Решение №04-04/1682 Решение по делу №016/07/3-166/2020 от 13 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1682 от 13.02.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Федерального казённого предприятия «Казанский завод точного машиностроения» – <…> (доверенность от 03.12.2020г. №437/26-5), оператора торговой площадки ООО «ЭТП» – <…> (доверенность от 18.11.2019г. №б/н), в отсутствии представителей ООО «Мир транспорта», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом (до перерыва – <…> (доверенность от 24.01.2020г. №20), рассмотрев жалобу ООО «Мир транспорта» (вх. №443/ж от 21.01.2020г.) на действия заказчика Федерального казённого предприятия «Казанский завод точного машиностроения» при проведении закупки №32008751710 на предмет: «Оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32008751710 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.01.2020 года.

Заказчик – Федеральное казённое предприятие «Казанский завод точного машиностроения».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 467 798,36 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о различных дате и времени окончания подачи заявок на участие, установленных в извещении о проведении закупки на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/ и на ЭТП http://etprf.ru.

Согласно части 12 статьи 3.3 Закона о закупках  оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках  для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 11 статьи 3.2 Закона о закупках  участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 10.01.2020 года заказчиком на электронной торговой площадке размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом.

Согласно извещение заказчиком установлены дата и время окончание срока подачи заявок: 20.01.2020г. в 09:00 (+03:00) (представлен скриншот).

Согласно извещению, опубликованному в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика)    20.01.2020г. в 10:00 (МСК).

Согласно пояснениям, заказчик на электронной торговой площадке заполнил форму извещения с указанием времени окончания подачи заявок на участие 20.01.2020г. в 9:00. Размещение на ЕИС осуществляет оператор электронной торговой площадки.

Согласно пояснения оператора ООО «ЭТП»  в соответствии с п.9.4 Регламента ООО «ЭТП», Заказчик на электронной торговой площадке заполняет форму извещения.

Пунктом 9.6 Регламента ООО «ЭТП », установлено, что в форме извещения о проведении процедуры закупки время окончания подачи заявок отображается по местному времени Заказчика и/или организатора торгов. АС Оператор автоматически указывает смещение местного времени относительно московского времени.

Согласно извещению, время окончания срока подачи заявок на электронной торговой площадки было указано 20.01.2020 г. 9.00 (+03.00), т.е. указано корректное время соответствующее местному времени и указывающее смещение относительно московского времени.

По какой причине на ЕИС отображалось не корректное время, оператор не может пояснить, ввиду того, не может отвечать за правильную и корректную работу ЕИС.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление различных даты и времени окончания подачи заявок на участие в извещении о проведении закупки на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/ и на ЭТП http://etprf.ru повлияли на возможность участника ООО «Мир транспорта» подать заявку на участие в запросе котировок. Установлено, что заявитель начал формирование своей заявки 20.01.2020г. в 08.52.48 (+03.00), все документы, прилагаемые к заявке, были загружены на ЭТП в 09.08.07 (+03.00), так как участник предполагал возможность подачи заявок до 10:00 (согласно информации, размещенной в единой информационной системе).

Учитывая, что участник не смог подать заявку из-за допущенной технической ошибки, тогда как намеревался это сделать, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя.

Вместе с тем, учитывая, что данная ошибка возникла по независящим от заказчика и оператора торговой площадки причинам, нарушений в действиях заказчика и оператора ЭТП не установлено, материалы для возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения не передавать.

Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства для восстановления нарушенных прав участника закупки ООО «Мир транспорта».

2. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком не учтены изменения, внесенные в Закон о лицензировании.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Казанский завод точного машиностроения», утвержденным от 19.07.2019г.

Пунктом 15 части 1 статьи 36 «Требования, предъявляемые к запросу котировок» Положения установлено, что извещение о запросе котировок должно содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Частью 2 статьи 36 Положения установлено, что при проведении запроса котировок в электронной форме информация, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть размещена в электронных документах, прилагаемых к извещению о проведении запроса котировок.

Техническим заданием на проведение торгов на предоставление услуги по перевозке работников завода пассажирским автобусом заказчиком установлены требования к участнику размещения заказа:

- Наличие лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек «на Регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении» в соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280;

- наличие сертификатов соответствия автобусов требованиям ространснадзора к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;

-  автобусы должны быть оборудованы тахографами и системами слежения ЭРА – ГЛОНАСС;

-автобусы должны быть оборудованы системами обогрева салона в зимнее время и кондиционирования в летнее время;

- автобусы должны быть собственностью перевозчика, в лизинге или долгосрочной ( не менее года) аренде;

- предоставляемый пассажирский автобус должен быть задублирован и в случае форс-мажоров (болезнь водителя,  ДТП,  поломка и т. п.) вместо основного автобуса предоставляется подменный в течение 30 минут;

- автобусы должны быть выпуска не ранее 2012 года;

- автобусы должны подаваться чистые, салоны убранные, в темное время освещенные;

- водители должны пройти предрейсовый и послерейсовый осмотр согласно действующему законодательству (Приказ от 15 декабря 2014 г. № 835н)

- водители должны соответствовать требованиям ПДД и Правилам перевозки людей автобусами, иметь опрятный внешний вид.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» утверждено «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что требование заказчика о наличии лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» установлено в недействующей редакции Закона о лицензировании (редакция №26 от 27.12.2018г.).

С 01.03.2019 вместо вида деятельности, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, осуществляется лицензирование перевозок пассажиров и иных лиц автобусами. Для перевозок пассажиров и иных лиц, юрлица и ИП должны получить лицензию до 29.06.2019. После этой даты такие перевозки без лицензии не допускаются. При намерении приступить к таким перевозкам до 29.06.2019, необходимо получить лицензию до начала их осуществления (ФЗ от 30.10.2018 N 386-ФЗ).

Согласно пояснениям заказчика, в требованиях к участнику указано неверное наименование лицензии. Вместе с тем, требования к получению лицензии, лицензиатам являются идентичными.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя является обоснованным, требование к участнику закупки о наличии лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек является неправомерным.

Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 15 части 1 статьи 36 Положения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Мир транспорта» (вх. №443/ж от 21.01.2020г.) на действия заказчика Федерального казённого предприятия «Казанский завод точного машиностроения» при проведении закупки №32008751710 на предмет: «Оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом», обоснованной.

Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 15 части 1 статьи 36 ФКП «Казанский завод точного машиностроения», утвержденным от 19.07.2019г..

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны