имущества Палаты имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан при проведении торгов по продаже муниципального имущества №SALEEOA00003528, объявление о проведении торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ №300321/1284155/01 от 30.03.2021 г. обоснованной в части неправомерного признания участника победителем торгов.

Признать продавца имущества Палату имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования частей 1, 11 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Выдать продавцу имущества Палате имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны