Решение №ВЧ-08/13497 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/5-1461/2022 о нарушении законодател... от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/13497 от 02.11.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/05/5-1461/2022 в отношении ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14) по факту распространения рекламы с тестом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!», содержащее признаки нарушения пункта части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!», содержащей признаки Закона «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация со сведениями: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 10755 от 23.08.2022) реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 195076/19 от 01.03.2019, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «Р-БРОКЕР» (ИНН: 7725813824, ОГРН: 5137746220013, юридический адрес: 123002, г. Москва, Столярный переулок, д. 3, корп. 13, пом. VII, эт. 3, ком. 25-30, 32).

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

<…>

При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Вместе с тем, осуществив переход на раздел «контакты», обнаружена информация о юридическом лице, осуществляющем деятельность в дилерском центре «Аванта», находящегося по адресу: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, строение 4 - ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14).

<…>

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно срок предоставления кредита, подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика.

Таким образом, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия предоставления указанной процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Федеральным законом «О рекламе» установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы финансовых услуг.

Под финансовой услугой законодательство Российской Федерации понимает банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемом рекламном объявлении отсутствует информация о лице, оказывающем рекламируемую финансовую услугу.

Согласно пояснениям ООО «Р-Брокер» (вх. №12783 от 10.10.2022г.), Общество предоставляет услуги по ведению рекламных компаний и размещению рекламы на рекламных площадках посредством сервиса R-Брокер. Сервис является программным обеспечением по настройке, управлению контекстной и таргетированной рекламой на рекламных площадках. Заказчиками Общества выступают лица, заинтересованные в привлечении внимания неопределенного круга лиц к своим товарам, работам, услугам, то есть, прямые рекламодатели.

Рассматриваемое рекламное объявление было размещено ООО «Аванта-Авто» в рамках договора возмездного оказания услуг №0074-21 от 12.04.2021г. (далее- Договор) с ООО «Р-Брокер».

 В рамках вышеуказанного Договора ООО «Р-Брокер» предоставляет ООО «Аванта-Авто» доступ к сервису R-Брокер через личный кабинет, а также возможность самостоятельного заключения договоров по рекламным кампаниям на сайте.

Согласно п. 3.2.2 Договора, ООО «Аванта-Авто» предоставляет, утверждает и согласовывает рекламные материалы, необходимые для проведения рекламной кампании.

Согласно п. 3.2.10 Договора, именно ООО «Аванта-Авто» несет ответственность за содержание размещаемых рекламных материалов, за нарушение требований законодательства РФ о рекламе.

Согласно п. 3.2.11 Договора, ООО «Аванта-Авто» обеспечивает достоверность рекламной информации, используемой в рекламных кампаниях, её соответствие законодательству РФ, нормативных актам органов государственной власти.

В адрес Управления поступили возражения ООО «Аванта-Авто» на Определение о возбуждении дела №016/05/5-1461/2022. В своих возражениях Общество просит передать материалы дела в Московское УФАС России.

Также согласно пояснениям ООО «Аванта-Авто», Обществом учтены все замечания Управления, внесены изменения в информационное содержание сайта и рекламы.

В ответ на данное возражение поясняем, что на основании пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. №1922 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», ФАС России наделило Татарстанское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по факту распространения в сети «Интернет» рекламы с текстом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!» (вх. № 11387).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На основании части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть ООО «Аванта-Авто».

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Учитывая, что рекламные кампании размещались по заказу ООО «Аванта-Авто», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Аванта-Авто».

В соответствии с ч. 8 статьи 38 рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В рассматриваемом случае рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Аванта-Авто».

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении ООО «Аванта-Авто» требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Аванта-Авто» (ИНН 9718168856, КПП 771801001, ОГРН 1217700046563, юридический адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж 1, пом. 14) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в поисковой системе «Яндекс» с текстом: «Chery Tiggo 4 в кредит от 9 761 р/мес.! От 9 761 руб./мес.! Автокредит от 1,9 %. Рассрочка 0%! 3 дня выгод!», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Предписание ООО «Аванта-Авто» об устранении нарушения не выдавать в связи с фактическим устранением нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны