Решение №АЯ-08/6278 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/18-561/2021 от 26 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/6278 от 26.05.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/18-561/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту несанкционированных рекламных звонков на мобильный номер заявителя (<….>) 05.02.2021 года в 14:31 с текстом: «<….>». Согласия на получение подобных сообщений абонент не давал. Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от <….> (вх. №1579/ж от 09.02.2021) по факту несанкционированных рекламных звонков на мобильный номер заявителя (<….>) 05.02.2021 года в 14:31 с текстом: «<….>». Согласия на получение подобных сообщений абонент не давал. Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно: <….> 05 февраля 2021 года в 14 часов 31 минуту поступил звонок рекламного характера.

Звонок рекламного характера поступил с номера <….>.

Исходя из рекламного сообщения звонок осуществлялся АО «Группа Ренессанс Страхование».

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номер телефона <….> принадлежит сотовому оператору ПАО «МТС».

Управлением был отправлен запрос в ПАО «МТС», для установления владельца номера, с которого был произведен звонок рекламного характера.

Согласно информации, предоставленной ПАО «МТС», телефонный номер <….> принадлежит ООО «Л. Центрикс», следовательно, рекламораспространителем является ООО «Л. Центрикс».

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 18 несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является ООО «Л. Центрикс» (ИНН 9705087046, 115054, г. Москва, ул. Дубинская, д. 17А, пом. I).

Из текста рекламы: «<….>» АО «Группа Ренессанс Страхование» рекламирует свои услуги, из этого следует, что АО «Группа Ренессанс Страхование» является рекламодателем.

Согласно пояснениям АО «Групп Ренессанс Страхование» (вх.№5470 от 19.04.2021) 12.11.2018 г. между АО «Групп Ренессанс Страхование» и ООО «Л.Центрикс» был заключен Договор оказания услуг №ЛЦ/13. Как следует из заключенного договора, при коммуникациях с потенциальными клиентами ООО «Л.Центрикс» запрещается позиционировать себя в качестве представителя АО «Групп Ренессанс Страхование».

При заключении Договора ООО «Л.Центрикс» было предоставлено АО «Групп Ренессанс Страхование» заверения, в том числе о том, что ООО «Л.Центрикс», в рамках исполнения Закона о рекламе и Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», до даты коммуникации с потенциальным клиентом (до даты звонка) получена от потенциальных клиентов в письменной форме соответствующие согласия на осуществление ООО «Л.Центрикс» звонков в целях рекламы услуг партнеров ООО «Л.Центрикс» и что ООО «Л.Центрикс» несет ответственность за нарушение Закона о рекламе (п. 4.2 Договора).

Между <….> и АО «Групп Ренессанс Страхование» какие – либо договоры не заключались, информацией о персональных данных указанного лица, а также о номере его телефона, АО «Групп Ренессанс Страхование» не располагает.

На заседание Комиссии ООО «Л.Центрикс» представило письменные пояснения (вх.№6439 от 12.05.2021) согласно которым, ООО «Л.Центрикс» оказывает рекламодателям услуги по распространению рекламы путем использования своего контактного центра (выступая в качестве рекламораспространителя), используя для телефонных звонков номерную емкость ПАО «МТС», предоставленную ему, как абоненту.

12.11.2018 г. между АО «Групп Ренессанс Страхование» и ООО «Л.Центрикс» был заключен договор оказания услуг №ЛЦ/13, согласно условиям которого ООО «Л.Центрикс» обязался искать для АО «Групп Ренессанс Страхование» потенциальных клиентов для его услуг. Текст и порядок осуществления рекламных звонков между АО «Групп Ренессанс Страхование» и ООО «Л.Центрикс» не утверждались. ООО «Л.Центрикс» использует текст, озвученный в разговоре, а в случае получения согласия абонента на получение рекламы, получает от абонента сведения, необходимые для расчета, после чего производит расчет по представленной страховщиком формуле и озвучивает результат абоненту.

05.02.2021 г. в 14:31 сотрудник контактного центра ООО «Л.Центрикс» позвонил на абонентский номер <….> <….> и после того, как она представилась, Заявитель спросил у нее «<….>», после чего сотрудник контактного центра сообщил, что звонит с целью <….>, на что Заявитель ответил «<….>», после чего разговор был сразу же прекращен по инициативе сотрудника контактного центра.

Понятия «сеть связи», «средства связи», «абонент» приведены в чт. 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

Так, сеть связи – это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых направлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Абонент- это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Федеральной антимонопольной службой России в письме №АЦ/4624 от 05.04.2007 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

В содержании рассматриваемой информации отсутствуют сведения, указывающие на лицо, до которого информация доведена (распространена) и на восприятие которого непосредственно направлена.

Следовательно, рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки:

-              адресована неопределенному кругу лиц;

-              направлена на привлечение внимания к компании АО «Группа Ренессанс Страхование»;

-              признана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует продвижению на рынке.

ООО «Л. Центрикс» не представило в Татарстанское УФАС России согласие абонента на получение рассматриваемой рекламы, в ходе телефонного разговора оно также не было получено, так как после того, как оператор представился, вопрос о согласии получения абонентом рекламируемых услуг озвучен не был. Более чем, согласно п. 4.2 Договора оказания услуг №ЛЦ/13 ООО «Л. Центрикс» должно быть получено от потенциальных клиентов в письменной форме соответствующие согласия на осуществление ООО «Л.Центрикс» звонков в целях рекламы.

При обращении в Татарстанское УФАС России заявитель сообщил об отсутствии его согласия на получение рассматриваемой рекламы. Документарно подтвержденных доказательств обратного в материалы дела не представлено. Таким образом, в материалы дела не представлено необходимых доказательств наличия согласия абонента на получение рекламы посредством телефонных звонков. 

Значит рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Согласно ч. 7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.

На рассмотрение дела стороны, уведомлены надлежащим образом, не явились.

Вместе с тем, нарушение законодательства о рекламе может быть устранено любым лицом, которое может прекратить распространение рекламы. В данном случае таким лицом, причастным к распространяю рассматриваемой рекламы, является ООО «Л. Центрикс». 

Руководствуясь частью 2  пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу компании АО «Групп Ренессанс Страхование», распространенную ООО «Л. Центрикс» при помощи несанкционированного телефонного звонка на мобильный номер <….> 05 февраля 2021 года в 14:31, без согласия абонентов с номера телефона <….> с текстом: «<….>», поскольку в ней нарушены требования ч. 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО «Л. Центрикс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны