Решение №АЯ-08/8354 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-777/2020  о нарушении законодатель... от 23 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-08/8354 от 23.06.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-777/2020 в  отношении ИП <…>  по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства г. Казань Тел.: 8(843)225-11-12.  Извещение за Март 2020. В связи с тем, что истёк срок проверки водосчетчика «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства» ЕИСЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления… Запись на проведения работ производиться по номеру 8(843)225-11-12 », что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии:

- ИП <…> - извещен

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (Вх. №3509/ж от 17.03.2020 г.) по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства г. Казань Тел.: 8(843)225-11-12.  Извещение за Март 2020. В связи с тем, что истёк срок проверки водосчетчика «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства» ЕИСЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления… Запись на проведения работ производиться по номеру 8(843)225-11-12 », что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламных листовок, которые содержат не соответствующие действительности сведения об изготовителе рекламируемого товара.

По мнению заявителя, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в «сомнительную» организацию.

В рекламных листовках идёт ссылка на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также указание на организацию – «ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань», искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.

В соответствии с ответом ПАО «МТС», номер <...> (843) 225-11-12, который указан в рекламных листовках и по которому потребители должны обратиться, принадлежит ИП <…>.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

Таким что рекламодателем является ИП <…>.

Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.

При буквальном, дословном восприятии вышеуказанной рекламы потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в «ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань». В связи с тем, что фраза «Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань» у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.

Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: «ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань» со ссылкой на Федеральный Закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги. Также в нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в тексте рекламы отсутствует информация о лице, предоставляющем рекламируемые услуги  - ИП <…>,  что в силу данной правовой нормы является обязательным.

В связи с тем, что ИП <…>зарегистрирован на территории Республики Карелии, а реклама распространялась на территории Республики Татарстан и могла распространяться в других субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республики Карелии, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012г. № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, были получены полномочия (№АК/37465/20 от 06.05.2020гю) по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП <…>.

На заседания Комиссии,  ИП <…> не является, однако корреспонденция направляется на адрес места жительства ИП <…>.

В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и в соответствии с частью 3 статьи 23 и статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается надлежащим извещением лица, поскольку, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, направлено в место нахождения юридического лица.

Согласно части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

При этом статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, а соответственно и индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу регистрации, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, ИП <…> несет риск неполучения юридически значимых сообщений. Управление направляло корреспонденцию на адрес места жительства ИП <…>, следовательно, ИП <…> надлежаще уведомлен.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ИП <…> нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части распространения рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства г. Казань Тел.: 8(843)225-11-12.  Извещение за Март 2020. В связи с тем, что истёк срок проверки водосчетчика «Единая информационная служба Жилищно – коммунального хозяйства» ЕИСЖКХ ставит Вас в известность, что в соответствии с Федеральным Законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления… Запись на проведения работ производиться по номеру 8(843)225-11-12 ».

Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства прекращения совершения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны