Постановление №АР-05/12629 Постановление о наложении штрафа по делу №016/04/14.31-1580/... от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/12629 от 21.09.2020

[Должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/14.31-1580/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбужденного в отношении юридического лица  – АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631, ОГРН: 1021602833141, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2002, КПП: 165501001 420015, г. Казань, ул. Подлужная, д.19),

УСТАНОВИЛ:

13.03.2020 Решением комиссии Татарстанского УФАС России АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) признан нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан вх.№ 14579 от 09.09.2019 о даче оценки деятельности АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) в части соблюдения антимонопольного законодательства, а также признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках обращения в распоряжение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были представлены документы, в процессе изучения которых установлены следующие обстоятельства совершения правонарушения.

В прокуратуру Республики Татарстан поступило представление Елабужской городской прокуратуры в адрес АО «Газпром межрегионгаз Казань» об устранении нарушений законодательства по факту прекращения подачи газа в котельную АО «Елабужское ПТС» (далее - АО «ЕПТС»), расположенную в с. Тарловка Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Прокуратурой Республики Татарстан установлено, что подача газа прекращена АО «Газпром межрегионгаз Казань» в связи с наличием задолженности АО «ЕПТС» в размере более 60 млн. рублей. В результате допущено нарушение прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг – 134 собственников жилищных помещений, 5 социально-значимых объектов (ООШ № 11, фельдшерско-акушерский пункт ГАУЗ «ЕЦРБ» и т.д.

Добросовестность оплаты жилищно-коммунальных услуг указанных потребителей подтверждается процентом собираемости денежных средств в г. Елабуга, который составляет 98,2%.

В ходе рассмотрения Прокуратурой Республики Татарстан представления, представителями АО «Газпром межрегионгаз Казань» факт прекращения подачи газа 05.06.2019 подтвержден, о чем указанной организацией сообщено в Прокуратуру Республики Татарстан в информации №169/8 от 09.08.2019.

Согласно подп. е п.2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила), полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более трех раз в течение двенадцати месяцев, является одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа. Полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более двух раз в течение двенадцати месяцев, является основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа (подп. г. п.3 Правил).

Ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подп. е п.2 и подп. г п.3 Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем (п.9 Правил).

В силу п.10 Правил, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подп. е п.2 и подп. г п.3 Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных п.11-13 Правил. Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (п.11 Правил), в том числе путем: полного и (или) частичного ограничения ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов.

Согласно п.11 Правил, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В соответствии с п.12 Правил, исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

Так, согласно п.13 Правил, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Согласно вышеизложенному, информации, представленной Прокуратурой Республики Татарстан, АО «Газпром межрегионгаз Казань» не действовало в рамках законодательства Российской Федерации и допустило полное отключение газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», тем самым нарушив права добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Пункт 2 Правил относит организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В силу п. 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Газпром межрегионгаз Казань» осуществляет поставку газа потребителям через сети, принадлежащие ООО «Газпром трансгаз Казань» на основании Технического соглашения к договору поставки газа №9889 от 01 декабря 2014 года.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007г. №5, с целью установления доминирующего положения АО «Газпром межрегионгаз Казань» на локальном рынке газоснабжения, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

В соответствии с паспортом водогрейного котла HP-19 (рег.№Е-49), котельная «Тарловка», вид топлива, которое может использоваться на указанном котле – газ (природный, сжиженный).

С учетом изложенного продуктовые границы рынка определяются как услуги по поставке газа (газоснабжению) с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В силу особенностей производства, котельная «Тарловка» не предполагает использование альтернативного топлива помимо газа, а также резервного вида топлива, в виду чего услуга, предоставляемая АО «Газпром межрегионгаз Казань», не имеет альтернативы в отношении указанной котельной.

В результате анализа состояния конкурентной среды Комиссией был сделан вывод о том, что доля АО «Газпром межрегионгаз Казань» на локальном рынке газоснабжения, предоставляемого потребителям, имеющим технологическое присоединение к сетям АО «Газпром межрегионгаз Казань», составляет 100 процентов.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Однако в связи со сложившейся схемой газоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения системы газоснабжения субабонентов к газоснабжению с учетом принципа однократности такого присоединения, котельная АО «ЕПТС» имеет возможность получать газ и услуги по передаче газа на территории, охваченной существующими сетями, и не имеет этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

С учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: Елабужский район, котельная санатория «Тарловский»(котельная «Тарловка»).

Введение полного ограничения режима подачи газоснабжения в отношении котельной «Тарловка» производилось в июне 2019 года (телеграмма с уведомлением содержала информацию относительно введения режима полного ограничения газоснабжения с 05 июня 2019 года, вторичное отключение было произведено 17.06.2019 года в связи с самовольным подключением со стороны АО «ЕПТС»).

В связи с чем, временные границы правонарушения определены пределами июня 2019 года.

Исходя из изложенного, АО «Газпром межрегионгаз Казань» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по газоснабжению в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой системой газоснабжение, обеспечивающими соответствующим ресурсом (газ) котельную «Тарловка» АО «ЕПТС».

Следовательно, на АО «Газпром межрегионгаз Казань» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании вышеуказанных действий, совершенных АО «Газпром межрегионгаз Казань», издан приказ Татарстанского УФАС России от 04.10.2019 02/398-к о возбуждении дела №016/01/10-1629/2019 по признакам нарушения АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», тем самым нарушив права добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пояснениями АО «Газпром межрегионгаз Казань» решение об ограничении поставки газа АО «Елабужское ПТС» на объекте газопотребления - Котельная санатория «Тарловский» (санаторий Тарловский) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245 было принято, в связи с постоянным нарушением срока оплаты за поставленный газ, а также в связи с непогашенной задолженностью за газ в размере более 60 млн. рублей.

Должнику были направлены все необходимые предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа, предусмотренные Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245). Указанный факт подтверждается направлением в адрес АО «Елабужское ПТС» телеграммы от 14 мая 2019 года следующего содеражания:

«УВЕДОМЛЯЕМ 05.06.2019 ПОЛНОСТЬЮ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ПОДАЧА ГАЗА В СВЯЗИ С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…».

Для введения процедуры ограничения в адрес ЭПУ «Челныгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» была направлена телеграмма о прекращении поставки газа.

В соответствии с письменными пояснениями ответчика, сообщения о добросовестных абонентах в ответ на предупреждения о предстоящем ограничении поставки газа от АО «Елабужское ПТС» не поступало.

Тем не менее, в соответствии с документами, представленными АО «ЕПТС», в адрес ООО «Газпром межрегионгаз  Казань» было направлено письмо (исх.№652 от 20.05.2019 года), в соответствии с которым в ответ на телеграмму от 14.05.2019 года убедительно просит не ограничивать подачу газа на объекты общества, а также обязалось частично погасить образовавшуюся задолженность.

Помимо этого, согласно письму (исх. №706 от 30.05.2019 года), направленному в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Казань», АО «ЕПТС» повторно просило не ограничивать подачу газа на объекты общества.

Тем не менее, в соответствии с пояснениями ООО «Газпром трансгаз Казань», направленными в адрес Татарстанского УФАС России (вх.№19800 от 06.12.2019 года), 30.05.2019 было получено письмо АО «Газпром Межрегионгаз Казань» от 30.05.2019 № 517/5 об отключении подачи газа в котельной АО «ЕПТС» в н.п. Тарловка, в связи с неисполнением договорных обязательств по оплате за поставленный газ с 05.06.2019. Работы по приостановлению подачи газа были произведены ЭПУ «Челныгаз» 05.06.2019 по наряду-допуску от 05.06.2019         №546. Для выполнения распоряжения АО «Газпром Межрегионгаз Казань» от 30.05.2019 № 517/5 была повторно приостановлена подача газа в котельную АО «ЕПТС» в н.п. Тарловка по наряду-допуску от 17.06.2019 № 588, в связи с самовольным подключением.

Таким образом, несмотря на то, что стороны АО «ЕПТС» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Казань» были отправлены письма, направленные на урегулирование возникших разногласий, АО «Газпром Межрегионгаз Казань» указанные письма во внимание приняты не были.

Письмом АО «ЕПТС» от 06.06.2019 года №729, направленного в адрес АО «Газпром Межрегионгаз Казань», сообщалось, что действия газоснабжающей по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные советующие ресурсы, ведут к нарушению их прав на получен6ие коммунальных услуг. В связи с чем, АО «ЕПТС» просило осуществить возобновление подачи газа на котельную «Тарловка».

Со стороны АО «Газпром Межрегионгаз Казань» ответных действий произведено не было. В результате, АО «ЕПТС» произвело самовольное подключение к сетям АО «Газпром Межрегионгаз Казань». В связи с чем, 17.06.2019 года, как отмечалось ранее, со стороны ООО «Газпром трансгаз Казань» было произведено повторное отключение АО «ЕПТС» от сетей АО «Газпром Межрегионгаз Казань».

В связи с фактическим отсутствием подачи газа, со стороны АО «ЕПТС» в адрес Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан было направлено письмо (исх.№766 от 17.06.2019) о переносе срока планового отключения котельной «Тарловка» с периода 08.07.2019 года по 21.07.2019 года на период с 17.06.2019 года по 30.06.2019 года.

В соответствии с письмом АО «ЕПТС», направленным в адрес ЭПУ «Челныгаз» «Газпром трансгаз Казань» (исх.№808 от 26.06.2019 года), был выполнен запрос о возобновлении подачи газа в котельную Санатория «Тарловский».

Согласно пояснениям АО «Газпром Межрегионгаз Казань» с 01.07.2019г. и по настоящее время АО «Елабужское ПТС» на объекте газоптребления - Котельная санатория «Тарловский» производит отбор газа.

По мнению АО «Газпром Межрегионгаз Казань», ограничение поставки газа проводилось АО «Газпром Межрегионгаз Казань» не в отопительный сезон, а в летний период, когда газ используется на выработку горячей воды, а для этого могут быть использованы альтернативные источники энергии, что в целом исключает угрозу жизни и здоровью граждан населения с. Тарловка

Тем не менее, в соответствии с пояснениями АО «ЕПТС» на малых котельных, в том числе котельной «Тарловка» отсутствуют котлы с возможностью работы на резервном топливе (кроме газа).

При этом возможность использования резервного топлива для производства тепловой энергии (горячей воды) имеется только в центральной котельной, расположенной по ул. Интренациональная, 9а, на которой находится узел приема аварийного топлива.

В соответствии с пояснениями АО «ЕПТС», а также расчетами, представленными со стороны ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт», по состоянию на конец ноября 2019 года процент собираемости сумм, начисленных в адрес потребителей АО «ЕПТС», составляет 90%. При этом со стороны АО «Газпром Межрегионгаз Казань» не опровергается факт постепенного погашения задолженности со стороны АО «ЕПТС».

Следовательно, действия АО «Газпром Межрегионгаз Казань» по полному ограничению подачи газа в котельную АО «ЕПТС» затронули интересы конечных потребителей, 90% из которых являются добросовестными плательщиками коммунальных услуг.

Таким образом, действия АО «Газпром Межрегионгаз Казань», направленные на полное ограничение подачи газа в котельную АО «ЕПТС», привели или могли привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате, на бесперебойное обеспечение их коммунальными услугами.

По мнению Татарстанского УФАС России наличие неурегулированного гражданско-правового спора, связанного с неоплатой задолженности со стороны АО «ЕПТС» не могло являться основанием для полного ограничения подачи газа в котельную АО «ЕПТС», снабжающей добросовестных потребителей горячей водой, в силу, в том числе, прямого запрета действующего законодательства на осуществление такого рода действий.

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о том, что действия АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части полного ограничения подачи газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате на бесперебойное снабжение коммунальными ресурсами.

18 декабря 2019 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-1629/2019 (далее - Заключение).

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Со стороны АО «Газпром межрегионгаз Казань» письмом с исх.№562 от 30.01.2020 года были представлены пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении.

АО «Газпром межрегионгаз Казань» был заявлен довод о том, что Заключение не содержит указание на ограничение конкуренции на рынке поставки газа и на те преимущества, которые возникли у АО «Газпром межрегионгаз Казань» в результате прекращения поставки газа в котельную АО «ЕПТС» (п.1 письменных пояснений к Заключению).

Комиссия Татарстанского УФАС России считает указанный довод несостоятельным в виду того, что ч.1 ст.10, нарушение которой вменяется ответчику, содержит запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, указанная статья содержит широкий перечень последствий, к которым могут привести противоправные действия субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке:

- недопущение конкуренции,

- ограничение конкуренции,

- устранение конкуренции,

- ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности,

- ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

В рассматриваемом случае действия  АО «Газпром межрегионгаз Казань» по введению полного ограничения поставки газа в котельную «Тарловка» АО «ЕПТС» привело к ущемлению интересов неопределенного числа жителей с. Тарловка, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг, представляемых АО «ЕПТС».

Таким образом, ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не содержит обязательного наличия признака ограничении конкуренции на том или ином товарном рынке, если противоправные действия субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке привели к иным последствиям, предусмотренным указанной статьей.

Доводы относительно полного исключения вины АО «ЕПТС» как теплоснабжающей организации, деятельность которой согласно законам о теплоснабжении и естественных монополиях заключается в создании условий для бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей и относительно ответственности теплоснабжающий организаций за обеспечение бесперебойного теплоснабжения абонентов (п.2 и 3 Письменных пояснений к Заключению).

В связи с указанным доводом Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает следующее.

В рамках рассмотрения вышеуказанного дела со стороны АО «Газпром межрегионгаз Казань», в числе прочего, были даны пояснения, что полное ограничение поставки газа было введено в отношении котельной, расположенной в с. Тарловка, в том числе ввиду того, что со стороны АО «ЕПТС» не были представлены сведения об объемах газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.

В соответствии с письменными пояснениями АО «ЕПТС» подтверждало, что не направляло сведений об абонентах, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг до введения ограничения поставки газа в 2019 г. по причине того, что ранее указанное общество неоднократно направляло указанные перечни в 2015-2016 гг. с проектами соглашений об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов абонентам, которые своевременно оплачивают данные использованные ресурсы.

Однако АО «Газпром межрегионгаз Казань» не подписало ни одно из направленных соглашений.

Таким образом, со стороны АО «ЕПТС» не соблюдались требования, предусмотренные пп. «в» п.12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила).

Указанные сведения в 2020 году со стороны АО «ЕПТС» также не предоставлялись.

В соответствии с п.11 Правил потребитель (в данном случае АО «ЕПТС»), к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В силу пп. «в» п.12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем предоставления потребителем поставщику (в данном случае АО «Газпром межрегионгаз Казань») письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.

Согласно разъяснениям о действиях антимонопольного органа при ограничении поставки газа субъектам, через сети газоснабжения которых осуществляется переток (Письмо ФАС России от 04 июня 2019 г. №ИА/46731/19) непредоставление потребителем поставщику газа сведений, указанных в подпункте «в» пункта 12 Правил ограничения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении потребителем газа своих обязательств по обеспечению бесперебойному ресурсоснабжению абонентов, которые подключены к сетям данного потребителя.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечивать поставку коммунального ресурса абонентам, не имеющим задолженности по оплате, в том числе путем направления расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.

В связи с изложенным, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «ЕПТС» по непредставлению сведений, предусмотренных пп. «в» п.12 Правил, свидетельствуют о наличии в действиях указанного лица признаков нарушения п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Ввиду изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о выдаче АО «ЕПТС» предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п.13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в»пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Следовательно, действующие положения Правил не предполагают возможности введения режима полного ограничения подачи газа со стороны поставщика, если потребителем своевременно не представлены сведения, предусмотренные пп. «в» п.12 Правил.

В соответствии с представленными документами Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что АО «Газпром межрегионгаз Казань» в адрес АО «ЕПТС» 14 мая 2019 года была направлена телеграмма с уведомлением о введении режима полного ограничения подачи газа. При этом в нарушение абзаца 2 п.13 Правил со стороны АО «Газпром межрегионгаз Казань» повторного уведомления с указанием объемов газа, поставляемого в период введения ограничения подачи газа, в адрес АО «ЕПТС» не направлялось.

Таким образом, со стороны АО «Газпром межрегионгаз Казань» был нарушен порядок ограничения поставки газа, предусмотренный Правилами, что привело к полному ограничению подачи газа в котельную «Тарловка» АО «ЕПТС», котел которой не предполагает возможность замены газа иным видом топлива. Указанные обстоятельства повлияли на надлежащее исполнение со стороны АО «ЕПТС» обязанностей как ресурсоснабжающей организации, что привело или могло привести к ущемлению интересов добросовестных плательщиков жилищно-коммунальных услуг.

Довод АО «Газпром межрегионгаз Казань» относительно того, что объем газа, поставленного АО «ЕПТС» в июне 2019 года соответствовал среднемесячному значению количества газа (п.4 Письменных пояснений к Заключению).

Указанный довод признан Комиссией Татарстанского УФАС несостоятельным ввиду того, что расчет среднемесячного значения количества газа, поставляемого в адрес АО «ЕПТС» был рассчитан в отношении всех котельных, а не в отношении котельной «Тарловка».

В рамках рассмотрения Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено и сторонами не оспаривалось, что в отношении котельной «Тарловка» 05 июня 2019 года был введен режим полного ограничения поставки газа, повторное отключение было произведено 17 июня 2019 года.

Таким образом, в отношении указанной котельной в период июня 2019 года поставка газа в периоды введения полного ограничения поставка не осуществлялась вовсе.

В соответствии с абз.3 п.13 Правил полное ограничение подачи газа возможно лишь с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки, в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.

АО «Газпром межрегионгаз Казань» не представлены документы, подтверждающие полное расходование со стороны АО «ЕПТС» объемов, установленный на соответствующий месяц, на дату введения ограничения поставки (05 июня 2019 года) в отношении как отдельных котельных АО «ЕПТС», так и в отношении всех котельных в совокупности.

Таким образом, АО «Газпром межрегионгаз Казань» не имело право вводить режим полного ограничения подачи газа в отношении котельной «Тарловка».

Довод ответчика о неисследовании Комиссией вопроса относительно мер, предпринятых АО «ЕПТС» для взыскания долга со всех должников несостоятелен ввиду того, что Комиссией Татарстанского УФАС России были запрошены сведения относительно действий и мер, предпринятых организацией по взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг (п.10.3 Определения об отложении рассмотрения дела от 14 ноября 2019 года с исх.№АР-05/17642).

АО «ЕПТС» представлены сведения, что со стороны организации предпринимаются меры по взысканию задолженности с потребителей коммунальных услуг, что подтверждается размером просроченной задолженности по сравнению с размером на начало 2019 года (ниже представлена информация в отношении задолженности населения – потребителей АО «ЕПТС»):

 

Потребители

На 01.01.2019 (с учетом текущего начисления) (руб.)

Просроченная задолженность на 01.01.2019 (руб.)

На 01.11.2019 (с учетом текущего начисления) (руб.)

Просроченная задолженность на 01.11.2019 (руб.)

Население

112 382 815,97

53 391 935,03

77 825 891,08

42 226 290,49

В целях недопущения возникновения просроченной задолженности населения АО «ЕПТС» ведется судебно-приказное производство и исковая работа. За 2018 год подано 172 заявления о выдаче судебных приказов на сумму 9 921 тыс. руб., за 2019 год – 144 на сумму 3 618 тыс.руб. В производстве судебных приставов находится 624 исполнительных производства на сумму 27 410 тыс. руб. В дело представлены подтверждающие документы.

Ввиду заявления со стороны АО «Газпром межрегионгаз Казань» довода о возможном неравном соблюдении прав кредиторов АО «ЕПТС», у последней Комиссией Татарстанского УФАС России были запрошены сведения об общей задолженности АО «ЕПТС» в разбивке по контрагентам по состоянию на 2017, 2018, 2019 и 2020 гг. (п.3.5 Определения об отложении дела № АР-05/1562 от 11.02.2020) и установлено, что задолженность АО «Газпром межрегионгаз Казань» снижается ежегодно: на 01.01.2017 года задолженность составляла 128 467 тыс. руб., на 01.01.2018 года – 115 471 тыс. руб., на 01.01.2019 года – 98 637 тыс. руб., 01.01.2020 года – 77 972 тыс. руб.

В разрезе других контрагентов оплата производится в соответствии с условиями заключенных договоров.

АО «Елабужское ПТС» является регулируемой организацией, основной деятельностью является поставка тепловой энергии. В связи с чем, АО «Елабужское ПТС» не вправе оплачивать конкретные статьи, в частности за потребленный природный газ, за счет других статей, таких как капитальный ремонт, мероприятий инвестиционной программы, других энергоресурсов и т.д.

Согласно ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» основными общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами,

Таким образом, АО «Елабужское ПТС» не может оплачивать за природный газ в размере, превышающем долю в тарифе, в ущерб другим статьям, которые прямо влияют на надежность и безопасность теплоснабжения в г. Елабуга, РТ.

Однако за счет сокращения внутренних издержек Общество оплатило в течение 2019 г. сумму, превышающую размер текущего начисления.

На примере за 2019 г. видно, что АО «Елабужское ПТС» соблюдало долю газа и покупной тепловой энергии в тарифе относительно НBB в 2019 г., отдавая преимущество оплате за потребленный природный газ. Так, доля газа в тарифе составляла 22,88%, фактическая оплата составила 30,1%, доля покупной тепловой энергии в тарифе составляла 27,96%, фактическая оплата составила 18,8%.

Информация по оплате за газ и покупную тепловую энергию относительно доли газа в тарифе относительно НВВ за 2019 г. предоставлена ниже в таблице:

Наименование

 

2019 г.

 

тыс,руб.

Процент оплаты за газ относительно сбора

тыс.руб.

Процент оплаты за покуп.т.э.

относительно сбора

Оплата за газ

164978,81

-

-

-

Оплата за покупную тепловую энергию

-

-

102996,39

-

Оплата населением

430295,00

38,3%

430295,00

23,9%

Общий сбор

548269,00

30,1%

548269,00

18,8%

Довод о возможности закупки газа со стороны АО «ЕПТС» на организованных торгах.

Рассмотрев указанный довод, Комиссия Татарстанского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пояснениями АО «ЕПТС» функционирование биржевых торгов в РФ возможно лишь в рамках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), которая является единственной площадкой, позволяющей ПАО «Газпром» участвовать в свободном секторе оптового рынка и реализовывать газ в установленных объемах по нерегулируемым государством ценам. Торги газом на СПбМТСБ ведутся в настоящее время на месяц/сутки вперед. При этом газ должен приобретаться в объеме кратном 100 тыс. м3 в месяц или 10 тыс.м3 в сутки, Тогда как объем потребления газа котельной с. «Тарловка» составляет ежемесячно от 11-12 тыс.м3 (летний период) до 68 тыс.м3 (максимальное потребление) в отопительный период.

Таким образом, АО «ЕПТС» не может закупать газ для котельной с. «Таловка» на биржевых торгах, поэтому возможно лишь потребление природного газа в рамках заключенного договора поставки газа с АО «Газпром межрегионгаз Казань».

Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев все доводы, имеющиеся в деле доказательства, установила факт нарушения АО «Газпром межрегионгаз Казань» обязательных требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32  или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Административный штраф рассчитывается исходя из следующей формулы:

Min = 300 000, 00

Max = 1 000 000,00

 

 

    1 000 000  -  300 000                    + 300 000  = 650 000         

                                               2

 

 

Исходя из норм законодательства и характера совершенного административного правонарушения, исследовав материалы административного дела № 016/04/14.31-1580/2020 сумма штрафа АО «Газпром межрегионгаз Казань» составит 650 000,00 рублей.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Время совершения АО «Газпром межрегионгаз Казань» административного правонарушения – 2019 г.

Местом совершения административного правонарушения является Республика Татарстан.

Датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела № №016/01/10-1629/2019 о нарушении антимонопольного законодательства – 04 октября 2019г.

В целях извещения АО «Газпром межрегионгаз Казань» о дате, времени и месте составления протокола направлено уведомление.

В день рассмотрения протокола (17 сентября 2020 года в 10 часов 15 минут) по делу №016/04/14.31-1580/2020 об административном правонарушении в Татарстанское УФАС России явился представитель по доверенности <…>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст.3.5, ст.4.2, ст.14.31, ст.23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631, ОГРН: 1021602833141, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2002, КПП: 165501001 420015, г. Казань, ул. Подлужная, д.19) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить в отношении юридического  лица АО «Газпром межрегионгаз Казань» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 650 000,00 (шестьсот пятьдесят тысяч) 00 копеек.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя -  Отделение - НБ Республика Татарстан ;

БИК Банка -  049205001;

Расчетный счет - 40101810800000010001;

Получатель -  УФК МФ РФ по РТ  (Татарстанское УФАС России)

ИНН получателя -  1653003714

КПП получателя -  165501001;

ОКТМО  ИМНС по месту регистрации;

КБК -  161 1160 1141010031140;

Назначение платежа – УИН 16100500000000676316 денежное взыскание (штраф) по делу № 016/04/14.31-1580/2020 за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. «229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии со статьей 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ настоящее постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны