Решение №04-04/2814 Решение по делу №016/06/66-361/2020 о нарушении законодатель... от 6 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № 04-04/2814 от 06.03.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (далее – ФГБОУ ВО «КГЭУ», заказчик) – <…>, <…>, <…>, в отсутствии представителей заявителя – ООО «Ресурсфинстрой» (ИНН 2130190638), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя (вх.2137/ж от 21.02.2019г.) на действия заказчика при проведении закупок, с номером извещения №0311100030320000001 на предмет: текущий ремонт помещений в корпусах А,Б,В,Г и УЛК  КГЭУ,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0311100030320000001  размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 17.02.2020г.

Заказчик – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская 51; ИНН 1656019286).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 749 606,00 руб.

По мнению заявителя, аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил устные и письменные пояснения.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе, документация содержит ненадлежащее описание объекта закупки, нарушены правила описания объекта закупки.

В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом описание товара, применяемого в объекте закупке должно строиться таким образом, чтобы наиболее полно отражать потребность заказчика и являться обоснованным, но не допускать требований, влекущих ограничение числа участников закупки.

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к аукционной документации «Техническое задание».

Заказчик установил следующие требования.

Пункты

 

Водно-дисперсионная грунтовка глубокого проникновения.

Плотность 0,96-1,1 г/смЗ. Вязкость по ВЗ-246 (д.2мм) - 46-56 с; Консистенция текучая жидкость. Массовая доля нелетучих веществ 10+3 %.    

Пункты 4, 87, 113

Краска водно-дисперсионная.

Массовая доля не летучих веществ 53-5994 или 52-570/0 или 566194. РН краски от 6,8 до 9. Укрывистость высушенной плёнки не более 210 ГЛО. .      

Пункт 7

Фанера ГОСТ 3916.1-2018.

Предел прочности при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев не менее 25 Мпа, Модуль упругости при статическом изгибе вдоль волокон не менее 7000 Мпа, ударная вязкость при изгибе 34 КДж/м2.

Пункт 44, 68, 95

Антисептическая глубокопроникающая акриловая грунтовка.

Плотность 1,00 - 1,02 при 200С, г/куб.см РН среды 7-9. Условная вязкость при температуре  ос по вискозиметру ВЗ-24б диаметром сопла 4 мм не менее 40-42 сек

Пункт 56

Герметик пенополиуретановый (пена монтажная)

Теплопроводность отвердевшей пены не менее 0,030 Вт/мк не более 0,040 Вт/мк.

 

 

Пункт 126

Лента изоляционная прорезиненная, ширина должна быть не менее 20 мм не более 30 мм, толщина должна быть более 0,2 менее 0,40 мм. марка ШОЛ или ТЮЛ или 2ШОЛ. тип или 2. Лента должна быть предназначена мя ведения электротехнических, электромонтажных и ремонтных работ и применяться в неагрессивных средах при температуре в диапазоне от минус ЗОС до плюс ЗООС. Лента должна быть обычной липкости. Лента односторонняя или двухсторонняя. Лента промышленного или широкого применения. Наружный диаметр рулона более 200 мм не допускается. Масса 1 м2 ленты от 200 г до 450 г. Разрывная нагрузка, кН/м (кгс/см), не менее 6. Должна соответствовать ГОСТ 2162-97

 

 

Пункты

 

Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая с зернистостью 40-25. Режущая способность 271-948 ммЗ/мин. Коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) должен быть не менее 0,75. Показатель прочности: в диапазоне от 0,5 до 14,0 мм/г. Шлифовальная шкурка должна изготовляться из нормального электрокорунда марок 15А или 14A или 1 ЗА либо белого электрокорунда марок 25А или 24.4 или 23А либо черного карбида кремния марок 55С или ЯС или 53С либо зеленого карбида кремния марок 64С или ЮС. Для изготовления шлифовальной шкурки должны применяться ткани по ГОСТ 3357 или по ГОСТ 19196: саржа специальная прочная или саржа средняя №1 или саржа утяжеленная гладкокрашеная или полудвунитка гладкокрашеная. Необходимо соответствие ГОСТ 13344-79

 

           

 

Согласно позиции заявителя, конкретные значения по установленным характеристикам возможно определить только в процессе испытаний при использовании материалов. Таким образом, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.

К тому же такие товары, как лента изоляционная, шкурка шлифовальная не влияют на качество выполняемой (выполненной) работы, поскольку используются в качестве вспомогательного (расходного) материала. Установить обладает ли результат работ свойствами, указанными в договоре (заявке победителя закупки), возможно только по результатам оценки (экспертизы) товаров, которые остаются у заказчика в наличии, по факту выполнения работ. Таковыми товарами лента изоляционная и шкурка шлифовальная не являются.

Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.

Так например по пункту 7 установлено требование о предоставлении конкретного показателя  предел прочности используемого товара при выполнении работ, где указаны показатели при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев не менее 25 Мпа, Модуль упругости при статическом изгибе вдоль волокон не менее 7000 Мпа, ударная вязкость при изгибе 34 КДж/м2, тогда как согласно "ГОСТ 3916.1-2018. Межгосударственный стандарт. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" данный показатель установлен неконкретно.

Данная позиция отражена также в Письме ФАС России от 1 июля 2016 года №ИА/44536/16 ФАС при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.

Таким образом, в случае установления Заказчиком требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара,  показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно, требования, установленные заказчиком к расходным материалам используемым при выполнении работ, являются избыточными и нарушают правило описания объекта закупки, в чем усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

2. Относительно довода заявителя, о том, что заказчиком были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик установил следующие требования:

Пункты 62,137

Краска водно-дисперсионная.

Массовая доля нелетучих веществ 53 – 59%/52 — 57%. рН краски 6,8 - 8,2/не менее 9,0. Укрывистость высушенной пленки не более 120 г/м2 или не более 140г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 ± 2) оС не менее 12 ч. Морозостойкость краски не менее 5 циклов. Степень перетира не более 30 или не более 70 мкм. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) ос не более 1 ч. Марка краски ВД-КЧ-26А или вд-ВА-224. воднодисперсионные краски должны быть пожаровзрывобезопасны. Краска должна соответствовать ГОСТ 28196-89

В аукционной документации в пункте 16.5. Инструкции по заполнению предложения с использованием товара указано:

Если в наименовании и описании объекта закупки устанавливаются несколько показателей, относящихся к объекту закупки, и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой и (или) знаками «и», «/», «,», «;» участником закупки должен быть предложен товар, с точно такими же значениями, сопровождаемые буквой и (или) знаками: «и», «/», «,», «;» соответственно, если иное не установлено настоящей инструкцией.

То есть исходя из требований заказчика, участнику необходимо выбрать одну марку краски, но при этом, указать характеристики (Массовая доля нелетучих веществ 53-59%/52 — 57%. РН краски 6,8 - 8,2/не менее 9,0.), соответствующие по ГОСТ 28196-89 (пункты 3,4 Таблицы 1) двум маркам краски.

При таких условиях значения, содержащиеся в аукционной документации, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТов, но, в свою очередь, соответствуют требованиям аукционной документации.

Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

Относительно довода о том, что о том, что заказчиком были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании пунктов 2, 29, 66, 85, 111, 131 в техническом задании.

Заказчик установил следующие требования:

Пункты 2, 29, 66, 85, 111,131

Раствор строительный ГОСТ 28013-98.

Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента.

В качестве заполнителя может быть применен песок для строительных работ по ГОСТ 8736; золы-уноса по ГОСТ 25818; золошлаковый песок по ГОСТ 25592; пористые пески по ГОСТ 25820; песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644; песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578. В качестве вяжущих материалов могут быть применены: гипсовые вяжущие по ГОСТ 125; известь строительную по ГОСТ 9179; портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178; цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266; цементы для строительных растворов по гост 25328.

 

В аукционной документации в пункте 16.5. Инструкции по заполнению предложения с использованием товара указано:

Если в наименовании и описании объекта закупки устанавливаются несколько показателей, относящихся к объекту закупки, и значения которого перечисляются и сопровождаются буквой и (или) знаками «и», «/», «,», «;» ) участником закупки должен быть приложен товар, с точно такими же значениями, сопровождаемые буквой и (или) знаками: «и». «/». «.». «:» соответственно, если иное не установлено настоящей инструкцией.

Вместе с тем, по ГОСТ 28013-98 п. 4.14.7 в качестве заполнителя следует применять:

песок для строительных работ по ГОСТ 8736;

золы-уноса по ГОСТ 25818;

золошлаковый песок по ГОСТ 25592;

пористые пески по ГОСТ 25820;

песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644;

песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578.

То есть, из положений государственного стандарта не следует, что раствор должен иметь в своем составе обязательно все виды заполнителя (возможно применение либо одного, либо другого заполнителя).

Кроме того, согласно документации, растворная смесь не должна содержать золыуноса более 20% массы цемента. То есть, участник вправе установить, что растворная смесь не будет содержать золы-уноса (0%). А с другой стороны, заказчик устанавливает исходя из толкования знака «;» согласно Инструкции по заполнению заявки, что зола-унос должна быть в составе в обязательном порядке.

При таких условиях значения, содержащиеся в аукционной документации, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТов, но, в свою очередь, соответствуют требованиям аукционной документации.

Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, нс соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вышеперечисленные нарушения заказчика исключают возможность формирования качественной заявки на участие в аукционе и не позволяют выбрать значения показателей товаров, удовлетворяющим и действующим стандартам, и требованиям аукционной документации.

Довод заявителя признан обоснованным.

К тому же, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Следовательно, законодатель в действующей редакции Закона о контрактной системе указал на то, что в случае если заказчик исходя из предмета закупки (оказание услуг), не получает конкретный товар в качестве предмета закупки (неоформленный акт приема-передачи товара), то он не может устанавливать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В составе первой части заявки на участие в закупке, участник должен приложить только согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги с использованием товаров.

В соответствии с пунктом 13.2. «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Учитывая, что предметом закупки является текущий ремонт помещений в корпусах А,Б,В,Г и УЛК  КГЭУ, требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара (материалов), используемых при выполнении работ является излишним, противоречащим требованиям аукционной документации, кроме того при подаче заявок все участники дают свое согласие на выполнение работ в полном соответствии с документацией заказчика.

В ходе внеплановой проверки по рассматриваемой закупке Комиссией установлено, что заказчиком были также нарушены положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункты 1 и 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения со стороны заказчика при описании объекта закупки и установлению требований к порядку подачи заявок в нарушение пункта части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, привели к ограничению конкуренции, что выразилось в отклонении 4 участников закупки. В ходе аукциона снижение было минимальным.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Ресурсфинстрой» (вх.2137/ж от 21.02.2019г.) на действия заказчика при проведении закупок, с номером извещения №0311100030320000001 на предмет: текущий ремонт помещений в корпусах А,Б,В,Г и УЛК  КГЭУ, обоснованной.

Признать заказчика – ФГБОУ ВО «КГЭУ» нарушившим  требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункты 1 и 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику – ФГБОУ ВО «КГЭУ» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны