Решение №04-04/4074 Решение по делу №016/10/18.1-518/2020 от 27 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/4074 от 27.03.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов ООО «Скептрум» – <…> (доверенность от 17.03.2020г. №б/н), представителей оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. – <…> (доверенность от 16.03.2020г. №б/н), <…> (доверенность от 16.03.2020г. №б/н), заявителя – <…> (лично), а также <…> (в качестве слушателя), в отсутствии представителей организаторов торгов ООО «Гростал» и ООО «Вендер», МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, заявителей <…> и <…>, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя <…> (вх. №3449/ж от 16.03.2020г.) на действия организаторов торгов ООО «Скептрум», ООО «Гростал», ООО «Вендер», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номера извещений на сайте torgi.gov.ru 280220/40689777/01, 290220/32530195/01, 280220/32530195/02, 280220/39764505/01, 280220/39764505/02), жалобы заявителей <…> (вх. №3245 от 13.03.2020г., №3813 от 20.03.2020г.) и <…> (вх. №3206/ж от 12.03.2020г., №3634 от 19.03.2020г.) на действия организатора торгов ООО «Скептрум», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 280220/32530195/01),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили жалобы заявителей Ярославлевой С.Е. (вх. №3449/ж от 16.03.2020г.) на действия организаторов торгов ООО «Скептрум», ООО «Гростал», ООО «Вендер», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номера извещений на сайте torgi.gov.ru 280220/40689777/01, 290220/32530195/01, 280220/32530195/02, 280220/39764505/01, 280220/39764505/02), Агафонова А.А. (вх. №3245 от 13.03.2020г., №3813 от 20.03.2020г.) и Калашникова Д.В. (вх. №3206/ж от 12.03.2020г., №3634 от 19.03.2020г.) на действия организатора торгов ООО «Скептрум», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 280220/32530195/01).

Суть жалоб, по мнению заявителей, реализация имущества проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Данные жалобы рассматриваются в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится  организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированные организации ООО «Скептрум», заключив с обществом государственный контракт №12/19-1А от 19.12.2019г., ООО «Гростал», заключив с обществом государственный контракт №12/19-2А от 19.12.2019г. и ООО «Вендер», заключив с обществом государственный контракт №12/19-3А от 19.12.2019г.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон об ипотеке) публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемых торгах реализация имущества должника проводилась в соответствии с Законом об исполнительном производстве, а также Законом об ипотеке.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия организаторов торгов, оператора торговой площадки, а также позиции организаторов торгов, оператора торговой площадки, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителей о неправомерных сроках размещения извещения о проведении торгов и сроках аккредитации на электронной торговой площадке.

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Частью 3 статьи 57 Закона об ипотеке установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника №280220/4068977/01 опубликовано организатором торгов ООО «Вендер» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г.

Дата начала подачи заявок:            29.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов:  11.03.2020 15:00

Место проведения торгов: 

Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу www.gostorgionline.ru

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника №290220/32530195/01 опубликовано организатором торгов ООО «Скептрум» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г.

Дата начала подачи заявок:            29.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов:  12.03.2020 12:00

Место проведения торгов: https://gostorgionline.ru

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника №280220/32530195/02 опубликовано организатором торгов ООО «Скептрум» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г.

Дата начала подачи заявок:            29.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов:  12.03.2020 10:00

Место проведения торгов: https://gostorgionline.ru

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника №280220/32530195/01 опубликовано организатором торгов ООО «Скептрум» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г.

Дата начала подачи заявок:            28.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов:  12.03.2020 14:00

Место проведения торгов: https://gostorgionline.ru

3. Извещения о проведении торгов по реализации имущества должника №280220/39764505/01 и №280220/39764505/02 опубликованы организатором торгов ООО «Гростал» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г.

Дата начала подачи заявок:            29.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов: 11.03.2020 10:00,       11.03.2020 12:00

Место проведения торгов: https://gostorgionline.ru

ИП Гараев Р.Ф.  является оператором электронной площадки https://gostorgionline.ru/, которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в свободном доступе.

Регламент ЭТП является договором присоединения участника торгов в соответствии со ст. 428 Гражданского Кодекса РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на аккредитацию на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 Гражданского кодекса РФ.

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В соответствии с п. 3.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Участников ЭТП, Посетителей, иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Согласно п. 3.2. Регламента присоединение лица к Регламенту осуществляется средствами электронной площадки путем предоставления Оператору ЭП заявления на регистрацию, подписанного электронной подписью. Заявление на регистрацию подписывается лицом во время регистрации на электронной площадке

П. 3.3 Регламента лицо выражает согласие с условиями Регламента в момент подачи заявки на аккредитацию и, считается присоединившимся к Регламенту, с момента его аккредитации Оператором и внесения в реестр Участников ЭТП.

В соответствии с п. 3.5 Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент регистрации соответствующего заявления. Подписывая и направляя заявление на регистрацию своей электронной подписью, лицо подтверждает согласие с его условиями, а так же то, что настоящий Регламент не лишает лицо прав, предоставляемых законодательством, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора ЭП за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для лица условий, которые оно, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняло бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента.

П. 4.2 Регламента установлено, что для регистрации на площадке Претендент заполняет форму регистрации, которая открывается при нажатии на кнопку Регистрация. Зарегистрированный пользователь попадает в закрытую часть ЭТП и ему доступна для просмотра информация по торгам. Просматривать документы, прикрепленные в торгах, подавать заявки и участвовать в торгах Претендент может только после прохождения аккредитации.

Согласно п. 4.5 Регламента оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

П. 4.6 Регламента установлено, что оператор отказывает Претенденту в аккредитации в следующих случаях:

- непредставления документов и сведений, указанных в пункте 4.4 настоящего Регламента;  

- представления Претендентом документов, не соответствующих установленным к ним требованиям либо содержащих недостоверную информацию, в т.ч. не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет»; 

- представления Претендентом недостоверной информации в заявлении, заполнения полей заявления с нарушением требований к ним (п. 4.19);

- предоставления в заявке адреса электронной почты, который уже зарегистрирован за другим Участником ЭТП;

- при повторной аккредитации уже аккредитованного лица.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленный операторам ЭТП (не организатором торгов) в пункте 5.5 Регламента срок принятия решения и аккредитации участника является максимальным.

Организаторами торгов при размещении извещений о проведении торгов соблюдены сроки, установленные действующим законодательством. Извещения о предстоящих публичных торгах размещены не позднее чем за 10 дней до их проведения, а именно извещения о проведения торгов размещены организаторами торгов 29.02.2020г., тогда как  дата проведения торгов – 11.03.2020г. и 12.03.2020г.).

Кроме того, на участие в торгах были направлены заявки от других участников торгов, что подтверждает возможность подачи заявок на участие в установленные организаторами торгов сроки.

На заседании Комиссии оператором торговой площадки представлен перечень лиц, прошедших аккредитацию на ЭТП https://gostorgionline.ru по состоянию на 06.03.2020г. До даты окончания подачи заявок 06.03.2020г. в 12:00 аккредитацию на площадке прошли 45 человек.

Следовательно, данное обстоятельство не свидетельствует об ограничении организаторами торгов и оператором торговой площадки конкуренции при проведении торгов.

Кроме того, пунктом 3.4 Регламента установлено, что аккредитация действительна в течение одного года. Следовательно, у участников отсутствует необходимость аккредитации на ЭТП каждый раз при участии в торгах.

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно доводов заявителей о неправомерном требовании организаторов торгов о подписании документов электронной цифровой подписью.

В соответствии с п. 3.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Участников ЭТП, Посетителей, иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Регламентом ЭТП установлено, что электронная подпись (далее — электронная подпись, ЭЦП) информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

П. 4.4.5 Регламента установлено, что для аккредитации на площадке Претендент представляет в форме электронных документов средствами ЭТП все страницы паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, подписанные ЭЦП. Документы можно подписать через специальное программное обеспечение – КриптоАрм, либо онлайн сервисКонтур.Крипто. Для проверки допускается направить файл, подписанный ЭЦП с расширением .sig и оригинальный файл, либо архив, сформированный через сервис Контур.Крипто.

В случае, если скан паспорта содержит несколько файлов, подписать ЭЦП и предоставить на проверку необходимо страницы №2, 3 и страницу с пропиской паспорта.

Согласно п. 4.19.4 Регламента электронные документы (полные копии документов, подтверждающих сведения заявления), прикладываемые к заявлению должны соответствовать следующим требованиям: Тип файла: jpeg (одностраничный) или pdf (многостраничный); цветность: цветной, разрешение не менее 600х600 пикселей;

Размер файла: не более 2 МБ для одностраничного и не более 25 мб для многостраничного;

Электронный документ должен точно повторять оригинал, изображение не должно быть изменено, быть слишком тёмным или слишком светлым. Информация и реквизиты документа должны быть чётко видны на изображении;

Файл не должен быть защищён от просмотра, печати, не должен содержать вредоносного программного обеспечения в явном или скрытом виде;

Файл должен иметь название в зависимости от оригинала (образец наименования файла: «Паспорт Иванов», «Устав ООО Мария»).

Подписание документов ЭЦП должно быть осуществлено в соответствии с требованиями, указанными в 4.4.10 данного Регламента.

П. 9.5 Регламента установлено, что заявка на участие в торгах должна быть подана лицом, уполномоченным на осуществление таких действий.

В соответствии с п. 9.6 Регламента в соответствующее поле Претендент прикрепляет заявку, подписанную Электронной цифровой подписью. Документ можно подписать через специальное программное обеспечение КриптоАрм, либо онлайн сервис контур.Крипто. Для проверки допускается направить файл, подписанный ЭЦП с расширением .sig и оригинальный файл, либо архив, сформированный через сервис Контур.крипто.

Статьей 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Согласно пояснениям организатора торгов, идентификация клиента путем использования электронной цифровой подписи является исполнением требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так и договорным условием, обязательным для лиц, присоединившихся к Регламенту.

Регламент ЭТП является договором присоединения участника торгов в соответствии со ст. 428 Гражданского Кодекса РФ, присоединение стороны к которому осуществляется средствами ЭТП путем подписания и предоставления Оператору заявления на аккредитацию на электронной торговой площадке, а также публичной офертой на основании статьи 437 Гражданского кодекса РФ.

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Следовательно, при присоединении к Регламенту участники торгов соглашаются с условиями, установленными оператором торговой площадки в Регламенте.

Комиссия приходит к выводу, что требование о подписании заявки либо каких-либо документов, входящих в состав заявки на участие в торгах электронной цифровой подписью не противоречит требованиям действующего законодательства и позволяет идентифицировать лицо, направившее заявку на участие.

Доводы заявителей признаны необоснованными.  

Относительно доводов заявителей об установлении оператором торговой площадки необоснованной суммы, оплачиваемой победителем торгов в качестве вознаграждения оператору ЭТП.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

П. 7 Регламента установлен порядок получения вознаграждения оператором ЭТП.

Согласно пп. 7.1 Регламента вознаграждение, взимаемое с Победителя, тарифицируется в зависимости от начальной (минимальной) цены имущества, указанной в извещении о проведении торговой процедуры. Победители торгов уплачивают Оператору ЭТП вознаграждение согласно Тарифам (Приложение 1). Вознаграждение Оператора ЭТП НДС не облагается, так как Оператор ЭТП применяет упрощенную систему налогообложения.

Пп. 7.2 Регламента установлено, что Передача денежных средств в размере стоимости услуг оператора осуществляется в порядке, установленном в Договоре - оферте об оказании услуг оператором ЭТП «ГОСТОРГИОНЛАЙН», размещенном в разделе Документы на ЭТП.

В соответствии с пп. 7.3 участник торгов, который определен как лицо, с которым может быть заключен договор (Победитель) – в течение трех рабочих дней с момента подписания протокола с результатами торгов, содержащего информацию о таком участнике обязан оплатить услуги оператора согласно договору оферте об оказании услуг оператором ЭТП. Неподписание данного протокола победителем не является основанием для неоплаты услуг оператора ЭТП

Приложением №1 к Регламенту установлены тарифы ЭТП «ГОСТОРГИОНЛАЙН»:

Участник торгов уплачивает вознаграждение Оператору ЭП только в случае признания участника торгов Победителем торгов. Оплата вознаграждения Оператора ЭП взимаемая с Победителей торгов, тарифицируется в зависимости от начальной (минимальной) цены имущества, указанной в извещении о проведении торгов:

Размер вознаграждения оператора электронной площадки, взимаемое с победителя торгов за оказание услуг по информационно-организационному и техническому обеспечению процессов составляет 3 (Три) % от начальной цены имущества, выставленного на торги, но в любом случае не более чем 200 000 (Двести тысяч) рублей.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что законодательством не предусмотрено запрета  на взимание в качестве обеспечения платы, которая подлежит уплате оператору электронной площадки победителем торгов.

Статьей 309 Гражданского кодекса установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.

В силу принятых на себя обязательств и положений статьи 309  ГК РФ победитель по результатам аукциона обязан к уплате организатору аукциона, а именно оператору ЭТП вознаграждения за оказанные услуги.

Приведя аналогию работы ЭТП, на которых проводятся закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то там установлена верхняя граница суммы платы – вознаграждения  оператора торговой площадки, которое платит победитель.

Таким образом, установление оператором ЭТП «ГОСТОРГИОНЛАЙН» размера вознаграждения 3 (Три) % от начальной цены имущества, выставленного на торги, но в любом случае не более чем 200 000 (Двести тысяч) рублей, взимаемого с победителя не противоречит требованиям действующего законодательства, так как плата с участников за участие в торгах не взимается.

Тарифы, установленные оператором ЭТП за оказание услуг по информационно-организационному и техническому обеспечению процессов, связанных с участием в торгах имеют верхний предел суммы взимаемой с победителя торгов (200 000, 00 рублей).

Статьей 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Следовательно, оператор ЭТП «ГОСТОРГИОНЛАЙН» (ИП Гараев Р.Ф.) осуществляет свою предпринимательскую деятельность  по информационно-организационному и техническому обеспечению процессов, связанных с участием в торгах для получения прибыли и устанавливает размер вознаграждения за оказание услуг, не противоречащий действующему законодательству.

Таким образом, доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно доводов заявителей Агафонова А.А. и Калашникова Д.В. о том, что организатором торгов ООО «Скептрум» установлена дата начала подачи заявок ранее даты публикации извещения на сайте torgi.gov.ru. (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 280220/32530195/01).

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Частью 3 статьи 57 Закона об ипотеке установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Извещение о проведении торгов по реализации имущества должника №280220/32530195/01 опубликовано организатором торгов ООО «Скептрум» на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ 29.02.2020г. 18:11, в периодическом издании Газета «Ульяновская правда» №14 от 28.02.2020г.

Дата начала подачи заявок: 28.02.2020

Дата и время окончания подачи заявок:   06.03.2020 12:00

Дата и время проведения торгов:  12.03.2020 14:00

Место проведения торгов: https://gostorgionline.ru

Таким образом, учитывая, что дата публикации извещения о предстоящих публичных торгах в печатном издании «Ульяновская правда»  являлась 28.02.2020г., организатором торгов была установлена дата начала подачи заявок 28.02.2020г., в том числе на официальном сайте https://torgi.gov.ru/. В ином случае в информации о дате начала подачи заявок имелись бы разночтения, опубликованный на сайте и в печатном издании.

Комиссией установлено, что организатором торгов при размещении извещения о проведении торгов соблюдены сроки, установленные действующим законодательством. Извещение о предстоящих публичных торгах размещены не позднее чем за 10 дней до их проведения.

Кроме того, на участие в торгах были направлены заявки от других участников торгов, что подтверждает возможность подачи заявок на участие в установленные организаторами торгов сроки.

Доводы заявителей признаны необоснованными.

Относительно довода заявителя Агафонова А.А. о том, что оператором торговой площадки принято неправомерное решение об отказе в аккредитации повторной заявки заявителя.

Согласно п. 4.5 Регламента оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

П. 4.6 Регламента установлено, что оператор отказывает Претенденту в аккредитации в следующих случаях:

- непредставления документов и сведений, указанных в пункте 4.4 настоящего Регламента;  

- представления Претендентом документов, не соответствующих установленным к ним требованиям либо содержащих недостоверную информацию, в т.ч. не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет»; 

- представления Претендентом недостоверной информации в заявлении, заполнения полей заявления с нарушением требований к ним (п. 4.19);

- предоставления в заявке адреса электронной почты, который уже зарегистрирован за другим Участником ЭТП;

- при повторной аккредитации уже аккредитованного лица.

В соответствии с п 4.7 в случае отказа в аккредитации Оператор направляет Претенденту уведомление с указанием оснований принятия такого решения, в том числе с указанием на отсутствующие документы и/или сведения или обоснование того, что представленные Претендентом документы и/или сведения не соответствуют установленным к ним требованиям или содержат недостоверную информацию

П. 4.8 Регламента установлено, что после устранения оснований для отказа в аккредитации Претендент вправе ПОВТОРНО подать заявление на аккредитацию и представить документы и сведения, предусмотренные пунктом 4.4 Регламента.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заявителем <…>01.03.2020г. в 13:14 была подана заявка на аккредитацию на электронной торговой площадке https://gostorgionline.ru/.

Также <…> была подана повторная заявка 02.03.2020г. в 0:14.

05.03.2020г. оператором ЭТП приняты решения об отказе в аккредитации поданных заявителем заявок на аккредитацию:

- 05.03.2020г. в 14:18 отклонена повторная заявка, поданная 02.03.2020г. в 0:14 с основанием отказа: «Повторная заявка на аккредитацию не допускается».

- 05.03.2020г. в 15:43 отклонена первая заявка, поданная 01.03.2020г. в 13:14 с основанием отказа: «Заявка не соответствует требованию п. 4.4 Регламента. Паспорт не подписан ЭЦП».

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что отказ в аккредитации повторной заявки <…>, поданной 02.03.2020г. в 0:14 по причине «Повторная заявка на аккредитацию не допускается» является неправомерным, так как Регламентом электронной торговой площадки предусмотрен отказ только в случае, повторной аккредитации уже аккредитованного лица. Вместе с тем, по состоянию на 05.03.2020г. в 14:18 лицо не было аккредитованным, первая заявка участника находилась на рассмотрении.

Таким образом, довод заявителя  относительно неправомерного решения оператора торговой площадки об отказе в аккредитации повторной заявки заявителя является обоснованным.

Оператором ЭТП нарушены требования п. 4.6 Регламента.

Вместе с тем, учитывая, что <…> участником обжалуемых торгов №280220/32530195/01 не являлся, кроме того 13 марта 2020г. аккредитован на электронной площадке https://gostorgionline.ru/, у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания об отмене результатов торгов.

Относительно доводов заявителей о наличии возможной аффилированности между организаторами торгов и оператором торговой площадки.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что заявителями не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обосновать своих доводов.

Кроме того, довод о наличии возможного сговора между организатором торгов, оператором торговой площадки и победителями торгов не относится непосредственно к самой процедуре проведения торгов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя <…> (вх. №3449/ж от 16.03.2020г.) на действия организаторов торгов ООО «Скептрум», ООО «Гростал», ООО «Вендер», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номера извещений на сайте torgi.gov.ru 280220/40689777/01, 290220/32530195/01, 280220/32530195/02, 280220/39764505/01, 280220/39764505/02), необоснованной.

Признать жалобу заявителя <…> (вх. №3206/ж от 12.03.2020г., №3634 от 19.03.2020г.) на действия организатора торгов ООО «Скептрум», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 280220/32530195/01), необоснованной.

Признать жалобу заявителя <…> (вх. №3245 от 13.03.2020г., №3813 от 20.03.2020г.) на действия организатора торгов ООО «Скептрум», оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке gostorgionline.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 280220/32530195/01), обоснованной в части неправомерного решения об отказе в аккредитации повторной заявки заявителя.

Признать оператора торговой площадки ЭТП gostorgionline.ru ИП Гараева Р.Ф. нарушившим положения пункта 4.6 Регламента ЭТП «ГОСТОРГИОНЛАЙН».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны