Решение №04-04/4162 Решение по делу №016/07/3-550/2023 от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4162 от 25.04.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО «Буинский сахар» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №13 от 06.06.2022 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №14 от 06.06.2022 г.), в присутствии представителя заявителя ООО ТД «Уральская Химическая Компания» – <…> – [должностное лицо] (генеральная доверенность №01 от 14.03.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО ТД «Уральская Химическая Компания» (вх. №3841/ж от 14.04.2023 г.) на действия заказчика ООО «Буинский сахар» при проведении закупки №32312225365 на предмет: «Приобретение катионита КУ-2-8»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, №32312225365 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 24.03.2023 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 299 433,00 руб.

Предмет закупки – Приобретение катионита КУ-2-8.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно, заказчиком в отношении заявки заявителя не применен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №925 от 16.09.2016г.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ООО «БУИНСКИЙ САХАР», утвержденным 23.11.2022г. (далее – Положение).

Согласно подпункту «в» пункта 2.1.1 Положения запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок) является конкурентной закупкой.

Согласно части 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.

Согласно подпункту 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

- наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом.

В соответствии с подпункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление Правительства № 925) установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 24 раздела III извещения о проведении закупки заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения в соответствии с Постановлением Правительства №925.

Также в соответствии с извещением общие условия предоставления приоритета, в том числе:

 а) указание (декларирование) в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке несет участник закупки.

Оценка и сопоставление заявок производятся по единственному критерию – цена. Заявка участника закупки должна полностью отвечать каждому из предъявленных требований или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми (минимально допустимыми), за исключением случаев, если в документации указано обязательное соответствие точным показателям, указаны максимально допустимые показатели. Если хотя бы по одному требованию заявка участника закупки не удовлетворяет условиям документации, она отклоняется. Предоставление альтернативных предложений    не требуется (пункт 23 раздела III извещения).

В соответствии с итоговым протоколом от 04.04.2023г. на участие в закупке направлены 4 заявки. При этом, участниками закупки ООО «Торговый Дом «Полифлок» и ООО ТД «Уральская Химическая Компания» к поставке предложен товар российского производителя. Вместе с тем, цена, предложенная заявителем, 1 078 000,00 руб. без НДС, является самой высокой.

Согласно позиции заявителя, учитывая, что победитель закупки предлагает к поставке катионит КУ-2-8 (Na), произведённый в КНР, заказчик при оценки заявок должен был применить к заявке заявителя приоритет по Постановлению Правительства №925, а именно посчитать стоимость заявки 1 078 000,00 х 15%= 916 300 руб., что ниже цены, предложенной победителем закупки (966 000 руб.).

В ходе рассмотрения жалобы, в подтверждение довода жалобы, заявитель представил предупреждение, выданное Кемеровским УФАС России в отношении группы лиц ООО «ТД «Полифлок» и ООО «НПО Полифлок» по признакам нарушения пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, а также ссылку на новостную ленту от 06.12.2016г. (распечатку Интернет-страницы), о том, что Седьмой арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения антимонопольного органа (номер судебного дела отсутствует).

Согласно пояснениям заказчика, котировочная заявка победителя закупки соответствует требованиям, установленным в извещении (в том числе в технической части), а именно в заявке указана страна производства товара – Российская Федерация. Предлагаемый товар соответствует ГОСТу 20298-74, т.е. характеристика товара полностью удовлетворяет требованиям технического задания заказчика, и у заказчика отсутствовали основания отклонения заявки.

Кроме того, Комиссия отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность заказчика по изучению (проверки) достоверности сведений, представленных участниками закупки в составе заявки. Соответствие/не соответствие предлагаемого победителем закупки товара требованиям извещения (технического задания) определяется в ходе исполнения заключенного договора.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства в действиях заказчика при рассмотрении заявок участников закупки.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО ТД «Уральская Химическая Компания» (вх. №3841/ж от 14.04.2023 г.) на действия заказчика ООО «Буинский сахар» при проведении закупки №32312225365 на предмет: «Приобретение катионита КУ-2-8» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны