Решение №АЯ-06/11126 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-506/2022 от 5 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АЯ-06/11126 от 05.09.2022 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/17-506/2022 в отношении Министерства культуры Республики Татарстан (ИНН 1654022036) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске,

- в отсутствие представителя Министерства культуры Республики Татарстан,

- в отсутствие представителя Республиканского общественного фонда Всемирного конгресса татар,

- в отсутствие ИП <…>,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказов от 28 июня 2021 года №01/174-пр, от 29 июня 2021 года №01/177, от 21 июля 2021 года №01/192-пр, от 30 июля 2021 года №01/201-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Министерства культуры Республики Татарстан.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Министерством культуры Республики Татарстан Татарстанским УФАС России в действиях Министерства культуры Республики Татарстан были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

На основании вышеизложенного был издан приказ №01/81-к от 28 марта 2022 года о возбуждении дела №016/01/17-506/2022 в отношении Министерства культуры Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

Определением о назначении дела №016/01/17-506/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 05.04.2022 года к рассмотрению дела в привлечены:

- в качестве ответчика – Министерство культуры Республики Татарстан (ИНН 1654022036, ОГРН 1021602850884);

- в качестве лица обладающего дополнительными сведениями – Республиканский общественный фонд Всемирного конгресса татар (ИНН 1653007500, ОГРН 165501001).

Определением об отложении дела №016/01/17-506/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.05.2022 года к участию в деле в качестве лица обладающего дополнительными сведениями был привлечен Индивидуальный предприниматель Глонин Евгений Михайлович (ИНН 165120048300, ОГРНИП 308165126900020).

В ходе рассмотрения дела №016/01/17-506/2022 ответчиком и иными участниками дела, которые были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, даны письменные и устные пояснения относительно обстоятельств по делу, а также представлены запрошенные материалы.

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

16 марта 2021 года состоялось заседание Комиссии Министерства культуры Республики Татарстан по рассмотрению вопроса предоставления субсидий за счёт средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией проектов и проведением мероприятий в сфере культуры в 2021 году (далее- Комиссия 2021 года). Повесткой дня являлось рассмотрение заявки Республиканского общественного Фонда Всемирного конгресса татар на предоставление субсидии за счёт средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией и с реализацией проектов и проведением мероприятий в сфере культуры в 2021 году, а именно: изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

Согласно протоколу заседания Комиссии 2021 года объявление о начале приёма заявок от некоммерческих организаций было размещено на официальном сайте Министерства культуры Республики Татарстан. Срок подачи заявок составлял 10 дней: 06-16 марта 2021 года.

Согласно протоколу заседания Комиссии 2021 года до окончания срока подачи заявок была представлена одна заявка, а именно от Республиканского общественного фонда Всемирного конгресса татар.

По итогам рассмотрения заявки Республиканского общественного фонда Всемирного конгресса татар Комиссия 2021 года решила определить Республиканский общественный Фонд Всемирного конгресса татар получателем субсидии в размере 10 000 000 рублей на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в городе Нижневартовске.

30 марта 2021 года между Министерством и Республиканским общественным фондом Всемирного конгресса татар заключено соглашение №131 согл, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Республики Татарстан субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с изготовлением подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

Согласно пункту 2.1 соглашения №131 согл от 30 марта 2021 года субсидия предоставляется в размере 10 000 000 рублей.

Затем 31 марта 2021 года между Республиканским общественным фондом Всемирного конгресса татар (Заказчик) и ИП Глонин Евгений Михайлович (Поставщик) заключён договор поставки №1, согласно пункту 1.1 которого Поставщик обязуется передать в собственность Заказчика в количестве, номенклатуре и ассортименте Татарское национальное гостевое подворье из сборно-разборных конструкций многоразового использования, включающего в себя следующие элементы: дом, баня, сарай, беседка, забор, входные группы, мельница, колодец, будка для собаки, ульи, телега, декоративный пруд с мостиком для проведения мероприятия.

Согласно пункту 3.1 договора поставки №1 от 31 марта 2021 года стоимость товара составляет 10 000 000 рублей, НДС не предусмотрен. Срок поставки товара- до 20 мая 2021 года.

Таким образом, фактически изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске было осуществлено ИП Глонин Евгений Михайлович.

Комиссия приходит к выводу о том, что предоставление Министерством субсидии Республиканскому общественному фонду Всемирного конгресса татар на финансовое обеспечение затрат, связанных с изготовлением подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске, носит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетный кодекс Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В нарушение Порядка финансового обеспечения затрат Министерство культуры Республики Татарстан на Официальном сайте в Официальном разделе не опубликовало извещения о начале приёма заявок на получение субсидии. Информация, указанная в протоколе заседания Комиссии, о том, что объявление о начале приёма заявок от некоммерческих организаций было размещено на Официальном сайте Министерства, не соответствует действительности, так как Комиссия на Официальном сайте Министерства культуры Республики Татарстан не обнаружила указанного извещения.

Организация татарского национального праздника «Сабантуй» в городе Нижневартовске является государственной нуждой Республики Татарстан. Так, Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена подпрограмма «Развитие межрегионального и межнационального культурного сотрудничества на 2014-2025 годы». Государственным заказчиком подпрограммы является Министерство. Создание условий для удовлетворения духовных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, в том числе проведение Татарского народного праздника Сабантуй в регионах России, является одной из задач программы.

Министерство предоставляет субсидии некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией проектов и проведением мероприятий в сфере культуры в соответствии Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №395 от 20 июня 2017 года. Согласно данному Постановлению извещение о приеме заявок на предоставление субсидий публикуется на официальном сайте Министерства. Срок подачи заявок на предоставление субсидий от организаций составляет 10 календарных дней со дня публикации объявления. Согласно протоколу заседания Комиссии 2021 прием заявок на предоставление субсидий на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске осуществлялся в период с 6 марта по 16 марта 2021 года.

Комиссия, изучив свойства документа, загруженного по ссылке: https://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2936950.doc, установил, что извещение о приеме заявок на предоставление субсидий было размещено на официальном сайте 02 сентября 2021 года.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Министерство культуры Республики Татарстан предоставило субсидию без опубликования извещения о начале приёма заявок.

В ходе рассмотрения дела №016/01/17-506/2022 Министерство культуры Республики Татарстан представило письменное пояснение относительно фактов, изложенных в Определении о назначении дела №016/01/17-506/2022 от 05 апреля 2022 г. Согласно данным письменному пояснению, объявление о начале приема заявок на предоставление субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией и с реализацией проектов и проведением мероприятий в сфере культуры в 2021 году, а именно: изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске, было опубликовано на официальном сайте Министерства культуры Республики Татарстан 5 марта 2021 года. Однако ввиду внесения корректировок в документ (исправление стилистических ошибок) объявление было повторно загружено и опубликовано на официальном сайте Министерства культуры Республики Татарстан 3 сентября 2021 года.

Однако, Министерством культуры Республики Татарстан документов, подтверждающих добавление, удаление ранее размещенного извещения не было представлено.

В целях выяснения информации о дате и времени публикации извещения о приеме заявок на предоставление субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске, Татарстанским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации в адрес Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан (далее-Министерство цифрового развития РТ). Согласно представленной Министерством цифрового развития РТ информации, извещение о приеме заявок на предоставление субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске было добавлено на официальный сайт Министерства культуры Республики Татарстан 22 сентября 2021 года.

Также, в ходе рассмотрения дела №016/01/17-506/2022 Министерством культуры Республики Татарстан было представлено письмо Министерства финансов Республики Татарстан о выделении средств на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске (исх. №03-13/1150 от 22.02.2021 г.) направленного Президенту Республики Татарстан. По итогам изучения данного письма Инспекцией установлено, что Министерство финансов Республики Татарстан, во исполнение поручения от 27 января 2021 года № 126-р о выделении Нижнекамскому муниципальному району средств на оплату расходов, связанных с изготовлением национального подворья в рамках организации в 2021 году Федерального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске, выступило с предложением о выделении средств в размере 10 000 000 рублей, которые намеревалось предоставить Министерству культуры Республики Татарстан. В дальнейшем, средства на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в городе Нижневартовске, общей суммой 10 000 000 рублей намеревалось предоставить в виде субсидии Республиканскому общественному фонду Всемирного конгресса татар на финансовое обеспечение затрат. Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №448-р от 15.03.2021 принято решение о предоставлении в установленном порядке субсидии некоммерческой организации на финансовое обеспечение затрат, связанных с изготовлением подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

Исходя из вышеизложенного, извещение о приеме заявок на предоставление субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в городе Нижневартовске не была опубликована своевременно во избежание заявлении иных претендентов, поскольку Министерством уже был определен получатель субсидий. В данном случае действия Министерства культуры Республики Татарстан препятствуют реализации цели предоставления субсидий некоммерческим организациям, ущемляют права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в получении субсидий.

Указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях Министерства культуры Республики Татарстан нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг.

Подобные обстоятельства не согласуются с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Установлено, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2017 года № 395 устанавливает Порядок предоставления субсидий, а именно, устанавливает требование о проведении конкурсного отбора в связи с предоставлением бюджетного финансирования, которое осуществляется, в свою очередь, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Министерства культуры Республики Татарстан как нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске.

В соответствии со статьёй 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес участников дела было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-506/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Возражения на заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-506/2022 участниками дела представлены не были.

По результатам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", установлено следующее:

Временным интервалом настоящего исследования определен период с 2021 год по 2022 года;

Предмет торгов: субсидия за счет средств бюджета Республики Татарстан некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в городе Нижневартовске.

Исследовав сведения и документы, представленные в дело, пояснения представителей, Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства культуры Республики Татарстан, выразившегося в нарушении порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске нарушают часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «б», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что субсидия на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске освоена, вследствие выполнения ИП Глониным Е.М. работ по передаче в количестве, номенклатуре и ассортименте Татарского национального гостевого подворья из сборно-разборных конструкций многоразового использования, включающего в себя следующие элементы: дом, баня, сарай, беседка, забор, входные группы, мельница, колодец, будка для собаки, ульи телега, декоративный пруд с мостиком для проведения мероприятия в полном объеме в срок, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Министерство культуры Республики Татарстан нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка проведения конкурса на получение субсидии на изготовление подворья в рамках организации татарского национального праздника «Сабантуй» в г. Нижневартовске, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предписание Министерству культуры Республики Татарстан не выдавать.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны