Решение №АР-05/7811 Решение по делу № 016/01/13-1934/2021 от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АР-05/7811 от 20.06.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/13-1934/2021 в отношении ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) по признакам нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность,

-              представителя ООО «Союз Св. Иоанна Воина»: <…> (доверенность № <…> от <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) (вх.№ 9480/ж от 13.07.2021) по вопросу непринятия ООО «Союз Св. Иоанна Воина» условия о повышении отпускных цен.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

По результатам рассмотрения обращения, изучения доводов ООО «КРК Казань» и ООО «Союз Св. Иоанна Воина», а также представленных материалов, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

I.             ООО «Союз Св. Иоанна Воина» осуществляет торговую деятельность на территории Республики Татарстан через торговые объекты под единым коммерческим обозначением «Верный», число которых за 2020 финансовый год составило <…> общей площадью <…> м2.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Фактически осуществляемая деятельность ООО «Союз Св. Иоанна Воина» заключается в осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети (в значении, придаваемом этому понятию в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Частью 4.1 статьи 1 Закона о торговле предусмотрено, что положения статей 13 и 14 данного закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно имеющимся у Татарстанского УФАС России сведениям, выручка, полученная ООО «Союз Св. Иоанна Воина» от реализации продовольственных товаров на территории Республики Татарстан за 2020 год составила: <…> руб., из них на территории города Казань: <…> руб.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» осуществляет торговую деятельность через организованную им торговую сеть, в связи с чем, на ООО «Союз Св. Иоанна Воина» распространяются положения Закона о торговле, в том числе положения статьи 13 указанного закона.

II.            Согласно поступившему обращению между Обществом с ограниченной ответственностью «Союз Святого Иоанна Воина» (ИНН 7729705354; далее – ООО «Союз Св. Иоанна Воина») и Обществом с ограниченной ответственностью «КРК Казань» (ИНН 1657232994) заключен Договор поставки № <…> от <…>.

Согласно абзацам 3,4 пункта 7.3 Договора поставки № <…> от <…> «Цены, указанные в Приложении № 1, могут быть изменены в сторону увеличения, не чаще 1 (одного) раза в квартал, если иное не согласовано Сторонами в отдельном соглашении.

Поставщик должен по электронной почте на электронный адрес уполномоченного сотрудника Покупателя направить письменное уведомление об изменении цены. Уведомление об изменении цены составляется Поставщиком в виде новой редакции Приложения №1 с указанием даты составления данной редакции и в срок не менее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты ожидаемого введения новых цен, если иное не оговорено Сторонами. Документы направляются Покупателю с обязательным обоснованием причины увеличения цены, а также процента изменения цены.»

16.03.2021 ООО «КРК Казань» в целях исполнения договорных отношений, а именно вышеуказанного пункта 7.3 Договора поставки № <…> от <…> направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» по электронной почте на электронный адрес уполномоченного сотрудника уведомление об изменении цены исх.№ 37 от 15.03.2021 и Приложение №1 к вышеуказанному договору в новой редакции с указанием даты составления, обоснованием причины увеличения цены, а также процентов изменения цены.

ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не представило ответ о принятом решении в течении 30 дней согласно условиям договора.

27.04.2021 ООО «КРК Казань» направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» для рассмотрения повторное Уведомление исх.№ 39 и Приложение № 1 к вышеуказанному договору в новой редакции и просьбой согласовать изменение цен на продукцию. Однако ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не представило ответ о принятом решении и на повторное уведомление в течении 30 дней согласно условиям договора.

Согласно обращению, в результате непринятия торговой сетью условия о повышении отпускных цен ООО «КРК Казань» в целях продолжения сотрудничества вынуждено поставлять товар по невыгодным ценам, которые ниже цен, установленных для иных контрагентов поставщика. Тем самым торговая сеть получила неконкурентные преимущества перед иными компаниями.

Антимонопольным органом установлено, что в рамках реализации договора поставки № <…> от <…> поставщик ООО «КРК Казань» поставлял в адрес торговой сети «Верный» (ООО «Союз Св. Иоанна Воина») следующую продукцию согласно спецификации от <…> (Приложение №1 к договору):

№ п/п

Наименование товара (номенклатура)

Цена за единицу товара без НДС, руб.

Цена за единицу товара включая НДС, руб.

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что последнее изменение цен на продукцию ООО «КРК Казань» было согласовано в апреле 2020 года, тогда как в соответствии с пунктом 7.3 Договора поставки № <…> от <…> такие изменения в повышении цены допускаются ежеквартально по согласованию сторон.

По мнению заявителя в поведении торговой сети присутствуют навязывание невыгодных условий при согласовании отпускных цен на продукцию, поскольку бездействие торговой сети, выраженное в том, что оно оставляло без ответа уведомления о повышении цен на продукцию, послужило угрозой прекращения договора.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Договора поставки № <…> от <…> ООО «КРК Казань» было вынуждено направить в адрес ООО «Союз Святого Иоанна Воина» письмо № <…> от <…> с просьбой расторгнуть договор по соглашению сторон.

Заявитель отмечает, что представитель ООО «Союз Святого Иоанна Воина» в ходе телефонного разговора сообщил, что Соглашение о расторжении договора по соглашению сторон с их стороны подписано не будет.

Вышеописанное поведение хозяйствующего субъекта привело к тому, что ООО «КРК Казань» было вынуждено участвовать в правоотношениях на невыгодных для себя условиях и <…> ООО «КРК Казань» направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» в соответствии с пунктом 8.1 Договора поставки № <…> от <…> уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке за 90 дней до момента расторжения.

Согласно письменным пояснениям ООО «Союз Св. Иоанна Воина» условиями договора поставки № <…> от <…> и пункта 4.3 Дополнительного соглашения по EDI (применение сторонами электронного документооборота) предусмотрен порядок изменения отпускных цен Поставщика, включающий, помимо уведомления об изменении, направление Поставщиком EDI-документа – Спецификации (PRIKAT), подписанной УКЭП, с новыми ценами в систему электронного документооборота.

После проведения Покупателем проверки данного документа на предмет соответствия требованиям Договора поставки и обоснованности изменения цены, Покупатель, в случае согласия, производит их подписание УКЭП и направляет в адрес Поставщика соответствующее уведомление.

Кроме того, Покупателем был проведен мониторинг действующих на период март-май 2021 года цен на продукцию Поставщика, сложившихся на рынке, по итогам которого не было выявлено увеличение розничных цен на продукцию Поставщика (что однозначно являлось бы прямым следствием увеличения отпускных цен Поставщика, подтверждающих общую тенденцию на увеличение цен на его продукцию в торговых точках, Покупателю было отказано.

Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что представленная в ответ на запрос информации ООО «Союз Св. Иоанна Воина» электронная корреспонденция с ООО «КРК Казань» свидетельствует о том, что отсутствие направленного EDI-документа – Спецификации (PRIKAT) со стороны ООО «КРК Казань» не являлось основанием для непринятия торговой сетью уведомления о повышении отпускных цен, так как согласование цен фактически происходит посредством направления писем и документов посредством электронной почты.

Антимонопольным органом установлено, что в ответ на направленное уведомление исх.№ <…> от <…> сотрудником ООО «Союз Св. Иоанна Воина» было лишь указано на необходимость направления измененных цен в «эксель формате».

Частью 1 статьи 13 Закона о торговле установлен ряд запретов в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Подпунктом «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона торговле установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается навязывать контрагенту условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Татарстанским УФАС России установлено, что иные контрагенты ООО «КРК Казань» приняли повышение цен, в частности:

-              20 декабря 2020 года новая спецификация с повышением цен на 5% была согласована с <…>;

-              22 декабря 2020 года – с <…>;

-              01 апреля 2021 года – с <…>.

Вместе с тем, ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не согласовало и оставило без ответа уведомление ООО «КРК Казань» исх.№ <…> от <…> (повторное исх.№ <…> от <…>), продолжило приобретать товар по ранее действующим ценам, являющимися ниже отпускных цен, действующих для иных контрагентов, и невыгодных для заявителя.

Арбитражным судом Поволжского округа в своем Постановлении от 09.09.2021 N Ф06-67051/2020 по делу N А49-13213/2019 указывается: «Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства, под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Для установления факта навязывания необходимо установление дополнительных обстоятельств. К таким обстоятельствам может быть отнесено: угрозы незаключения или прекращения договора, угрозы наступления негативных последствий…

Судами принято во внимание, что именно торговые сети на рынке реализации продовольственных товар играют ведущую роль не только по отношению к потребителям, но и по отношению к поставщикам. Поставщики стремятся к заключению договора с торговой сетью, что дает возможность обеспечить постоянный сбыт своей продукции.»

В соответствии с заявлением ООО «КРК Казань», в результате непринятия ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомления о повышении отпускных цен, направленного ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994), <…> в соответствии с пунктом 8.1 Договора поставки № <…> от <…> поставщик направил в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке за 90 дней до момента расторжения.

Таким образом, указывалось на реальную угрозу прекращения договорных отношений между ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) и ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994).

Учитывая вышеизложенное, в ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России установлено, что в действиях (бездействии) ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354), выразившихся в непринятии обществом уведомления о повышении отпускных цен, направленного ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) имеются признаки нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 20.10.2021 №01/285-к о возбуждении дела № 016/01/13-1934/2021 в отношении ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) по признакам нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что с 01.06.2021 ООО «КРК Казань» начало расторгать договоры поставки со всеми торговыми сетями-покупателями товара. Последний договор был расторгнут 30.09.2021.

Согласно устным пояснениям представителя ООО «КРК Казань» это связано с перепрофилированием организации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что вне зависимости от рассмотрения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомления ООО «КРК Казань» об изменении цен на продукцию, поставщик ООО «КРК Казань» планировало расторжение договора во второй половине 2021 года со всеми контрагентами, не только с ООО «Союз Св. Иоанна Воина», что подтверждается фактическими обстоятельствами по делу.

В целях всестороннего, объективного и полного исследования доказательств по делу Комиссией Татарстанского УФАС России была изучена информация о рассмотрении Обществом уведомлений о повышении цен на продукцию, поступивших от других поставщиков продовольственных товаров на территории Республики Татарстан за 2020-2021гг.

Комиссией было установлено, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» рассматривает заявления поставщиков об изменении цен на продукцию в течение длительного времени не только в отношении ООО «КРК Казань», но и ряда других поставщиков, следовательно, в действиях ООО «Союз Св. Иоанна Воина» отсутствуют действия, свидетельствующие о намеренном поведении общества в целях ущемления прав и законных интересов определенного поставщика продовольственных товаров – ООО «КРК Казань».

Кроме того, стоит отметить, что ненадлежащее исполнение ООО «Союз Св. Иоанна Воина» обязанностей по рассмотрению уведомлений о повышении цен на продукцию в соответствии с заключенным договором поставки может быть рассмотрен в судебном порядке путем обращения в арбитражный суд.

Комиссией установлено, что несмотря на отсутствие изменений закупочной цены на продукцию ООО «КРК Казань», ООО «Союз Св. Иоанна Воина» систематически меняло цену на данную продукцию в своих торговых объектах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России были исследованы сведения иных торговых сетей-контрагентов ООО «КРК Казань» о приобретении продовольственных товаров у поставщика (количество, средняя цена и общая стоимость) и ценах последующей розничной реализации данных товаров.

По результатам анализа предоставленной информации, Татарстанским УФАС России каких-либо преимуществ относительно других торговых сетей-контрагентов ООО «КРК Казань» не установлено, факт установления и поддержания минимальных цен для ООО «Союз Св. Иоанна Воина» путем несогласования повышения цен ООО «КРК Казань» не подтвержден фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу №016/01/13-1934/2021, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу доказательств не является достаточной для вывода о том, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) понудило ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысил минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России при рассмотрении дела №016/01/13-1934/2021 признаки нарушения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не подтверждены, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчика не могут быть квалифицированы как нарушение подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 016/01/13-1934/2021 по признакам нарушения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.  

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Исх.№ АР-05/7811 от 20.06.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/13-1934/2021 в отношении ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) по признакам нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность,

-              представителя ООО «Союз Св. Иоанна Воина»: <…> (доверенность № <…> от <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) (вх.№ 9480/ж от 13.07.2021) по вопросу непринятия ООО «Союз Св. Иоанна Воина» условия о повышении отпускных цен.

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

По результатам рассмотрения обращения, изучения доводов ООО «КРК Казань» и ООО «Союз Св. Иоанна Воина», а также представленных материалов, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

I.             ООО «Союз Св. Иоанна Воина» осуществляет торговую деятельность на территории Республики Татарстан через торговые объекты под единым коммерческим обозначением «Верный», число которых за 2020 финансовый год составило <…> общей площадью <…> м2.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Фактически осуществляемая деятельность ООО «Союз Св. Иоанна Воина» заключается в осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети (в значении, придаваемом этому понятию в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Частью 4.1 статьи 1 Закона о торговле предусмотрено, что положения статей 13 и 14 данного закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно имеющимся у Татарстанского УФАС России сведениям, выручка, полученная ООО «Союз Св. Иоанна Воина» от реализации продовольственных товаров на территории Республики Татарстан за 2020 год составила: <…> руб., из них на территории города Казань: <…> руб.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» осуществляет торговую деятельность через организованную им торговую сеть, в связи с чем, на ООО «Союз Св. Иоанна Воина» распространяются положения Закона о торговле, в том числе положения статьи 13 указанного закона.

II.            Согласно поступившему обращению между Обществом с ограниченной ответственностью «Союз Святого Иоанна Воина» (ИНН 7729705354; далее – ООО «Союз Св. Иоанна Воина») и Обществом с ограниченной ответственностью «КРК Казань» (ИНН 1657232994) заключен Договор поставки № <…> от <…>.

Согласно абзацам 3,4 пункта 7.3 Договора поставки № <…> от <…> «Цены, указанные в Приложении № 1, могут быть изменены в сторону увеличения, не чаще 1 (одного) раза в квартал, если иное не согласовано Сторонами в отдельном соглашении.

Поставщик должен по электронной почте на электронный адрес уполномоченного сотрудника Покупателя направить письменное уведомление об изменении цены. Уведомление об изменении цены составляется Поставщиком в виде новой редакции Приложения №1 с указанием даты составления данной редакции и в срок не менее, чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты ожидаемого введения новых цен, если иное не оговорено Сторонами. Документы направляются Покупателю с обязательным обоснованием причины увеличения цены, а также процента изменения цены.»

16.03.2021 ООО «КРК Казань» в целях исполнения договорных отношений, а именно вышеуказанного пункта 7.3 Договора поставки № <…> от <…> направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» по электронной почте на электронный адрес уполномоченного сотрудника уведомление об изменении цены исх.№ 37 от 15.03.2021 и Приложение №1 к вышеуказанному договору в новой редакции с указанием даты составления, обоснованием причины увеличения цены, а также процентов изменения цены.

ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не представило ответ о принятом решении в течении 30 дней согласно условиям договора.

27.04.2021 ООО «КРК Казань» направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» для рассмотрения повторное Уведомление исх.№ 39 и Приложение № 1 к вышеуказанному договору в новой редакции и просьбой согласовать изменение цен на продукцию. Однако ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не представило ответ о принятом решении и на повторное уведомление в течении 30 дней согласно условиям договора.

Согласно обращению, в результате непринятия торговой сетью условия о повышении отпускных цен ООО «КРК Казань» в целях продолжения сотрудничества вынуждено поставлять товар по невыгодным ценам, которые ниже цен, установленных для иных контрагентов поставщика. Тем самым торговая сеть получила неконкурентные преимущества перед иными компаниями.

Антимонопольным органом установлено, что в рамках реализации договора поставки № <…> от <…> поставщик ООО «КРК Казань» поставлял в адрес торговой сети «Верный» (ООО «Союз Св. Иоанна Воина») следующую продукцию согласно спецификации от <…> (Приложение №1 к договору):

№ п/п

Наименование товара (номенклатура)

Цена за единицу товара без НДС, руб.

Цена за единицу товара включая НДС, руб.

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что последнее изменение цен на продукцию ООО «КРК Казань» было согласовано в апреле 2020 года, тогда как в соответствии с пунктом 7.3 Договора поставки № <…> от <…> такие изменения в повышении цены допускаются ежеквартально по согласованию сторон.

По мнению заявителя в поведении торговой сети присутствуют навязывание невыгодных условий при согласовании отпускных цен на продукцию, поскольку бездействие торговой сети, выраженное в том, что оно оставляло без ответа уведомления о повышении цен на продукцию, послужило угрозой прекращения договора.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Договора поставки № <…> от <…> ООО «КРК Казань» было вынуждено направить в адрес ООО «Союз Святого Иоанна Воина» письмо № <…> от <…> с просьбой расторгнуть договор по соглашению сторон.

Заявитель отмечает, что представитель ООО «Союз Святого Иоанна Воина» в ходе телефонного разговора сообщил, что Соглашение о расторжении договора по соглашению сторон с их стороны подписано не будет.

Вышеописанное поведение хозяйствующего субъекта привело к тому, что ООО «КРК Казань» было вынуждено участвовать в правоотношениях на невыгодных для себя условиях и <…> ООО «КРК Казань» направило в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» в соответствии с пунктом 8.1 Договора поставки № <…> от <…> уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке за 90 дней до момента расторжения.

Согласно письменным пояснениям ООО «Союз Св. Иоанна Воина» условиями договора поставки № <…> от <…> и пункта 4.3 Дополнительного соглашения по EDI (применение сторонами электронного документооборота) предусмотрен порядок изменения отпускных цен Поставщика, включающий, помимо уведомления об изменении, направление Поставщиком EDI-документа – Спецификации (PRIKAT), подписанной УКЭП, с новыми ценами в систему электронного документооборота.

После проведения Покупателем проверки данного документа на предмет соответствия требованиям Договора поставки и обоснованности изменения цены, Покупатель, в случае согласия, производит их подписание УКЭП и направляет в адрес Поставщика соответствующее уведомление.

Кроме того, Покупателем был проведен мониторинг действующих на период март-май 2021 года цен на продукцию Поставщика, сложившихся на рынке, по итогам которого не было выявлено увеличение розничных цен на продукцию Поставщика (что однозначно являлось бы прямым следствием увеличения отпускных цен Поставщика, подтверждающих общую тенденцию на увеличение цен на его продукцию в торговых точках, Покупателю было отказано.

Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что представленная в ответ на запрос информации ООО «Союз Св. Иоанна Воина» электронная корреспонденция с ООО «КРК Казань» свидетельствует о том, что отсутствие направленного EDI-документа – Спецификации (PRIKAT) со стороны ООО «КРК Казань» не являлось основанием для непринятия торговой сетью уведомления о повышении отпускных цен, так как согласование цен фактически происходит посредством направления писем и документов посредством электронной почты.

Антимонопольным органом установлено, что в ответ на направленное уведомление исх.№ <…> от <…> сотрудником ООО «Союз Св. Иоанна Воина» было лишь указано на необходимость направления измененных цен в «эксель формате».

Частью 1 статьи 13 Закона о торговле установлен ряд запретов в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Подпунктом «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Закона торговле установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается навязывать контрагенту условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Татарстанским УФАС России установлено, что иные контрагенты ООО «КРК Казань» приняли повышение цен, в частности:

-              20 декабря 2020 года новая спецификация с повышением цен на 5% была согласована с <…>;

-              22 декабря 2020 года – с <…>;

-              01 апреля 2021 года – с <…>.

Вместе с тем, ООО «Союз Св. Иоанна Воина» не согласовало и оставило без ответа уведомление ООО «КРК Казань» исх.№ <…> от <…> (повторное исх.№ <…> от <…>), продолжило приобретать товар по ранее действующим ценам, являющимися ниже отпускных цен, действующих для иных контрагентов, и невыгодных для заявителя.

Арбитражным судом Поволжского округа в своем Постановлении от 09.09.2021 N Ф06-67051/2020 по делу N А49-13213/2019 указывается: «Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства, под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Для установления факта навязывания необходимо установление дополнительных обстоятельств. К таким обстоятельствам может быть отнесено: угрозы незаключения или прекращения договора, угрозы наступления негативных последствий…

Судами принято во внимание, что именно торговые сети на рынке реализации продовольственных товар играют ведущую роль не только по отношению к потребителям, но и по отношению к поставщикам. Поставщики стремятся к заключению договора с торговой сетью, что дает возможность обеспечить постоянный сбыт своей продукции.»

В соответствии с заявлением ООО «КРК Казань», в результате непринятия ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомления о повышении отпускных цен, направленного ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994), <…> в соответствии с пунктом 8.1 Договора поставки № <…> от <…> поставщик направил в адрес ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке за 90 дней до момента расторжения.

Таким образом, указывалось на реальную угрозу прекращения договорных отношений между ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) и ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994).

Учитывая вышеизложенное, в ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России установлено, что в действиях (бездействии) ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354), выразившихся в непринятии обществом уведомления о повышении отпускных цен, направленного ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) имеются признаки нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 20.10.2021 №01/285-к о возбуждении дела № 016/01/13-1934/2021 в отношении ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) по признакам нарушения подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что с 01.06.2021 ООО «КРК Казань» начало расторгать договоры поставки со всеми торговыми сетями-покупателями товара. Последний договор был расторгнут 30.09.2021.

Согласно устным пояснениям представителя ООО «КРК Казань» это связано с перепрофилированием организации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что вне зависимости от рассмотрения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» уведомления ООО «КРК Казань» об изменении цен на продукцию, поставщик ООО «КРК Казань» планировало расторжение договора во второй половине 2021 года со всеми контрагентами, не только с ООО «Союз Св. Иоанна Воина», что подтверждается фактическими обстоятельствами по делу.

В целях всестороннего, объективного и полного исследования доказательств по делу Комиссией Татарстанского УФАС России была изучена информация о рассмотрении Обществом уведомлений о повышении цен на продукцию, поступивших от других поставщиков продовольственных товаров на территории Республики Татарстан за 2020-2021гг.

Комиссией было установлено, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» рассматривает заявления поставщиков об изменении цен на продукцию в течение длительного времени не только в отношении ООО «КРК Казань», но и ряда других поставщиков, следовательно, в действиях ООО «Союз Св. Иоанна Воина» отсутствуют действия, свидетельствующие о намеренном поведении общества в целях ущемления прав и законных интересов определенного поставщика продовольственных товаров – ООО «КРК Казань».

Кроме того, стоит отметить, что ненадлежащее исполнение ООО «Союз Св. Иоанна Воина» обязанностей по рассмотрению уведомлений о повышении цен на продукцию в соответствии с заключенным договором поставки может быть рассмотрен в судебном порядке путем обращения в арбитражный суд.

Комиссией установлено, что несмотря на отсутствие изменений закупочной цены на продукцию ООО «КРК Казань», ООО «Союз Св. Иоанна Воина» систематически меняло цену на данную продукцию в своих торговых объектах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России были исследованы сведения иных торговых сетей-контрагентов ООО «КРК Казань» о приобретении продовольственных товаров у поставщика (количество, средняя цена и общая стоимость) и ценах последующей розничной реализации данных товаров.

По результатам анализа предоставленной информации, Татарстанским УФАС России каких-либо преимуществ относительно других торговых сетей-контрагентов ООО «КРК Казань» не установлено, факт установления и поддержания минимальных цен для ООО «Союз Св. Иоанна Воина» путем несогласования повышения цен ООО «КРК Казань» не подтвержден фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу №016/01/13-1934/2021, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что совокупность установленных по делу доказательств не является достаточной для вывода о том, что ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) понудило ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысил минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России при рассмотрении дела №016/01/13-1934/2021 признаки нарушения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не подтверждены, в связи с чем, рассматриваемые в рамках дела действия ответчика не могут быть квалифицированы как нарушение подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 016/01/13-1934/2021 по признакам нарушения ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (ИНН 7729705354) подпункта «г» пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в понуждении ООО «КРК Казань» (ИНН 1657232994) к исполнению условий о поддержании цен на уровне, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.  

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны