Определение №АР-08/8450 Рассмотрение дела №016/05/5-791/2019 в отношении ООО «МФК «Д... от 10 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-791/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Исх. АР-08/8450 от 10.06.2019
10 июня 2019 года г. Казань
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – заместитель руководителя, рассмотрев материалы в отношении ООО «МФК «Деньгимигом» (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения в г. Зеленодольск, ул. Комсомольская 20 рекламы с текстом: «Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66…», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Фотографии вышеуказанной рекламы представлены ниже:
<...>
В силу части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На вышеуказанной рекламе ООО «МФК «Деньгимигом» в левом нижнем углу размещена информация о лице, осуществляющем финансовую деятельность, однако информация размещена мелким шрифтом, что не позволяет потребителям получить информацию, которая должна быть размещена в соответсвии с Законом «О рекламе».
Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: «Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66…» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с Письмом ФАС России от 13 августа 2010 г. №АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг», В настоящее время отмечается увеличение количества случаев размещения ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в том числе рекламы финансовых услуг, в которой часть существенных условий изложена мелким, нечитаемым шрифтом. В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «Деньги на вашу карту по звонку 8 800 333 55 66…»» нарушает часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.
Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).
Рекламодателем является ООО «МФК «Деньгимигом» (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу №016/05/5-791/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
2.Назначить дело №016/05/5-791/2019 к рассмотрению на 26 июня 2019 в 13 час. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).
3.Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» ООО «МФК «Деньгимигом» (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.);
4. ООО «МФК «Деньгимигом» (423800, РТ, г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский, д. 84; ОГРН 1121650010943, ИНН/КПП 1650244278/165001001, дата регистрации юридического лица: 29.05.2012 г.) в срок до 25 июня 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-yarullinr@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:
- учредительные документы ООО «МФК «Деньгимигом»;
- разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН;
- информацию о том, на территории каких субъектов Российской Федерации распространялась вышеуказанная рекламная информация;
- информация о сферах деятельности ООО «МФК «Деньгимигом» с приложением подтверждающих документов;
- копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанных рекламных материалов (рекламных проспектов), с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договора, на распространение вышеуказанных рекламных материалов;
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
- в чьей собственности
- договор на нестационарный торговый объект в соответствии со схемой, согласованной с Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района;
- письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование;
- иные документы, имеющие значение для дела (при наличии).
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ООО «МФК «Деньгимигом» в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <...>