Решение №АЯ-04/10694 Решение по делу №016/06/33-1366/2020 о нарушении законодател... от 12 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10694 от 12.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ООО «Национальный Центр Информатизации» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 19.06.2020 г. №92), заявителя ИП Глаголева Н.Н. (лично), рассмотрев жалобу заявителя ИП Глаголева Н.Н. (вх. №10669 от 03.08.2020 г.) на действия заказчика ООО «Национальный Центр Информатизации» при проведении закупки  №1000700002020000020  на предмет: «поставка компьютерного оборудования»,

УСТАНОВИЛА

Извещение о проведении электронного аукциона №1000700002020000020   размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru  23.07.2020г.

Заказчик – ООО «Национальный Центр Информатизации».

Начальная (максимальная) цена контракта – 136 235 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении заказчиком требования о поставке товаров исключительно российского производства, включенных в реестр российской радиоэлектронной продукции.

Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2019 N 3203-р определены единственные исполнители, осуществляемые в 2019 - 2020 годах для федеральных нужд и нужд субъектов Российской Федерации закупок работ (услуг) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 и частью 1 статьи 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства РФ от 26.12.2019 N 3203-р:

1. Определены единственными исполнителями осуществляемых в 2019 - 2020 годах заказчиками (федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными казенными и бюджетными учреждениями), представившими обоснование цены контракта, для федеральных нужд и нужд субъектов Российской Федерации (на основании предложений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» закупок:

в) компьютерного оборудования российского производства с предустановленным российским программным обеспечением, которое необходимо для функционирования информационных систем в сфере здравоохранения и для оснащения рабочих мест медицинских работников, а также работ (услуг) по доставке этого оборудования в соответствующие медицинские организации, по его установке и эксплуатации - общество с ограниченной ответственностью «Национальный Центр Информатизации».

Согласно пункту 3 Распоряжения Правительства РФ от 26.12.2019 N 3203-р установлены в качестве особенностей осуществления указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего распоряжения закупок:

а) обязанность заказчиков предъявлять к поставщику (производителю) требование о предоставлении гарантий на оборудование, указанное в подпункте "в" пункта 1 настоящего распоряжения, определив срок действия таких гарантий не менее 3 лет;

б) обязательство единственного исполнителя по привлечению соисполнителей (субподрядчиков) конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, аукцион в электронной форме проводился заказчиком на основании того, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 3203-р в рамках исполнения федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» общество с ограниченной ответственностью «Национальный Центр Информатизации» определено единственным исполнителем закупок компьютерного оборудования российского производства с предустановленным российским программным обеспечением, которое необходимо для функционирования информационных систем в сфере здравоохранения и для оснащения рабочих мест медицинских работников, а также работ (услуг) по доставке этого оборудования в соответствующие медицинские организации, по его установке и эксплуатации (подп. в) п. 1 указанного распоряжения).

Согласно разделу III аукционной документации ООО «НЦИ» необходимо обеспечить взаимодействие с товарами, используемыми Заказчиком для выполнения своих обязательств перед третьим лицом в рамках реализации Государственного контракта №1-2020 от 23.06.2020г. для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. №3203-р.

Пунктом 2.3 технического задания установлено, что поставщик обязуется осуществить запись предоставленных заказчиком   дистрибутивов программного обеспечения на жесткие диски каждой единицы Оборудования. Заказчик гарантирует, что обладает всеми законными правами (основаниями) на дистрибутивы, в том числе на их распространение. Заказчик обязуется передать дистрибутивы Поставщику в течение 15 рабочих дней с момента заключения Договора, в противном случае сроки обязательств Поставщика, в том числе по поставке Оборудования переносятся пропорционально срокам задержки передачи дистрибутивов.

Перечень предоставляемого программного обеспечения:

п/п

Наименование программного обеспечения

Ед.

измерения

Количество,

в ед.

1.

Astra Linux Special Edition РУСБ.10015-01 версии 1.6 формат поставки BOX (ФСТЭК)

шт.

77

2.

Astra Linux Special Edition РУСБ.10015-01 версии 1.6 формат поставки ОЕМ (ФСТЭК)

шт.

3923

 

Согласно пункту 2.5 технического задания заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам приобретаемого товара, в том числе, что АРМ должен быть российского производства и включен в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

В обосновании использования указания на товарный знак заказчиком указано следующее:

«В данном случае Заказчику необходимо обеспечить взаимодействие с товарами, используемыми Заказчиком для выполнения своих обязательств перед третьим лицом в рамках реализации Государственного контракта №1-2020 от 23.06.2020г. для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. №3203-р».

Таким образом, рассматриваемая закупка проводилась на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. №3203-р и  в соответствии с государственным контрактом №1-2020 от 23.06.2020г.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3203-р устанавливает в качестве особенности осуществления закупок обязательство единственного исполнителя (ООО «НЦИ») по привлечению соисполнителей (субподрядчиков) конкурентными способами в соответствии с Законом о контрактной системе и условия об объекте закупки, которым может быть только компьютерное оборудование российского производства с предустановленным российским программным обеспечением, в документации установлены требования к поставляемой продукции, которая должна быть с подтвержденным статусом российского происхождения и соответствовать требованиям государственного контракта, для целей исполнения которого она закупается.

Довод заявителя о неправомерных действиях заказчика в части установления требований к программному обеспечению исключительно российского происхождения не находит своего подтверждения, так как согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. №3203-р ООО «НЦИ» необходимо осуществить закупку компьютерного оборудования российского производства с предустановленным российским программным обеспечением, которое необходимо для функционирования информационных систем в сфере здравоохранения и для оснащения рабочих мест медицинских работников.

Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком в извещении о проведении закупки и аукционной документации преференций и особых условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 15 Закона о контрактной системе в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заказчик согласно части 7 статьи 15 Закона о контрактной системе не устанавливает преференции в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, ограничения и условия допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок), так как ООО «НЦИ» предусмотрена обязанность проведения закупок в соответствии с Законом о контрактной системе на основании Распоряжения Правительства РФ от 26.12.2019 N 3203-р.

Следовательно, основания для применения национального режима при размещении рассматриваемой закупки у заказчика отсутствуют.

Довод заявителя признан необоснованным.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из буквального толкования приведенных норм следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом обозначить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1.3 «Место и сроки поставки Оборудования» технического задания заказчиком установлено, что поставщик обеспечивает готовность Оборудования к поставке Заказчику на складе, расположенном в границах г. Москвы или Московской области, где Оборудование должно находится до отгрузки Заказчику.

Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в соответствии с Спецификацией оборудования (п. 2.4.), в срок с даты заключения Договора до 30.09.2020.

Поставщик за 5 (пять) дней до готовности к поставке Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление.

Пунктом 1.3 проекта контракта установлено, что поставка Оборудования производится партиями путем выборки со склада, расположенного в г. Москве или Московской области (склад обеспечивается Поставщиком), путем самовывоза.

Согласно пункту 3.2 проекта контракта поставщик должен уведомить Заказчика о готовности партий Оборудования к поставке (выборке Заказчиком) в пределах срока (периода) поставки, не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до истечения срока поставки, указанного в п. 3.1 Договора.

Поставщик обеспечивает беспрепятственный доступ представителям и сотрудникам Заказчика к готовым к отгрузке партиям Оборудования на складе, расположенном в г. Москве или Московской области (склад обеспечивается Поставщиком), не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до даты готовности их к поставке согласно Техническому заданию, в том числе для проведения (по усмотрению Заказчика) экспертизы Оборудования, а также выборочного тестирования согласно Техническому заданию. О дате предоставления доступа и адресе склада Поставщик заблаговременно уведомляет Заказчика.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требование заказчика о наличии у поставщика склада товара в определенной местности (в пределах г. Москвы и Московской области) является избыточным и ограничивает количество участников.

Наличие складов для хранения и транспортных средств для перевозки товара не является требованием к качеству товара, ни к его функциональным и потребительским свойствам.

Требовать наличия складов, технологического оборудования, транспортных средств недопустимо в случае, если предметом аукциона является поставка товаров. Поставщик должен сам рассчитывать свои возможности по доставке своего товара в определенный город к конкретной дате, и гарантировать, что сможет добросовестно исполнить свои обязанности по договору, не имея склада поблизости от заказчика.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена заказчиком с нарушением требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА

Признать жалобу ИП Глаголева Н.Н. (вх. №10669 от 03.08.2020г.) на действия заказчика ООО «Национальный Центр Информатизации» при проведении закупки №1000700002020000020 на предмет: «поставка компьютерного оборудования», необоснованной.

Признать заказчика ООО «Национальный Центр Информатизации» нарушившим требования части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику ООО «Национальный Центр Информатизации» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан материалы для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны