Решение №АБ-04/8513 Решение по делу № 016/06/64-1076/2020 о нарушении законодате... от 29 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АБ-04/8513 от 29.06.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" (после перерыва) – <…> – [должностное лицо] (доверенность №25/2020 от 22.05.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №35/2019 от 23.12.2019 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №36/2019 от 23.12.2019 г.), в отсутствии заявителя <…> – [физическое лицо], о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленной надлежащим образом, рассмотрев жалобу Сидоровой Е. (вх. 8355/ж от 15.06.2020 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" при проведении закупки № 0511500000720000002 на предмет: Разработка проектной документации на выполнение работ по реконструкции наружных электрических сетей,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0511500000720000002  размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 08.06.2020г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 972 687,68 руб.

Заказчик - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ".

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные и устные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что в документации Заказчиком в нарушение требований Кабинета Министров Республики Татарстан (в связи с распространением COVID-19) установлены требования к обеспечению исполнения контракта в размере 5 % от цены, по которой заключается контракт, а так же к обеспечению гарантийных обязательств в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 64 статьи 112  Закона о контрактной системе до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

В соответствии с решением оперативного штаба по реализации плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Татарстан в условиях ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, волатильностью цен на нефть и курса доллара на 06.06.2020 года (далее – Решение), на которое ссылается заявитель жалобы, в связи с внесением вышеуказанных изменений в Закон о контрактной системе, заказчикам рекомендовано при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

В извещении и в документации по вышеуказанной закупке Заказчиком установлено требование к обеспечению контракта в размере 5% процентов от цены, по которой заключается контракт, а также размер обеспечения гарантийных обязательств в размере 1% от начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что ни часть 64 статьи 122 Закона о контрактной системе, ни Решение оперативного штаба не содержат обязанности для заказчиков о не установлении требования обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта.

Следовательно, не установление требования обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств является правом, а не обязанностью заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что внутрикорпоративный документ ОАО «РЖД» не содержит требований к разработке проектной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Изготовление проектной документации является обязательной при проведении реконструкции линии электропередачи на основании статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В пункте 12 Технического задания, являющегося частью 4 аукционной документации, Заказчик установил требования, что Подрядчик при изготовлении проектной документации принимает на себя добровольное обязательство о соблюдении требований правил, технических условий, СНиП, ГОСТ, ПЭУ и других нормативных технических документов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе Инструкции о пересечении железнодорожных линий ОАО "РЖД" инженерными коммуникациями (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 16 мая 2014 г. N 1198р) (далее – Инструкция), разработанной в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и является нормативным документом ОАО "РЖД".

Данной инструкцией необходимо руководствоваться:

- при выборе места пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями различного назначения - газопроводами, нефтепроводами, тепловыми сетями, водопроводом, канализацией, линиями электропередачи, связи и выдаче технических условий на эти пересечения;

- при согласовании проектной документации на пересечение железнодорожных линий инженерными коммуникациями;

- при допуске к производству работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями;

- при техническом надзоре за производством работ по пересечению железнодорожных линий инженерными коммуникациями.

Также в пункте 6 Инструкции указаны основные нормативные требования по проектированию пересечения железнодорожных линий инженерными коммуникациями.

Следовательно, в случае если проектной документацией предусмотрено пересечение железнодорожной линии линией электропередачи, Подрядчику при осуществлении проектно-изыскательских работ необходимо руководствоваться требованиями Инструкции, в том числе при выборе места пересечения железнодорожных линий и линий электропередач, а также для дальнейшего согласования проектной документации и получения допуска к производству работ.

Таким образом, изготовление проектной документации является обязательным для Заказчика при проведении реконструкции в соответствии с требованиями Градостроительного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В разделе 1.4 аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе следующие требования:

«Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.         

Участник закупки должен иметь выписку установленной формы о членстве в саморегулируемой организации (далее выписку), в области инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий на подготовку проектной документации, а так же сведения об уровне ответственности соответствующему начально максимальной цены контракта указанного в информационной карте аукционной документации (являющуюся предметом настоящей закупки), что является допуском к работам (Градостроительный Кодекс, Федеральный закон от 03.07.2016 №372-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ). Участник электронного аукциона должен быть зарегистрирован в реестре членов саморегулируемой организации.

Непредставление указанных документов в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционе либо признания заявки участника не соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме».

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

 

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что согласно установленным Заказчиком в документации требованиям к составу второй части заявки, все участники должны представить в составе второй части заявки выписку установленной формы о членстве в саморегулируемой организации (далее выписку), в области инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий на подготовку проектной документации. Однако, Заказчиком не установлено, что лица, для которых в соответствии с ч.2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ не требуется членство саморегулируемой организации вправе не представлять указанную выписку.

Таким образом, учитывая положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации, необходимость быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства у участников закупки (перечисленных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации) отсутствует, следовательно, для таких участников представление в составе второй части заявки выписки о членстве в саморегулируемой организации необязательно.

Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 64, части 5 статьи 66, части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что выявленное нарушение могло повлиять на результат определения поставщика, Комиссия принимает решение выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <…> – [физическое лицо] (вх. 8355/ж от 15.06.2020 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" при проведении закупки № 0511500000720000002 на предмет: Разработка проектной документации на выполнение работ по реконструкции наружных электрических сетей необоснованной.

Признать заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" нарушившим требования части 1 статьи 64, части 5 статьи 66, части 1 статьи 31  Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать Заказчику - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны