Решение №АЯ-06/9282 Решение по делу №016/01/15-541/2023 от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-06/9282 от 05.09.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/15-541/2023 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» необоснованного преимущества в оказании услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории Альметьевского района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

- в присутствии представителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по доверенности – <…>,

-  в присутствии директора МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» <…>

УСТАНОВИЛА:

Дело №016/01/15-541/2023 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в связи с неисполнением Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждения №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №553 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе».

Основанием для направления Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, являются нарушения выявленные по результатам рассмотрения поступившего в адрес Татарстанского УФАС России письма Прокуратуры Республики Татарстан (вх. №12611 от 05.10.2022) по вопросам бездействия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг

По итогам рассмотрения поступившей информации Татарстанским УФАС России было установлено, что принятое Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Постановление №553 от 26.03.2019 содержит признаки нарушения норм антимонопольного законодательства (на момент принятия постановления).

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия постановления №533 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе», которым МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было предоставлено необоснованное преимущество в оказании услуг по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», было выдано предупреждение №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем отмены постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №553 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе».

Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждение №П06-2/2023 (исх. №АШ-06/108 11.01.2023) было получено 11.01.2023 в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением входящего номера (вх. №192 от 11.01.2023 г.).

Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предупреждение №П06-2/2023 в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, Татарстанским УФАС России был издан приказ №01/94-к от 25 апреля 2023 года о возбуждении дела №016/01/15-541/2023 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления №533 от 26.03.2019 года «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе», которым МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было предоставлено необоснованное преимущество в оказании услуг по эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Определением о назначении дела №016/01/15-541/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дела привлечены:

- в качестве ответчика - Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (423450, Республика Татарстан, город Альметьевск, ул. Ленина, 39);

- в качестве заинтересованного лица - МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» (ИНН 1644061389, 423458, Республика Татарстан, город Альметьевск, ул. Маяковского, зд. 114А).

В ходе рассмотрения дела №016/01/15-541/2023 Комиссией установлено следующее.

Определением о назначении дела №016/01/15-541/2023 была запрошена информация о действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» были представлены следующие письменные пояснения, с приложением подтверждающих документов, относительно обстоятельств дела №016/01/15-541/2023, изложенных в определении о назначении дела №016/01/15-541/2023.

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района в адрес Татарстанского УФАС России в системе электронного документооборота было направлено письмо на предупреждение №П06-2/2023 от 11.01.2023 г. в котором пояснил, что нарушений Федерального антимонопольного законодательства не находит.

 В письменных пояснениях Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан сообщает, что 26.03.2019 г. Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление №553 «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе» (далее Постановление №553), согласно п.1 специализированной службой определенна МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит».

В соответствии п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения города относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В основные виды ритуальных услуг, в соответствии с подпунктом 2.3.9 пункта 2.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 г. №551-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2016 г., входят перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патолого-анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Уставом МАУ «МЦД «Визит» предусмотрена услуга по организации эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе.

В целях предотвращения распространения эпидемий, улучшения санитарного состояния города Альметьевска Альметьевского муниципального района, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения и урегулирования отношений, связанных с осуществлением транспортировки тел умерших с места обнаружения до места временного хранения (морг), в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» было принято Постановление №553.

На основании вышеизложенного, МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» эвакуацию тел умерших до морга (мест временного хранения) осуществляет на безвозмездной основе.

Постановление №553 «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе» отменено и принято постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 30.03.2023 г. №734 «Об определении специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Альметьевского муниципального района».

Исходя из изложенного, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан сообщает, что не находит нарушений в части антимонопольного законодательства.

Аналогичные пояснения относительно обстоятельств дела №016/01/15-541/2023 поступили от МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит»

Также МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» предоставил следующие дополнительные письменные пояснения относительно обстоятельств дела №016/01/15-541/2023 в котором просит принять во внимание, что в соответствии с подпунктом 2.3.9 пункта 2.3 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 551-ст, перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патолого - анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы города входит в основные виды ритуальных услуг, которые в свою очередь входят в похоронное дело. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, согласно ФЗ №131.

Создание   службы (МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит») по вывозу с места  обнаружения умерших (погибших)  граждан  и их транспортировку для судебно-медицинского исследования (экспертизы) в учреждения судебно-медицинской экспертизы,  паталого - анатомические  отделения, само по себе не свидетельствует о создании препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, а является реализацией полномочий по организации похоронного дела в Альметьевском муниципальном районе.

МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» не является единственным учреждением, оказывающим услуги по эвакуации тел умерших.

Имеются случаи, при которых возникает необходимость в своевременной доставке в морги учреждений здравоохранения трупов, обнаруженных в общественных местах (на улицах, чердаках, подвалах и т.д.), не имеющих при себе документов, невостребованных трупов, трупов лиц, смерть которых наступила за длительное время до обнаружения, неопознанных трупов, трупов лиц, не имеющих родственников. Как правило, это трупы социально необеспеченных, малоимущих слоев граждан (граждане без определенного места жительства, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими средствами и т.п.). Такие граждане, как правило, не имеют родственников или иных лиц, способных оплатить транспортировку трупа. Отдельную категорию составляют трупы лиц, попавших в дорожно - транспортное происшествие. Своевременная уборка и транспортировка таких трупов обусловлена необходимостью нормализации движения транспорта и возможностью беспрепятственного проезда по дорогам в городе. При этом труп лица, попавшего в ДТП, также может быть невостребованным, неопознанным, не иметь при себе документов.

Какие - либо значимые действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера для других участников рынка эвакуации тел умерших (погибших) на территории Альметьевского муниципального района отсутствуют.

Однако Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.

26 марта 2019 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление №553 «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе» (далее – Постановление №553 от 26.03.2019).

Согласно пункту 1 Постановления №553 от 26.03.2019 МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» (ИНН: 1644061389) было определено специализированной службой по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе.

30 марта 2023 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление №734 «Об определении специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Альметьевского муниципального района» (далее – постановление №734).

Постановлением №734 признано утратившим силу постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района №553 «Об определении специализированной организации по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе».

Согласно постановлению №734 МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» определен специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Альметьевского муниципального района.

Также постановлением №734 утвержден порядок организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, предоставляющей услугу транспортирования останков и праха умерших или погибших на территории Альметьевского муниципального района (далее - порядок).

В соответствии с порядком специализированная служба по вопросам похоронного дела предоставляет услугу транспортирования останков и праха умерших или погибших на территории Альметьевского муниципального района.

Согласно пункту 2.2. Устава МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» (далее – Устав) целью деятельности Учреждения является:

2.2.2. Организация по вопросам эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе.

В соответствии с пунктом 2.3.2. Устава для достижения вышеуказанной цели, Учреждение в соответствии с муниципальным заданием Учредитель осуществляет оказание санитарской помощи (эвакуация тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения в Альметьевском районе до морга).

Исходя из вышеизложенного, услуги по транспортировке тел умерших (погибших) граждан МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» оказывает в рамках муниципального задания.

Муниципальное задание №1 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов для МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» было утверждено Руководителем Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района А.М. Каюмовым в 2022 году.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2018 г. №1214 утвержден региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Татарстан (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан (далее также – Региональный перечень (классификатор).

Региональный перечень (классификатор) не предусматривает оказание такой услуги как транспортировка тел умерших в рамках государственного (муниципального) задания. Соответственно органы местного самоуправления не имеют правовых оснований для утверждения муниципального задания на выполнение услуг по перевозке тел умерших, поскольку муниципальные задания утверждаются органом местного самоуправления на выполнение только тех услуг (работ), которые предусмотрены Региональным перечнем (классификатором).

Таким образом, у Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан отсутствовали правовые основания для включения в перечень муниципальных заданий, которые МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит»» должно будет выполнять в 2023, 2024 и 2025 году, такой услуги как перевозка тел умерших (погибших). 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что организация ритуальных услуг отнесена к вопросам местного значения.

При этом согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению, а именно:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом)

Данный перечень услуг по погребению является исчерпывающим перечнем услуг, которые предоставляются супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе.

Пунктом 2.1.12 ГОСТ 32609-2014 предусмотрено, что гарантированный перечень услуг по погребению - это перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе гражданам, гарантированный нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт. Обязанность предоставления гарантированного перечня услуг по погребению возложена нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, на специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 2.14.1 ГОСТ 32609-2014 эвакуация останков умерших или погибших представляет собой транспортирование останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.

Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и ГОСТ 32609-2014 следует, что такая услуга, как «эвакуации тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения» не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. Указанный вывод подтвержден судебной практикой, например, судебные акты по делу №A31-340/2015.

К вопросам местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится в том числе организация транспортирования (перевозка,эвакуация) тел умерших в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинской экспертизы и судебно-медицинского исследования.

Поскольку деятельность по перевозке тел умерших является оплачиваемой, финансируемой из бюджета Альметьевского муниципального района, соответственно, субсидирование органом местного самоуправления деятельности муниципального автономного учреждения на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентном товарном рынке может создать такому учреждению преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурсных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к устранению конкуренции на товарном рынке.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в статье 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (то есть в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Законом о контрактной системе)).

Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросом местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Частью 1 статьи 8 Законом о контрактной системе закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.

Иное понимание совокупности положений указанных выше законодательных актов может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.

Исходя из вышеизложенного, услуга по транспортировке умерших (погибших) граждан по своему характеру относится к муниципальным нуждам, обеспечение данной муниципальной нужды должно быть осуществлено только в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан привели или могли привести к ограничению конкуренции.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти,  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,  иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам,  Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)  осуществления таких действий (бездействия) запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Вышеуказанные действия Исполнительного комитета недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на рынке предоставления права оказания услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории Альметьевского района проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 (далее - Порядок).

Согласно пункту 10.7 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 2019 года (дата принятия постановления №553 «Об определении специализированной организации по вопросам транспортировке умерших (погибших) граждан в Альметьевском районе») по 2023 год (дата возбуждения дела №016/01/15-541/20223 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, предварительное определение товара, необходимое для установления продуктовых границ товарного рынка, может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

- товарных словарей или справочников товароведов;

- заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

- иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка при определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права оказания услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан с места их обнаружения, может рассматриваться как товар.

С учетом изложенного, в целях настоящего исследования продуктовые границы рынка определяются как предоставление права оказания услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории Альметьевского района.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

В связи с финансированием из бюджета Альметьевского муниципального района выполнение работ (оказание услуг) по транспортировке тел умерших (погибших) граждан, органами местного самоуправления Альметьевского муниципального района Республики Татарстан осуществляется полномочие по проведению торгов на право оказания услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории Альметьевского района.

Таким образом, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района выступает единственным продавцом на рынке предоставления права оказания услуг по транспортировке тел умерших (погибших) на территории Альметьевского района.

Таким образом, географические границы рынка по предоставлению права оказания услуг по транспортировке умерших (погибших) граждан с места их обнаружения на территории Альметьевского района.

Татарстанским УФАС России установлено, что на территории Альметьевского муниципального района имеется 2 организаций <…>, <…> осуществляющих деятельность в сфере похоронной деятельность.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан как нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» необоснованного преимущества в оказании услуг по транспортировке тел умерших (погибших) на территории Альметьевского муниципального района, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела №016/01/15-541/2023 от 26 июня 2023 года. В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Дополнительных доводов и документов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела №016/01/15-541/2023, в адрес Управления не поступало.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан содержатся нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» необоснованного преимущества в оказании услуг по транспортировке тел умерших (погибших) на территории Альметьевского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая, что Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не приняты меры по прекращению действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части предоставления МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» необоснованного преимущества в оказании услуг по транспортировке тел умерших (погибших) на территории Альметьевского муниципального районаКомиссия приходит к выводу о целесообразности выдаче Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предписания о необходимости прекращения действий (бездействия).                    

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части предоставления МАУ «Медицинский центр детоксикации «Визит» необоснованного преимущества в оказании услуг по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории Альметьевского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.  Выдать Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны