Определение №ВЧ-08/11862 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела №016/01/14.2-1621/2021 о наруш... от 20 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-08/11862 от 20.09.2021

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> - должностное лицо на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30.08.2021г. №01/235-К о возбуждении дела № 016/01/14.2-1621/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Арт» (428003, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Лесная, д. 2, пом. 5; 420004, г. Казань, Горьковское шоссе, 55, ИНН 2130219005) пунктов 2 и 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во введении в заблуждение посредством размещения на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенном по адресу: <…>, не соответствующей действительности информации относительно наличия партнерских отношений с кредитными организациями – банками, а также указания информации исключительно о привлекательных условиях приобретения автотранспортных средств в отсутствие полной и исчерпывающей информации об условиях приобретения автотранспортных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) поступило обращение (вх. № 5089/ж от 13.04.2021г.) о нарушении ООО «Арт» Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»), в части распространения на сайте компании и в самом автосалоне различной, искаженной и неточной информации об условиях приобретения автомобиля «Renault Kaptur».

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов и материалов, а также анализа нормативной правовой базы, Управлением установлено следующее:

Из текста обращения следует, что из информации, размещенной на официальном сайте «А-Моторс», следует, что автомобиль марки «Renault Kaptur» продаётся по цене от 668 000 руб. на время акции с 01.04.2021 по 31.04.2021.

В связи с чем, заявителем был выбран автомобиль «Renault Kaptur» с автоматической коробкой передач по цене 723 000 руб. Приехав в автосалон, заявитель сообщил о том, что готов сдать свой автомобиль по программе трейд-ин в счет оплаты, на что после оценки и согласования стоимости автомобиля был сделан запрос в банк, на который пришел ответ об одобрении банком платежа на сумму 1 500 000 руб.

Вместе с тем, в последующем заявителем установлено, что при приобретении автомобиля «Renault Kaptur» 2020 года выпуска за цену 723 000 руб., необходимо оформить кредит с учетом стоимости Каско 369 500 руб. + 70 000 руб. страхование жизни и 40 000 руб. наценка за утилизацию. Исходя из этого, заявителю необходимо оформить кредит: 723 000 руб. (стоимость автомобиля 2020 года) - 500 000 руб. (стоимость автомобиля по трейд-ину) = 223 000 руб. + 369 500 (Каско) + 70 000 руб. (страхование жизни) + 40 000 руб. (наценка за утилизацию) = 702 500 руб. (сумма кредита, которую заявитель должен выплатить). Исходя из этого, фактическая стоимость автомобиля составила 1 202 500 руб. Заявителем было предложено оплатить наличными 223 000 руб., на что менеджер ответил, что автомобиль «Renault Kaptur» за наличный расчет будет стоить 1 193 000 руб.

В рамках рассмотрения обращения антимонопольным органом проведен осмотр сайта <…>, изображения которого, также направлены заявителем в адрес антимонопольного органа. 

Фотоизображения представлены ниже:

Таким образом, в рамках мониторинга сайта автосалона А-Моторс <…> установлено, что автомобиль марки автомобиля «Renault Kaptur» предлагается к продаже 668 000 рублей.

При этом, на официальном сайте производителя автомобиля марки «Renault Kaptur» <…> цена такого автомобиля составляет от 1 206 000 руб.

Фотоизображение приведено ниже:

Аналогичная стоимость приведена у официальных дилеров ЗАО «РЕНО РОССИЯ» - Автоцентр ТТС (Казань, пр-т Ибрагимова), КАН АВТО-6 (Казань, ул. Восстания), КАН АВТО-6 (Казань, Оренбургский тракт), ТрансТехСервис-6.

Таким образом, стоимость автомобиля (в частности «Renault Kaptur»), указанная на сайте автосалона А-Моторс, является более привлекательной для потребителей, поскольку ниже рыночной более чем на 40%.

В целях получения информации об условиях приобретения автомобиля «Renault Kaptur» в автосалоне «А-Моторс», сотрудниками Управления, в рамках осмотра сайта, был осуществлен переход на сайте во вкладку «обратный звонок» и оставлена заявка с заполнением следующих сведений: фамилия имя отчество - [физическое лицо 1], номер телефона - <…>.

В ответ на оставленную заявку от оператора автосалона «А-Моторс» 06 июля 2021 года поступил звонок в 11:45 на телефонный номер – <…> с абонентского номера – 88432334361, в ходе которого представителем автосалона «А-Моторс» было сообщено о том, что автомобиль марки «Renault Kaptur» продаётся по цене от 668 000 в кредит, при этом при приобретении указанного автомобиля за наличный расчет цена составит 1 165 000 руб. Вместе с тем, на сайте автосалона подобные условия не отражены.

Ввиду того, то на официальном сайте не представлена информация о лице, которое реализует автомобили, представителем Татарстанского УФАС осуществлен выезд на фактическое место осуществления деятельности автосалона, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Горьковское Шоссе, д. 55, в ходе которого установлено, что по данному адресу осуществляет деятельность ООО «Арт» (428003, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Лесная, д. 2, пом. 5, ИНН 2130219005, КПП 213001001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 22.06.2020).

Таким образом, в рамках рассмотрения обращения установлено, что фактическую деятельность по продаже автомобилей по адресу ул. Горьковское Шоссе, д.55 осуществляет ООО «Арт» (ИНН 2130219005).

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору, указанных в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Арт» (ИНН 2130219005) является:

 - 45.11.2 Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах. Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является [физическое лицо 2].

Учитывая, что на официальном сайте автосалона А-Моторс <…> размещена информация о банках партнерах, Управлением были сделаны запросы указанным банка с целью установления достоверности размещенной информации.

Так, исходя из сведений, размещенных на сайте автосалона, числятся 15 Банков-партнеров «А-Моторс».

 Фотоизображение приведено ниже.

В частности, Татарстанским УФАС направлен запрос информации Банкам-партнерам, о наличии/отсутствии договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с автоцентром «А-Моторс», об информации о наличии/отсутствии в банке программ автокредитования с условием от 1% годовых/без первого взноса/на 7 лет. На момент подготовки докладной записи ответы получены от 5 банков.

1) Так, Банк Оранжевый сообщает, что в Банке отсутствуют программы кредитования с процентной ставкой от 1% годовых/без первого взноса/на 7 лет. Партнерские взаимоотношения с автосалоном осуществляются по программам кредитования:

- «Настоящий автолюбитель на приобретение новых автомобилей» (срок кредитования - от 24 до 72 месяцев, процентная ставка (с 01.07.2021) - от 12,9 % до 14%. В период с даты предоставления кредита и до даты первого очередного платежа, размер процентной ставки составляет 24%);

- «Настоящий автолюбитель на приобретение поддержанных автомобилей» (срок кредита по стандартной программе кредитования- от 24 до 72 месяцев, процентная ставка (с 01.07.2021) от 15,9% до 18,9%. В период с даты предоставления кредита и до даты первого очередного платежа размер процентной ставки составляет 25%).

2) В своем ответе Абсолют Банк сообщает, что между Банком и ООО «Арт» (ИНН 2130219005) в лице директора [физического лица 2] было заключено Соглашение о сотрудничестве от 30.03.2021. Местонахождение ООО «Арт», указанное в Соглашении является г. Казань, ул. Горьковское Шоссе, д. 55. В банке отсутствуют программы автокредитования физических лиц, предусматривающие условия о предоставлении кредита по процентной ставке от 1% годовых, при этом действующие программы кредитования предусматривают возможность предоставления кредита без первоначального взноса и сроком кредитования на 7 лет.

3) АО «Кредит Европа Банк» в ответ на запрос сообщил следующее. Договоры о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с автоцентром «А-Моторс», осуществляющим свою деятельность по адресу: г. Казань, ул. Горьковское Шоссе, д.55, Банком не заключались. Логотип Банка, размещенный на сайте автоцентра «А-Моторс» <…>, используется без соответствующего разрешения Банка.

Банком подготовлено уведомление в адрес автоцентра «А-Моторс» о незамедлительном прекращении незаконного использования средства индивидуализации Банка. Указанные в Запросе программы автокредитования отсутствуют.

4) В ответ на запрос, БыстроБанк так же сообщил, что с автоцентром «А-Моторс» (г. Казань ул. Горьковское Шоссе, д.55) у ПАО «БыстроБанк» нет заключенных договоров о сотрудничестве. Соглашений о правах на использование логотипа Банка также не заключалось. Каких-либо преимуществ использования логотипа Банка на сайте <…> Банку не дает. В Банке отсутствуют какие-либо программы автокредитования со ставками от 1% годовых. Программы автокредитования в нашем Банке предусматривают возможность получения кредита без первоначального взноса, срок кредитования доступен до 8 лет.

5) АО «КБ «Руснарбанк» сообщил, что между автоцентром ООО «Арт» и АО «КБ «Русский Народный Банк» заключено соглашение. В Банке действуют программы автокредитования «Автолюбитель» и «Автопробег», по условиям которых Банк предоставляет кредиты без первоначального взноса, процентная ставка от 12% до 20,6% годовых сроком от 12 до 96 месяцев.

Согласно ответу на запрос от «Экспобанк» следует, что договор о сотрудничестве с автоцентром «А-Моторс» (г. Казань ул. Горьковское Шоссе, д.55) не заключался, автокредитование в автосалонах осуществляется Банком с привлечением своих партнеров, которые вправе использовать товарный знак Банка. В частности, Банк осуществляет автокредитование. Размер процентной ставки утверждается Тарифами и указывается в согласованных заемщиком, в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» №353-ФЗ от 21.12.2013, Индивидуальных условиях договора кредита по кредитному продукту «АВТО ДРАЙВ». В зависимости от условий кредитования минимальный размер базовой процентной ставки, установленный Банком, с учетом понижающих коэффициентов, а также проведенной оценки кредитной истории составляет 7,9 % годовых.  

Таким образом, в рамках рассмотрения обращения установлена, что на официальном сайте <…> ООО «Арт» (ИНН 2130219005) размещена недостоверная информация не только в части стоимости автомобилей, но и в части наличия партнерских отношений с банками.

Указанные действия ООО «Арт» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют убытки добросовестных приобретателей, иными словами по своему существу являются недобросовестной конкуренцией.

Такая ситуация не допустима по смыслу ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, ст. 1484, ст. 14. 2, ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, ратифицированной РФ с 19.09.1968, страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются, в том числе и товарные знаки.

В соответствии со ст. 10 bis парижской конвенции по охране промышленной собственности страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, причем актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В частности, подлежат запрету все действия, указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Также ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную, или торговую деятельность конкурента.

Так, Управлением были проанализированы отзывы, размещенные в открытых источниках сети Интернет - на сайте «2gis.ru». В ходе анализа было установлено, что салоном клиентам доводится недостоверная информация об условиях приобретения автомобилей, в результате чего потенциальные потребители вводятся в заблуждение.

О чем свидетельствуют следующие отзывы: «Салон разводил!!! По телефону говорят одно, по факту на 200000 дороже. И процент по кредиту выше! Только потерял время!!!», «Салон фиктивный обман, не верьте не единому отзыву который написан, крутят отзывы. В салоне совсем другие цены и назначения по кредиту, плюс автомобилей в наличии нет, постоянно якобы на складе.», «При консультации по телефону продавцы говорят одну цену и наличие. А когда приезжаешь, то уже цены такой нет и автомобиля тоже в интересующей комплектации нет. Жаль потраченного времени.».

Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц) - конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ООО «Арт» по распространению на Интернет-сайте <…> недостоверной информации содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ООО «Арт» направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий за счет перераспределения спроса потребителей ввиду создания впечатления о более привлекательных условий приобретения автомобилей.

2. Такие действия ООО «Арт» противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение недостоверных сведений способно ввести потребителей в заблуждение и привести к неполучению доходов конкурентов.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Арт» признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, в соответствии с положениями статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением в адрес указанного лица выдано предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ
«О защите конкуренции».

О выполнении предупреждения надлежало сообщить в антимонопольный орган не позднее десяти дней со дня его выполнения путем направления письменных пояснений о выполнении предупреждения с приложением подтверждающих документов.

ООО «Арт» выданное предупреждение в установленный срок не исполнило.

Данное предупреждение было направлено по адресу регистрации ООО «Арт» (428003, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Лесная, д. 2, пом. 5; 420004, г. Казань, Горьковское шоссе, 55).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090162348733 с официального сайта «Почта России» предупреждение получено обществом 26.07.2021.

В установленный Управлением срок информация об исполнении предупреждения не поступила, таким образом, предупреждение не исполнено.

На основании изложенного ООО «Арт» был надлежащим образом уведомлен о необходимости прекращений действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании части 1, 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/14.2-1621/2021 к рассмотрению на 13 октября 2021 года на 13 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55 (2 этаж), зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.2-1621/2021 в качестве ответчика ООО «Арт» (ИНН 2130219005, 428003, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Лесная, д. 2, пом. 5; 420004, г. Казань, Горьковское шоссе, 55).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/14.2-1621/2021 в качестве заявителя – [физического лица].

4.  ООО «Арт» в срок до 04 октября 2021 года (включительно) необходимо представить в Управление (на электронный почтовый адрес: <…>, с дублированием на <…>) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:

1)   информацию за 2020-2021 годы (отдельно за каждый год) обо всех видах деятельности, фактически осуществляемых ООО «Арт», с указанием объемов реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по каждому виду деятельности (в натуральном и стоимостном отношениях);

2)  количество автомобилей Renault Kaptur 2020 года, которые имеются в наличии (с приложением подтверждающих документов, с указанием комплектаций, ПТС и фотографий автомобилей с указанием вин-кода);

3)  количество автомобилей Renault Kaptur 2020 года, которые имелись в наличии 11.04.2021 года (с приложением подтверждающих документов, с указанием комплектаций, ПТС и фотографий автомобилей с указанием вин-кода);

4)  документы, подтверждающие поставки автомобилей Renault Kaptur 2020 года в адрес ООО «АРТ» (договора со всеми приложениями и т.д.);

5) все рекламные материалы, распространяемые с 01.01.2021 года (с приложением подтверждающих документов);

6) документы, подтверждающие факт продажи автомобиля Renault Kaptur 2020 года по цене 723 000 рублей со всеми приложениями;

7) претензионные обращения граждан в адрес автосалона А-Моторс с 01.01.2021 года, а также направленные на них ответы;

8)   письменные пояснения, по обстоятельствам, указанным в определении;

9)   иные документы и сведения, имеющие значение для дела.

5. Предложить лицам, участвующим в деле представить доказательства и документы, имеющие, по мнению данных лиц, значение для всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела (при наличии).

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

<…> - должностное лицо

Связанные организации

Связанные организации не указаны