Определение №ИП-06/5819 Определение о назначении дела №016/01/11-679/2020 о нарушени... от 6 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/5819 от 06.05.2020

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства должностное лицо <…..>,

УСТАНОВИЛ:

Основанием для возбуждения дела №016/01/11-679/2020 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В адрес Татарстанского УФАС России поступила копия распоряжения НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (420054, республика Татарстан, город Казань, Складская улица, 7, ИНН 1659065820, ОГРН 1061600051842) о повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба, согласно которому в связи с повышением цен на сырье, в том числе на муку, энергоносители (газ, электроэнергия, тепло) и транспортные расходы рекомендовано повысить цены на 10 процентов с 10 марта 2020 года.

Предварительные результаты анализа поступающей информации от хлебопекарных предприятий Республики Татарстан указывают, что средняя доля сырья в структуре стоимости хлебобулочных изделий составляет около 30 %.

При этом, анализ данных о доле стоимости сырья в стоимости хлебобулочных изделий свидетельствует о том, что повышение стоимости на отдельные составляющие части сырья (мука, дрожжи, масло) должно пропорционально влиять на конечную стоимость продукции.

Учитывая изложенное, в случае заявления о повышении стоимости продукции на 10 %, принимая во внимание среднюю долю сырья в структуре стоимости хлебобулочных изделий, прямые затраты на сырье должны были быть повышены более чем на 30 %.

Вместе с тем, имеющиеся в распоряжении Татарстанского УФАС России сведения, предоставленные мукомольными предприятиями, о реализации муки за период с 01.12.2019 по 01.04.2020 не свидетельствуют о столь значительном повышении стоимости на муку.

Согласно информации в сети Интернет (http://tps.tatarstan.ru/rus/raipo.htm) в состав НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (далее также – НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ»)  входят 28 организаций потребительской кооперации Республики Татарстан.

Предварительные результаты анализа указывают на относительно одномоментное повышение рядом членов НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗА» цен на хлеб.

Вместе с тем, как следует из поступающей информации, потребительские общества самостоятельно осуществляют закупку муки (поставщики и цена не идентичны), определяют структуру затрат и, соответственно, должны самостоятельно определять конечную цену продукта в зависимости от повышения производственных затрат.

В силу Федерального закона от 03.12.2012 №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» хлебные продукты включены в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации

Федеральным законом от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что набор продуктов питания, включенный в потребительскую корзину, необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Принимая во внимание, что стоимость на хлебобулочные изделия прямо влияют на уровень доступности данной категории товаров для населения и учитывая сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, необоснованное повышение стоимости может привести к негативным последствиям для неограниченного круга потребителей.

НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» является союзом организаций потребительской кооперации Республики Татарстан в смысле Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. №3085-1, созданным потребительскими обществами Республики Татарстан, для координации деятельности потребительских обществ и их районных союзов, в которые входят данные потребительские общества, для обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочиями осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Однако действия НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» в части координации экономической деятельности членов Союза нарушают принцип самостоятельности осуществления предпринимательской деятельности и ведения хозяйственной деятельности потребительских обществ.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В развитие данного принципа в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектом постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

Таким образом, в действиях НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» имеются признаки нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 24.04.2020 №01/99-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в координации экономической деятельности потребительских обществ Республики Татарстан, что привело к необоснованному завышению цен на хлебобулочные изделия,  

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить дело №016/01/11-679/2020   к рассмотрению на 19 мая 2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» (420054, республика Татарстан, город Казань, Складская улица, 7, ИНН 1659065820, ОГРН 1061600051842).

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» в срок до 15 мая 2020 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении; 

копию учредительного договора и устава НО «СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»;

реестр членов НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» с указанием наименования, ИНН, адреса, контактных данных (телефон, электронная почта);

реестр членов НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ», которые осуществляют деятельность по производству хлебобулочных изделий;

письменные пояснения в части определения полномочий НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» по ценообразованию на продукты питания и ценовой политики союза с приложением подтверждающих документов (копии решений общего собрания представителей потребительских обществ союза, совета союза и правления союза);

копии документов и экономических расчетов, послуживших основанием для издания НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» распоряжения №21 от 06 марта 2020г. «О повышении оптово-отпускных цен на социальные хлеба»;

информацию о том, кому было направлено распоряжение, указанное в п. 3.6 настоящего запроса, также необходимо представить документы и/или материалы подтверждающие отправку указанного распоряжения (почтовые реестры, скан-копии с электронной почты).      

входящею и исходящею корреспонденцию с членами НО «ТАТПОТРЕБСОЮЗ» по вопросу ценообразования на социальные хлеба за период с 2019 по 2020 годы;     

иные документы, необходимые для объективного и  всестороннего рассмотрения дела.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/11-679/2020 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны