Решение №АЯ-04/13990 Решение по делу №016/07/3-2052/2021 от 2 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13990 от 02.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "ТАТАВТОДОР" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №2291106 от 23.12.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Вектор-Юг» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.09.2021г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Вектор-Юг» (вх. №14241/ж от 21.10.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки № 32110722381 на предмет: Оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110722381 было размещено на официальном сайте www.rts-tender.ru  – 13.10.2021 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР"

Начальная (максимальная) цена договора – 15 613 332,20 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках акционерного общества «Татавтодор» (далее – Положение), утвержденное техническим директором АО «Татавтодор» <…> – [должностное лицо].

Предметом настоящей закупки являются - оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием.

1.Относительно довода Заявителя об установлении некорректного порядка оценки заявок участников по критерию «Цена договора».

На основании части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Так, раздел 1.4.2.2. Положения, включает следующий порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора»:

 

Номер критерия

Критерии и порядок оценки Заявок

Значимость критерия оценки Заявок

(удельный вес) КЗ

1

Цена договора Рц:

Оценка Заявок по критерию «Цена договора» производится следующим образом:

 

№ п/п

Процент снижения НМЦД

Количество баллов

1

менее 2%

5

2

от 2% (включительно) до 3%

10

3

от 3% (включительно) до 4%

15

4

от 4% (включительно) до 5%

20

5

от 5% (включительно) до 6%

25

6

от 6% (включительно) до 7%

30

7

от 7% (включительно) до 8%

35

8

от 8% (включительно) до 9%

40

9

от 9% (включительно) до 10%

45

10

от 10% (включительно) до 11%

50

11

от 11% (включительно) до 12%

60

12

от 12% (включительно) до 13%

70

13

от 13% (включительно) до 14%

80

14

от 14% (включительно) до 15%

90

15

15% (включительно) и более

100

 

Для расчета итогового рейтинга  Заявки по критерию «Цена договора», рейтинг (Рц), присуждаемый Заявке по критерию «Цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

90%

(0,9)

           

Заявителем был направлен запрос о даче разъяснений положений документации: «Согласно критериям отбора, максимальный балл присуждается по цене участнику, который предложил процент снижения 15 и выше. Таким образом, если участник подаст предложение о цене сниженной на 50% от НМЦ, а другой подаст предложение о снижении на 15% - то балл будет у данных участников одинаковый? Каким образом в таком случае будет выбран победитель?».

            На данный запрос поступил следующий ответ от Заказчика: «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки определен в п. 2.4 документации о закупке. Согласно п. 2.4.2.2 документации о закупке при снижении начальной (максимальной) цены договора на 15% и более участнику присваивается 100 баллов по критерию «Цена договора». Порядок расчета итогового рейтинга указан в п. 2.4.3. документации о закупке. В случае если в нескольких Заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается Заявке, которая поступила ранее других Заявок, содержащих такие условия».

По мнению Заявителя, Заказчик нарушает основные принципы открытых конкурсов: конкурентность и экономия, так как, например, участник, который предложил процент снижения свыше 15% получит равное количество баллов (100) с участником, предложившим снижение выше.

Представитель Заказчика пояснил, что данная мера является антидемпинговой и служит барьером для искусственного занижения цены недобросовестными участниками, которые в дальнейшем не исполняют контрактные обязательства, либо качество выполнения работ, поставки товара или оказания услуг не соответствует заявленному.

На основании сложившейся практики ФАС России, в части необоснованного демпинга и, как следствие, неисполнения контрактных обязательств, а также представленных пояснений представителя Заказчика, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок по критерию «цена договора» не противоречит нормам действующего законодательства, а также напротив, повышает гарантию своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика.

Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя признан необоснованным.

2.Относительно довода Заявителя об установлении некорректного порядка оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей (РО)».

На основании части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, раздел 1.4.2.2. Положения, включает следующий порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей (РО)»:

 

Номер критерия

Критерии и порядок оценки Заявок

Значимость критерия оценки Заявок

(удельный вес) КЗ

2

Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей (РО)

 

Оценивается исходя из данных, представленных участником закупки в соответствии с Формой 3.6 Раздела 3 документации о закупки и подтверждающими документами.

 

Рейтинг, присуждаемый оцениваемой заявке по критерию «Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей», определяется по формуле:

 

РО = PО2021 + PО2020 + РО2019

 где:

РО - рейтинг, присуждаемый оцениваемой Заявке по критерию «Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей»;

РО2021– рейтинг, присуждаемый оцениваемой Заявке по подкритерию «Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2021 году»

РО2020 – рейтинг, присуждаемый оцениваемой Заявке по подкритерию «опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2020 году»

РО2019 – рейтинг, присуждаемый оцениваемой Заявке по подкритерию «опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2019 году»

 

i –порядковый номер Заявки участника закупки.

КЗ – коэффициент значимости показателя

 

Для расчета рейтинга Заявки по критерию «Квалификация участника закупки - опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей» (Pс), рейтинг, присуждаемый Заявке по данному критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость

 

10%

(0,10)

2.1

Подкритерий 1. Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2021 году (PО2021)

 

Оценивается исходя из данных, представленных участником закупки в соответствии с Формой 3.6 Раздела 3 документации о закупки.

 

0 баллов – нет в наличии

100 баллов – есть в наличии

 

Если из текста документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, невозможно установить факт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2021 году, который является основанием для учета опыта оказания услуг, данные таких документов не применяются для расчета по настоящему подкритерию.

 

Для расчета итогового рейтинга Заявки по подкритерию «Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2021 году» (PО2021), рейтинг, присуждаемый Заявке по данному подритерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

40%

(0,40)

2.2

Подкритерий 2. Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2020 году (PО2020)

 

Оценивается исходя из данных, представленных участником закупки в соответствии с Формой 3.6 Раздела 3 документации о закупки.

 

0 баллов – нет в наличии

100 баллов – есть в наличии

 

Если из текста документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, невозможно установить факт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2020 году, который является основанием для учета опыта оказания услуг, данные таких документов не применяются для расчета по настоящему подкритерию.

 

Для расчета итогового рейтинга Заявки по подкритерию «Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2020 году» (PО2020), рейтинг, присуждаемый Заявке по данному подритерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

 

30%

(0,30)

2.3

Подкритерий 3. Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2019 году (PО2019)

 

Оценивается исходя из данных, представленных участником закупки в соответствии с Формой 3.6 Раздела 3 документации о закупки.

 

0 баллов – нет в наличии

100 баллов – есть в наличии

 

Если из текста документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, невозможно установить факт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2019 году, который является основанием для учета опыта оказания услуг, данные таких документов не применяются для расчета по настоящему подкритерию.

 

Для расчета итогового рейтинга Заявки по подкритерию «Опыт оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2019 году» (PО2019), рейтинг, присуждаемый Заявке по данному подритерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

 

30%

(0,30)

 

По мнению Заявителя, порядок оценки Заявок участников по данному критерию составлен в нарушение положений действующего законодательства, а именно относительно требований о равноправии, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, согласно доводу жалобы, участнику достаточно иметь по 1 договору в каждом году (2019-2021гг.), для получения по данному критерию максимальной оценки. Например, участник, имеющий больше опыта в 2021 году и имеющий возможность приложить 7 договоров за 2021 год, но не имеющий опыта в иных годах, окажется проигравшим, однако является более опытным, чем участник представивший 3 договора за 3 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не является объективным отражением опыта квалификации участников закупки. Кроме того, согласно представленной таблице, за наличие опыта оказания медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей в 2021 году (PО2021), участнику присваивается 40% (0,40), в то время как за 2019 и 2020 гг. 30% (0,30). Относительно данной оценки, почему опыт в 2021 году ценится больше, чем в 2019 и 2020гг., представитель Заказчика пояснений не представил.

Таким образом, Заказчику следовало установить зависимость количества представленных участником договоров и присваиваемых баллов, аналогично порядку оценки критерия «Цена договора».

Довод Заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В связи с тем, что выявленное нарушение повлияло на оценку заявок участников по критерию «Квалификация участника закупки», Комиссия Татарстакного УФАС России решила выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Вектор-Юг» (вх. №14241/ж от 21.10.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки № 32110722381 на предмет: Оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием, частично обоснованной по второму доводу.

Признать заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать Заказчику АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны