Решение №АБ-04/11245 Решение по делу №016/07/4-1480/2020 от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АБ-04/11245 от 21.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии:

- представителей заказчика – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 19.08.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.07.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 19.08.2020 г.),

- заявителя – ООО СТК «Астория» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 19.08.2020 г.),

рассмотрев жалобу заявителя ООО СТК «Астория» (вх. 11169/ж от 13.08.2020г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" при проведении закупки № 32009357092 на предмет: Право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Доведение до состояния, пригодного для эксплуатации, здания АО «Татэнергосбыт» Бугульминское отделение»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого конкурса №32009357092 на предмет: Право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Доведение до состояния, пригодного для эксплуатации, здания АО «Татэнергосбыт» Бугульминское отделение» было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 28.07.2020 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 41 636 175,00 рубль.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

На заседании Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении Заказчиком нестоимостного критерия  оценки заявок участников, а именно, «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами».

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной процедуре закупки должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Из системного толкования указанных выше положений Закона о закупках следует, что перечень критериев оценки заявок, включая значимость этих критериев и порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки устанавливается в документации о закупке, то есть определение порядка оценки и сопоставления заявок отнесено законом к исключительной компетенции заказчика.

В соответствии с пунктом 1.10.8 конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются «стоимость выполняемых работ» (значимость критерия 70 баллов), «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (значимость критерия 20 баллов) и «сроки гарантийных обязательств» (значимость критерия 10 баллов).

Согласно подпункту «b» пункта 1.10.8 конкурсной документации в рамках критерия «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» оценивается обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, а именно количество работников с высшим профессиональным образованием - высшим строительным образованием в штате участника со стажем работы по специальности не менее 5 лет. Обеспеченность участника закупки указанными трудовыми ресурсами подтверждается путем включения в состав заявки на участие в открытом конкурсе копий документов о квалификации работников (дипломы о высшем профессиональном образовании и трудовые книжки (трудовые договоры). Кроме того, в заявку на участие в конкурсе подлежат включению документы, подтверждающие согласие работников на предоставление заказчику информации об их персональных данных (данные документы формируются в свободной форме и должны содержать согласие работников на передачу заказчику информации об их персональных данных), а также заполненная участником закупки справка «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», сформированная по установленной в документации форме.

В соответствии с конкурсной документаций обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами оценивается в баллах исходя из установленной в документации шкалы, значения которой основаны на количестве трудовых ресурсов, имеющихся у участника закупки.

Следовательно, документация о закупке содержит равные для всех участников закупки условия оценки и сопоставления заявок по критерию «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», и порядок присуждения баллов заявкам участников закупки по указанному критерию.

Согласно пояснениям Заказчика, решение о применении при проведении конкурса критерия оценки заявок «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» обусловлено целесообразностью предоставления приоритета участникам закупки, которые обладают достаточным для выполнения работ количеством квалифицированного персонала. Наличие у участника закупки указанного персонала увеличивает вероятность выполнения закупаемых заказчиком работ в полном соответствии с условиями рабочей документации и достижения предусмотренных в рабочей документации технико-экономических показателей.

Таким образом, критерии оценки, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

При этом Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что не подтверждение участником закупки факта обладания им трудовыми ресурсами в установленном в документации количестве приводит к присуждению поданной им заявки 0 баллов по одному из критериев оценки, и не влечет необходимость отказа такому участнику в допуске к участию в конкурсе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчик разместил проектно-сметную документацию не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.

Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ). Разделы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлены частью 12 статьи 48 ГрК РФ.

В пункте 7.3 конкурсной документации Заказчиком установлены организационно-технические аспекты выполнения работ:

«Строительно-монтажные работы требуется выполнить в соответствии с прилагаемой к проекту договора рабочей документацией (разделы проекта в стадии Р). После проведения строительно-монтажных работ требуется восстановить все поврежденные при производстве работ элементы благоустройства (газоны, проезды и площадки, малые архитектурные формы и т.п.), в том числе и за территорией объекта».

В Приложении № 2 к договору Заказчиком указан график производства работ на объекте: «Доведение до состояния, пригодного для эксплуатации, здания АО «Татэнергосбыт» Бугульминское отделение», а именно перечислены следующие виды работ:

- Благоустройство (ГП),

- Общестроительные работы (АР),

- Водоснабжение и канализация (ВК),

- Отопление, вентиляция, кондиционирование, наружные сети (ОВ, ТС, ТМ),

- Электрическое освещение (внутреннее). Силовое электрооборудование (ЭОМ),

- Системы связи (СС),

- Система обеспечения доступа инвалидов (СС),

- Охранно-пожарная сигнализация (ОС),

- Система контроля и управления доступом (СКУД).

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя сослался на то, что рабочая документация, опубликованная в единой информационной системе не содержит раздел 10 – Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности  и раздел 12 – Сметная документация. Проектные чертежи, опубликованные в единой информационной системе, по мнению заявителя, не позволяют определить перечень и состав необходимых к выполнению работ.

Вместе с тем, было установлено, что разделы 10 и 12 проектной документации Заказчиком действительно не были опубликованы. Однако, представители Заказчика пояснили, что том 10 и том 12 рабочей документации не опубликованы в единой информационной системе в качестве приложения к проекту договора по причине того, что в указанных томах не имеется требований, необходимых для определения потребностей заказчика в закупаемых работах.

В частности, в томе 10 рабочей документации перечислены либо работы, подробное описание порядка выполнения которых определено в иных томах рабочей документации, размещенных в единой информационной системе, либо обязательства, которые не подлежат выполнению подрядчиком, и цена таких обязательств не включена в начальную (максимальную) цену договора.

Например:

-           пункт 5 тома 10 (описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники) и пункт 8 тома 10 (перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара) включают общее описание работ, подробный порядок выполнения которых с перечислением товаров, необходимых для использования при выполнении этих работ, содержится в томе 2 рабочей документации (генеральный план);

-           пункт 6 тома 10 (описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций) и пункт 7 тома 10 (описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара) включают общее описание работ, подробный порядок выполнения которых с перечислением товаров, необходимых для использования при выполнении этих работ, содержится в томе 3 рабочей документации (архитектурно-строительные решения);

-           пункт 11 тома 10 (описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной Защиты)) включает общее описание работ, подробный порядок выполнения которых с перечислением товаров, необходимых для использования при выполнении этих работ, содержится в томе 8 рабочей документации (охранно-пожарная сигнализация).

Кроме того, предусмотренные в томе 10 товары (углекислотные огнетушители, наклейки и знаки пожарной безопасности, планы эвакуации и т.д.) не требуются к поставке подрядчиком, их приобретение и установка (монтаж) будут производиться собственными силами заказчика вне рамок договора, планируемого к заключению по результатам конкурса, стоимость перечисленных товаров не включена в начальную (максимальную) цену договора.

Более того, Заказчик отметил, что наличие в томе 10 рабочей документации сведений об обязательствах, которые не подлежат выполнению подрядчиком, могли ввести участников закупки в заблуждение относительно требований заказчика к составу и объему подлежащих выполнению работ.

Согласно пояснениям Заказчика, том 12 содержит информацию, связанную с обоснованием начальной (максимальной) цены договора, и не включает сведения, необходимые для определения потребностей заказчика в приобретаемых работах. При этом Закон о закупках и Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Татэнергосбыт» не возлагают на заказчика обязанность по публикации в единой информационной системе документов и сведений, на основании которых произведено формирование начальной (максимальной) цены договора.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация в полном объеме подлежит размещению в составе документации о закупке, при условии, что участник закупки не будет введен в заблуждение относительно объема подлежащих выполнению работ.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик имел возможность опубликовать в единой информационной системе полную версию проектной документации и указать на то, что работы, включенные в том 10 проектно-сметной документации выполнять в рамках исполнения контракта не нужно. При таких обстоятельствах потенциальные участники закупки имели бы возможность ознакомиться со всей проектно-сметной документацией.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках проектно-сметная документация размещена не в полном объеме.

Вместе с  тем, в ответе на запрос ООО СТК «Астория» о разъяснении документации Заказчик подтвердил отсутствие в томах 10 и 12 рабочей документации сведений, необходимых для определения состава и объема закупаемых работ. Ответ на запрос заявителя размещен заказчиком в единой информационной системе 10.08.2020, тогда как датой окончания подачи заявок на участие в конкурсе являлось 13.08.2020. Таким образом, в период подачи заявок заявитель обладал информацией о том, что в томах 10 и 12 рабочей документации нет информации, которая требуется для формирования заявки на участие в конкурсе, в том числе формирования экономически обоснованного ценового предложения, и выполнения работ по договору.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия принимает решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО СТК «Астория» (вх. 11169/ж от 13.08.2020г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" при проведении закупки № 32009357092 на предмет: Право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Доведение до состояния, пригодного для эксплуатации, здания АО «Татэнергосбыт» Бугульминское отделение» обоснованной по второму доводу.

Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4  Закона о закупках.

Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны