Решение №АЯ-06/7634 Решение по делу №016/01/16-366/2021 от 25 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/7634 от 25.06.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Рассмотрев дело №016/01/16-366/2021 в отношении Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648037154) (далее-Исполнительный комитет) и ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» (ИНН 1648043158) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции, что выразилось в систематической передаче на протяжении 2017-2020 годов Исполнительным комитетом ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» объектов холодного водоснабжения и водоотведения без проведения конкурентных процедур в безвозмездное пользование, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в присутствии

-руководителя Исполнительного комитета <…>,

-директора ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» <…>,

-представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам <…>, специалистов Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам  <…>, <…>,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела послужило обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан поступило обращение (вх.№ 13643 от 30.09.2020) по вопросу отказа ООО «Нижневязовский жилкомсервис» в регистрации прибора учёта.

В ходе рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России также установлено, что 01 сентября 2020 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №60 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого  Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 договора №60 безвозмездного пользования имуществом от 01 сентября 2020 года Имущество передаётся в безвозмездное пользование по настоящему договору до момента заключения концессионного соглашения, но не более чем на 11 месяцев.

Согласно приложению №1 к договору №60 безвозмездного пользования имуществом от 01 сентября 2020 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующие объекты холодного водоснабжения и водоотведения:

-ВНБ ул. Ютазинская, кадастровый номер 16:20:00000:2845;

-ВНБ ул. Колхозная, кадастровый номер 16:20:021601:30;

-ВНБ, ул. Набережная, кадастровый номер 16:20:020202:142;

-ВНБ д. Мизиново, кадастровый номер 16:20:000000:3361;

-ВНБ д. Бритвино, кадастровый номер 16:20:150203:137;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, кадастровый номер 16:20:150902:70;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, кадастровый номер 16:20:150901:32;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, кадастровый номер 16:20:150901:33;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км. (кадастровые номера: 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031);

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, кадастровый номер 16:20:000000:3321;

-канализационная насосная станция, кадастровый номер 16:20:000000:3055;

-очистные сооружения, кадастровый номер 16:20:000000:4031.

В связи с изложенным Татарстанское УФАС России направило запрос информации в адрес ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (исх.№АЯ-06/16964 от 25.12.2020). ООО «Нижневязовский жилкомсервис» представило ответ (вх.№590 от 19.01.2021). Изучив представленную ООО «Нижневязовский жилкомсервис» информацию, Татарстанское УФАС России установило следующе.

29 декабря 2016 года Исполнительный комитет обратился в ООО «Нижневязовский жилкомсервис» с просьбой о заключении договора безвозмездного пользования имуществом с 01 января 2017 года в целях бесперебойного обеспечения Нижневязовского городского поселения холодной водой и водоотведением (исх.№03-12/1509 от 29.12.2016).

26 января 2017 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» был заключён договор №1 безвозмездного пользования и хранения, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский Жилкомсервис») в безвозмездное временное пользование имущество, указанное в Приложении №1, именуемое в дальнейшем «Имущество», а Ссудополучатель обязуется принять Имущество, использовать его по прямому назначению, вернуть Имущество в том состоянии, в каком оно получено с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном настоящим договором.

Срок действия договора: с 01 января 2017 года по 30 ноября 2017 года.

Согласно приложению №1 к договору №1 безвозмездного пользования и хранения от 26 января 2017 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующее имущество:

-административное здание (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.5);

-административное здание (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Куйбышева, д.20);

-гараж (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.70);

-ВНБ ул. Ютазинская, год ввода в эксплуатацию-1991 год;

-ВНБ ул. Колхозная, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ, ул. Набережная, год ввода в эксплуатацию-2000 год;

-ВНБ д. Мизиново, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ д. Бритвино, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км., год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная насосная станция, год ввода в эксплуатацию- 2003 год;

-очистные сооружения, год ввода в эксплуатацию- 1978 год;

-трактор Беларусь 1221,2;

-А/м КО-503В;

01 сентября 2017 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №4 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору №4 безвозмездного пользования имуществом от 01 сентября 2017 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» скважину (с. Исаково). Год ввода в эксплуатацию- 2017 год.

01 декабря 2017 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №1/12 безвозмездного пользования и хранения, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский Жилкомсервис») в безвозмездное временное пользование имущество, указанное в Приложении №1, именуемое в дальнейшем «Имущество», а Ссудополучатель обязуется принять Имущество, использовать его по прямому назначению, вернуть Имущество в том состоянии, в каком оно получено с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном настоящим договором.

Срок действия договора: с 01 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Согласно приложению №1 к договору №1/12 безвозмездного пользования и хранения от 01 декабря 2017 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующее имущество:

-административное здание (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.5);

-административное здание (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Куйбышева, д.20);

-гараж (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.70);

-ВНБ ул. Ютазинская, год ввода в эксплуатацию-1991 год;

-ВНБ ул. Колхозная, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ, ул. Набережная, год ввода в эксплуатацию-2000 год;

-ВНБ д. Мизиново, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ д. Бритвино, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км., год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная насосная станция, год ввода в эксплуатацию- 2003 год;

-очистные сооружения, год ввода в эксплуатацию- 1978 год;

-трактор Беларусь 1221,2;

-А/м КО-503В;

-трактор Т-150;

-А/м УАЗ-390945;

-Chevrolet lanos;

-А/м КО440-2;

-полуприцеп;

-отвал на трактор;

-трансформатор КТП 160;

-оборудование котельной (п.г.т. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.70);

01 января 2018 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №04 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору №04 безвозмездного пользования имуществом от 01 января 2018 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующее имущество:

-ВНБ ул. Ютазинская, год ввода в эксплуатацию-1991 год;

-ВНБ ул. Колхозная, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ, ул. Набережная, год ввода в эксплуатацию-2000 год;

-ВНБ д. Мизиново, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ д. Бритвино, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км., год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная насосная станция, год ввода в эксплуатацию- 2003 год;

-очистные сооружения, год ввода в эксплуатацию- 1978 год;

01 августа 2018 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №148 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору №148 безвозмездного пользования имуществом от 01 августа 2018 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» скважину (с. Исаково). Год ввода в эксплуатацию- 2017 год.

01 декабря 2018 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №157 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору №157 безвозмездного пользования имуществом Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующее имущество:

-ВНБ ул. Ютазинская, год ввода в эксплуатацию-1991 год;

-ВНБ ул. Колхозная, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ, ул. Набережная, год ввода в эксплуатацию-2000 год;

-ВНБ д. Мизиново, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-ВНБ д. Бритвино, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, год ввода в эксплуатацию- 2013 год;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, год ввода в эксплуатацию-2013 год;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км., год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, год ввода в эксплуатацию- неизвестен;

-канализационная насосная станция, год ввода в эксплуатацию- 2003 год;

-очистные сооружения, год ввода в эксплуатацию- 1978 год.

01 июля 2019 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №72 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору №72 безвозмездного пользования имуществом от 01 июля 2019 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» скважину (с. Исаково). Год ввода в эксплуатацию- 2017 год.

01 ноября 2019 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №80  безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев.  Согласно приложению №1 к договору безвозмездного пользования имуществом от 01 ноября 2019 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» следующие объекты:

-ВНБ ул. Ютазинская, кадастровый номер 16:20:00000:2845;

-ВНБ ул. Колхозная, кадастровый номер 16:20:021601:30;

-ВНБ, ул. Набережная, кадастровый номер 16:20:020202:142;

-ВНБ д. Мизиново, кадастровый номер 16:20:000000:3361;

-ВНБ д. Бритвино, кадастровый номер 16:20:150203:137;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, кадастровый номер 16:20:150902:70;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, кадастровый номер 16:20:150901:32;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, кадастровый номер 16:20:150901:33;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км. (кадастровые номера: 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031);

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, кадастровый номер 16:20:000000:3321;

-канализационная насосная станция, кадастровый номер 16:20:000000:3055;

-очистные сооружения, кадастровый номер 16:20:0000004031.

01 июня 2020 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён договор №34 безвозмездного пользования имуществом, согласно пункту 1.1 которого Ссудодатель (Исполнительный комитет) передаёт Ссудополучателю (ООО «Нижневязовский жилкомсервис») имущество, указанное в Приложении №1 настоящего Договора во временное безвозмездное пользование, а Ссудополучатель обязуется использовать его по прямому назначению и вернуть это Имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учётом нормального износа.

Согласно пункту 4.1 данного договора имущество передаётся в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев. Согласно приложению №1 к договору №34 от 01 июня 2020 года безвозмездного пользования имуществом от 01 июля 2019 года Исполнительный комитет передал ООО «Нижневязовский жилкомсервис» скважину (с. Исаково). Год ввода в эксплуатацию- 2017 год.

01 сентября 2020 года между Исполнительным комитетом и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» заключён уже упомянутый договор №60 безвозмездного пользования имуществом.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, Исполнительный комитет систематически на протяжении 2017-2020 годов без проведения конкурентных процедур предоставляет в безвозмездное пользование ООО «Нижневязовский жилкомсервис» объекты холодного водоснабжения, а именно:

-ВНБ ул. Ютазинская, кадастровый номер 16:20:00000:2845;

-ВНБ ул. Колхозная, кадастровый номер 16:20:021601:30;

-ВНБ, ул. Набережная, кадастровый номер 16:20:020202:142;

-ВНБ д. Мизиново, кадастровый номер 16:20:000000:3361;

-ВНБ д. Бритвино, кадастровый номер 16:20:150203:137;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Первомайская, кадастровый номер 16:20:150902:70;

-ВНБ д.Ходяшево, ул. Садовая, кадастровый номер 16:20:150901:32;

-ВНБ д. Ходяшево, ул. Светлая, кадастровый номер 16:20:150901:33;

-водопроводная сеть общей протяжённостью 34,1 км. (кадастровые номера: 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031);

-канализационная сеть общей протяжённостью 3,9 км, кадастровый номер 16:20:000000:3321;

-канализационная насосная станция, кадастровый номер 16:20:000000:3055;

-очистные сооружения, кадастровый номер 16:20:0000004031.

- скважин (с. Исаково).

Причём передача объектов холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Нижневязовский жилкомсервис» осуществляется по инициативе Исполнительного комитета, что следует из письма Исполнительного комитета от 29 декабря 2016 года  (исх.№03-12/1509 от 29.12.2016).

 Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Указанная передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 6  статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее- Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, объекты водоснабжения и водоотведения, переданные по вышеуказанным договорам без проведения конкурса на безвозмездной основе, могли быть переданы исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, так как срок, исчисляемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения и датой передачи данных объектов эксплуатирующей организации, составляет более 5 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

В соответствии счастью 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении и водоотведении устанавливает, что договор аренды объектов водоснабжения должен содержать условие о размере арендной платы.

Следовательно, безвозмездная передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, Исполнительный комитет на протяжении 2017-2020 годов без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур передавал в безвозмездное пользование одной и той же организации (ООО «Нижневязовский Жтлкомсервис») объекты холодного водоснабжения и водоотведения.

Определением о назначении дела №016/01/16-366/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.№АЯ-06/3425 от 25.03.2021) Татарстанское УФАС России запросило у Исполнительного комитета информацию о том, направлял ли Исполнительный комитет предложения другим организациям (помимо ООО «Нижневязовский жилкомсервис») о заключении договоров аренды, безвозмездного пользования (иных договоров, предусматривающих прав владения и пользования имуществом) объектами водоснабжения и водоотведения, указанными в пункте 4.6 настоящего Определения, за период с 2013 года по день получения настоящего Определения (пункт 4.7 Определения).

В ответ Исполнительный комитет направил в адрес Татарстанского УФАС России письмо (вх.№5359 от 19.04.2021), в котором Исполнительный комитет пояснил, что иным организациям Исполнительный комитет предложений о заключении договоров аренды, безвозмездного пользования (иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования имуществом) объектами водоснабжения и водоотведения за период с 2013 года по настоящее время не направлял.

Следовательно, Исполнительный комитет не предпринимал мер, направленных на соблюдение положений Закона о защите конкуренции.

Также Татарстанское УФАС России определением о назначении дела №016/01/16-366/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх.№АЯ-06/3425 от 25.03.2021) запросило у Исполнительного комитета письменные пояснения относительно того, в связи с чем Исполнительный комитет на протяжении 2017-2020 годов передавал объекты водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование именно ООО «Нижневязовский жилкомсервис», а также нормативно обоснованные письменные пояснения относительно возможности Исполнительного комитета в рассматриваемом случае передать объекты водоснабжения и водоотведения ООО «Нижневязовский жилкомсервис» без проведения торгов в безвозмездное пользование.

В ответ Исполнительный комитет пояснил, что до 2017 года на территории  Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан водоснабжение и водоотведение осуществляло МУП «Нижневязовский жилкомсервис». В связи с наложенным Росприроднадзором штрафом в размере 11 миллионов рублей было принято решение о ликвидации МУП «Нижневязовский жилкомсервис». Были осуществлены переговоры с руководителями МУП «Нурлатское МПП ЖКХ» и АО «ЗВСК» о возможности работы данных организаций на территории поселения, в результате которых были получены отказы. Решением депутатов поселения было принято решение о создании ООО «Нижневязовский жилкомсервис» с участием Исполнительного комитета для обеспечения устойчивой работы систем водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах Нижневязовского городского поселения. На основании решения Совета Исполнительный комитет заключил договор безвозмездного пользования с ООО «Нижневязовский жилкомсервис» до момента передачи объектов по концессионному соглашению.

Комиссией установлено, что Управлением Росприроднадзора по РТ в отношении МУП «Нижневязовской жилкомсервис» составлен протокол об административном правонарушении № 06-690/2015 от 13.11.2015 по статье 8.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Впоследствии на основании указанного протокола об административном правонарушении постановлением Вахитовского районного суда РТ от 08.12.2015 по делу № 5- 768/2015 МУП «Нижневязовской жилкомсервис» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

В соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, Управление Росприроднадзора по РТ рассчитало размер вреда, причиненного почвам, размер которого составил 10 949 750 руб., который на основании писем от 16.11.2015 № 06-18577 и от 15.01.2016 № ВС-03-01-31/400 согласован Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росприроднадзора по РТ в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к МУП «Нижневязовской жилкомсервис» о взыскании суммы вреда, причиненного почве в результате несанкционированного размещения отходов, в размере 10 949 750 рублей. Арбитражным судом Республики Татарстан возбуждено дело №А65-14910/2016.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-14910/2016 от 25 октября 2016 года исковое заявление Управления Росприроднадзора по РТ удовлетворено в полном объёме.

На заседании Комиссии, которое состоялось 20 апреля 2021 года, руководитель Исполнительного комитета пояснил, что с 2017 года и по настоящее время Исполнительный комитет направляет в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам заявления о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения. Руководителем Исполнительного комитета представлены 10 заявлений (в период с 2017 год по 2020 год), поданных в государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Нижневязовского городского поселения, а также заявление, поданное в 2021 году в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, о подготовке конкурсной документации на право заключения договоров аренды в отношении объекта водоотведения, расположенного на территории Нижневязовского городского поселения. Согласно пояснениям руководителя Исполнительного комитета, Государственный комитет Республики Татарстан на все заявления Исполнительного комитета отвечал отказом в согласовании конкурсной документации.

Комиссия отмечает, что аналогичные заявления о подготовке конкурсной документации в отношении объектов холодного водоснабжения, по факту незаконной передачи которых возбуждено настоящее дело, Исполнительным комитетом представлены не были.

В связи с изложенным определением об отложении дела №016/01/16-366/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (исх№АЯ-06/4958 от 23.04.2021) Комиссия запросила к Исполнительного комитета информацию о том, какие меры приняты Исполнительным комитетом для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с кадастровыми номерами 16:20:00000:2845, 16:20:021601:30, 16:20:020202:142, 16:20:000000:3361, 16:20:150203:137, 16:20:150902:70, 16:20:150901:32, 16:20:150901:33, 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031, 16:20:000000:3055, 16:20:000000:4031 с приложением подтверждающих документов, а именно:

-проекты извещений и конкурсных документаций для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения,

-переписка с Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам по рассматриваемому вопросу (за исключением документов, представленных на заседании Комиссии), 

-извещения, размещённые в ЕИС, о проведении закупки на отбор специализированной организации для проведения торгов,

-всю переписку с органами власти Республики Татарстан и Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по рассматриваемому вопросу,

-другие документы.

В ответ Исполнительный комитет направил письмо (вх.№6090 от 30.04.2021), согласно которому Исполнительным комитетом Нижневязовского городского поселения осуществлена постановка  объектов водоснабжения и водоотведения на кадастровый учет. Зарегистрировано право собственности на каждый объект. Направлено письмо в ОАО «Центр развития земельных отношений РТ»  на оказание услуги по сопровождению процедуры согласования с Государственным комитетом РТ по тарифам технико-экономических показателей, необходимых для подготовки концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжения). Также Исполнительный комитет пояснил, что проектов извещений и конкурсных документаций для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного заключения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения не имеется, а извещения о проведении закупки на отбор специализированной организации для проведения торгов на отбор специализированной организации  в ЕИС не размещались.

Заявлений, поданных в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Нижневязовского городского поселения, Исполнительный комитет не представил.

Следует отметить, что в соответствии пунктом 61 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее- Правила) заявление о подготовке конкурсной документации с прилагаемыми к нему документами и материалами составляется в произвольной форме и представляется в орган регулирования тарифов в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа.

В соответствии с пунктом 64 Правил ответ на заявление о подготовке конкурсной документации, соответствующее положениям пункта 62 настоящих Правил, дается органом регулирования тарифов не позднее чем через 15 рабочих дней со дня его поступления. Ответ на заявление о подготовке конкурсной документации должен содержать сведения о ценах, значениях и параметрах, предусмотренных подпунктом "з" пункта 62 настоящих Правил, и согласование значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, не установленных в качестве критериев конкурса, предложенных в заявлении организатора конкурса, или отказ в таком согласовании, а также согласование метода регулирования тарифов, предложенного в заявлении о подготовке конкурсной документации, или отказ в таком согласовании.

Таким образом, заявление о подготовке конкурсной документации, поданное орган регулирования тарифов, является необходимой составляющей для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Отсутствие таких заявлений свидетельствует об отсутствии намерений уполномоченного органа на проведение конкурса.

На заседании Комиссии, которое состоялось 11 мая 2021 года, руководитель Исполнительного комитета  пояснил, что в Исполнительном комитете хотели бы видеть в качестве концессионера ООО «Нижневязовский Жилкомсервис».

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлены следующие обстоятельства.

До создания ООО «Нижневязовский жилкомсервис» на территории Нижневязовского городского поселения деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляло МУП «Нижневязовский жилкомсервис». Распоряжением Исполнительного комитета №77 от 05 августа 2013 года <…> – [должностное лицо] назначен на должность директора МУП «Нижневязовский жилкомсервис». Учредителем МУП «Нижневязовский жилкомсервис» является Исполнительный комитет.

11 мая 2016 года было создано ООО «Нижневязовский жилкомсервис» с  долей участия муниципального образования в ООО «Нижневязовскаий жилкомсервис»  20%, и с долей участия <…> – [должностное лицо] в ООО «Нижневязовскаий жилкомсервис» 80%.

Распоряжением Исполнительного комитета №02 от 25 января 2017 года <…> – [должностное лицо] уволен с должности директора МУП «Нижневязовский жилкомсервис» на основании постановления Исполнительного комитета №04 от 24 января 2017 года «О ликвидации МУП «Нижневязовский жилкомсервис».

26 января 2017 года <…> – [должностное лицо] назначен на должность директора ООО «Нижневязовскаий жилкомсервис».

Таким образом, <…> – [должностное лицо] был директором МУП «Нижневязовский жилкомсервис»,  учредителем которого является Исполнительный комитета и который ранее осуществлял деятельность по водоснабжению и водоотведению в Нижневязовском городском поселении, а также является директором ООО «Нижневязовскаий жилкомсервис», в котором муниципальное образование «посёлок городского типа Нижние Вязовые» в лице Исполнительного комитета имеет долю участия в размере 20%.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Временные границы существования товарного рынка для рассмотрения настоящего дела определены 2017-2020 годами.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом- объектами водоснабжения и водоотведения- может рассматриваться как товар.

Границы территории, на которой Исполнительный комитет осуществляет полномочия, определяются границами Нижневязовского городского поселения.

Границы территории, на которой действует хозяйствующий субъект-участник рассматриваемого соглашения (ООО «Нижневязовский жилкомсервис»), определяются границами Нижневязовского городского поселения.

Границы территории, на которой действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние, определяются границами Республики Татарстан.

В частности, согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2017-2020 годы тарифы в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан на питьевую воду Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам утверждались следующим организациям:

АО «ЗВСК» (422541, Республика Татарстан, район Зеленодольский, город Зеленодольск, улица Озерная, дом 48, ОГРН: 1151690059388, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2015, ИНН: 1648041104, КПП: 164801001);

АО «Осиновские инженерные сети» (422527, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Осиново, улица 40 лет Победы, 1, ОГРН: 1061673024940, Дата присвоения ОГРН: 07.04.2006, ИНН: 1648018708, КПП: 164801001);

ООО Управляющая компания «Ореховка» (421001, Татарстан Республика, Казань город, Сибгата Хакима улица, дом 37, помещение 95, ОГРН: 1081690023139, Дата присвоения ОГРН: 15.04.2008, ИНН: 1657075332, КПП: 165701001):

ФГФОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

МУП «Нурлатское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (422510, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Нурлаты, улица Советская, ОГРН: 1021606757435, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002, ИНН: 1620002144, КПП: 162001001);

АО «Производственное объединение завод имени Серго» (422546, Татарстан Республика, район Зеленодольский, город Зеленодольск, улица Привокзальная, 4, ОГРН: 1111673003276, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2011, ИНН: 1648032420, КПП: 164801001);

ООО «МКД Сервис» (422522, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Айша, улица Молодежная, 60А, ОГРН: 1131673003065, Дата присвоения ОГРН: 04.12.2013, ИНН: 1648037193, КПП: 164801001);

ООО «Жилищно-коммунальные услуги» (422538, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Бело-Безводное, улица Юбилейная, 13, 23, ОГРН: 1101673001352, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2010, ИНН: 1648028858, КПП: 164801001);

ООО «Управляющая компания «Осиново» (422527, Республика Татарстан, район Зеленодольский, село Осиново, улица Светлая, ЗД 10А, ОФИС 3, ОГРН: 1111673000977, Дата присвоения ОГРН: 20.04.2011, ИНН: 1648031152, КПП: 164801001);

ООО «Управляющая компания «Загородный клуб» (420111, Татарстан Республика, город Казань, улица Большая Красная, дом 15/9, помещение 3-6, ОГРН: 1131690025807, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2013, ИНН: 1656069819, КПП: 165501001);

ООО «Октябрьские инженерные сети» (422526, Татарстан Республика, район Зеленодольский, поселок Октябрьский, улица Первомайская, дом 2Б, ОГРН: 1171690043910, Дата присвоения ОГРН: 10.05.2017, ИНН: 1648045740, КПП: 164801001);

ООО «Водоканал-Сервис» (422527, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Осиново, улица Юдинская, дом 28А, ОГРН: 1191690087049, Дата присвоения ОГРН: 30.10.2019, ИНН: 1648050860, КПП: 164801001);

ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (422500, Республика Татарстан, район Зеленодольский, поселок городского типа Нижние Вязовые, улица Первомайская, дом 70, ОГРН: 1161690099427, Дата присвоения ОГРН: 11.05.2016, ИНН: 1648043158, КПП: 164801001);

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2017-2020 года тарифы в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан на водоотведение Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам утверждались следующим организациям:

ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (422500, Республика Татарстан, район Зеленодольский, поселок городского типа Нижние Вязовые, улица Первомайская, дом 70, ОГРН: 1161690099427, Дата присвоения ОГРН: 11.05.2016, ИНН: 1648043158, КПП: 164801001);

АО «Осиновские инженерные сети» (422527, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Осиново, улица 40 лет Победы, 1, ОГРН: 1061673024940, Дата присвоения ОГРН: 07.04.2006, ИНН: 1648018708, КПП: 164801001);

ООО «Жилищно-коммунальные услуги» (422538, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Бело-Безводное, улица Юбилейная, 13, 23, ОГРН: 1101673001352, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2010, ИНН: 1648028858, КПП: 164801001);

ООО «Водоканал-Сервис» (422527, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Осиново, улица Юдинская, дом 28А, ОГРН: 1191690087049, Дата присвоения ОГРН: 30.10.2019, ИНН: 1648050860, КПП: 164801001);

ООО «МКД Сервис» (422522, Татарстан Республика, район Зеленодольский, село Айша, улица Молодежная, 60А, ОГРН: 1131673003065, Дата присвоения ОГРН: 04.12.2013, ИНН: 1648037193, КПП: 164801001);

АО «ЗВСК» (422541, Республика Татарстан, район Зеленодольский, город Зеленодольск, улица Озерная, дом 48, ОГРН: 1151690059388, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2015, ИНН: 1648041104, КПП: 164801001);

ФГФОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

ООО «Управляющая компания Ореховка» (421001, Татарстан Республика, Казань город, Сибгата Хакима улица, дом 37, помещение 95, ОГРН: 1081690023139, Дата присвоения ОГРН: 15.04.2008, ИНН: 1657075332, КПП: 165701001).

Из указанного следует, что на территории Зеленодольского муниципального района (указанная территория приведена в качестве примера), помимо ООО «Нижневязовский Жилкомсервис», имеются и иные хозяйствующие субъекты, которые могут быть заинтересованы в получении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в рассматриваемом случае территориальными границами товарного рынка по предоставлению права владения и (или) пользования муниципальным имуществом- объектами водоснабжения и водоотведения, являются границы Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Кроме того, необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктом 17 Правил к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, для установления тарифа на водоснабжение (водоотведение) эксплуатирующая организация должна на каком-либо основании иметь объекты недвижимости (в том числе и водопроводные (канализационные) сети, водонапорные башни, КНС и т.д.).

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) ООО «Нижневязовский жилкомсервис» Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам устанавливались тарифы на водоснабжение и водоотведение в 2017-2020 годах.

Таким образом, незаконное предоставление Исполнительным комитетом ООО «Нижневязовский жилкомсервис» муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения позволило ООО «Нижневязовский жилкомсервис» получать тарифы на водоснабжение и водоотведение, и соответственно получать выручку. Так, согласно информации, представленной ООО «Нижневязовский жилкомсервис» (вх.№5304 от 16.04.2021), объём выручки ООО «Нижневязовский жилкомсервис» от осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению составил (в тыс. рублей):

 

 

2017

2018

2019

2020

Водоснабжение

3807

4251

5303

5239

Водоотведение

2659

2744

2715

2973

 

Следовательно, Исполнительный комитет на протяжении 2017-2020 годов предоставлял ООО «Нижневязовский жилкомсервис» необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, что выразилось в предоставлении Исполнительным комитетом ООО «Нижневязовский жилкомсервис» муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения без проведения действующим законодательством конкурентных процедур.

До окончания рассмотрения дела №016/01/16-366/2021 по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено лицам, участвующим в деле. Заключение об обстоятельствах дела №016/01/16-366/2021 получено всеми лицами, участвующими в деле. До заседания Комиссии возражений на заключение об обстоятельствах дела №016/01/16-366/2021 в адрес Татарстанского УФАС России не поступило.

В соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В рассматриваемом случае на наличие в действиях Исполнительного комитета и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» запрещённого пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции соглашения указывают следующие обстоятельства:

-во-первых, Исполнительный комитет систематически на протяжении 2017-2020 годов без проведения конкурентных процедур передает определённой организации, а именно ООО «Нижневязовский жилкомсервис», в безвозмездное пользование объекты холодного водоснабжения и водоотведения;

-во-вторых, Исполнительный комитет по собственной инициативе без проведения конкурентных процедур заключает указанные незаконные договоры именно с ООО «Нижневязовский жилкомсервис»;

-в третьих, на протяжении 2017-2020 годов Исполнительный комитет в целях соблюдения Закона о защите конкуренции не направлял иным организациям предложений о заключении договоров аренды, безвозмездного пользования (иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования имуществом) муниципальными объектами водоснабжения и водоотведения;

-в четвёртых, Исполнительный комитет на протяжении 2017-2020 годов не предпринимал попыток проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения (но в то же время в указанный период времени предоставлял муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование «Нижневязовский жилкомсервис»), о чём свидетельствует отсутствие проектов извещений и конкурсных документаций для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного заключения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, а также отсутствие заявлений, поданных в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения;

-в-пятых, на наличие соглашения указывает то обстоятельство, что Исполнительный комитет передавал муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения организации, директором и главным бенефициаром которой является  <…>, который ранее Исполнительным комитетом назначался директором подведомственного Исполнительному комитету МУП «Нижневязовский жилкомсервис», который также осуществлял деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Нижневязовского городского поселения;

-в шестых, устные пояснения руководителя Исполнительного комитета, данные на заседании Комиссии, которое состоялась 11 мая 2021 года, согласно которым в Исполнительном комитете хотели бы видеть в качестве концессионера ООО «Нижневязовский Жилкомсервис».

Также необходимо отметить, что в процесс передачи объектов водоснабжения и водоотведения вовлечена как передающая сторона (Исполнительный комитет), так и принимающая сторона (ООО «Нижневязовский жилкомсервис»), что подтверждается актами приёма-передачи к вышеуказанным договорам безвозмездного пользования, согласно которым у сторон (Исполнительного комитета и ООО «Нижневязовский жилкомсервис») отсутствуют претензии в отношении передаваемого имущества. Указанный факт также свидетельствует о достигнутой договорённости относительно передачи имущества.

Таким образом, имеются все юридически значимые обстоятельства для квалификации действий Исполнительного комитета и ООО «Нижневязовский жилкомсервис» в соответствии пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:

-нарушение действующего законодательства (передача объектов холодного водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование без проведения конкурентных процедур);

-наличия обстоятельств, свидетельствующих о соглашении, запрещённого статьёй 16 Закона о защите конкуренции

-возможность наступления негативных последствий для конкуренции в виде ограничения, недопущения, устранения.

Таким образом, действия Исполнительного комитета и ООО «Нижневязовский жилкомсервис», выразившиеся в систематической передаче на протяжении 2017-2020 годов Исполнительным комитетом ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» объектов холодного водоснабжения и водоотведения без проведения конкурентных процедур в безвозмездное пользование, образуют состав нарушения, предусмотренный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу подпунктов «в», «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества,  о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Комиссия на основании пункта 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции считает необходимым выдать Исполнительному комитету обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

-совершить действия, направленные на возврат объектов водоснабжения и водоотведения с кадастровыми номерами 16:20:00000:2845, 16:20:021601:30, 16:20:020202:142, 16:20:000000:3361, 16:20:150203:137, 16:20:150902:70, 16:20:150901:32, 16:20:150901:33, 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031, 16:20:000000:3321, 16:20:000000:3055, 16:20:000000:4031, а также скважины (с. Исаково) во владение и пользование Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с обязательным соблюдением прав граждан и организаций Нижневязовского городского поселения, являющихся потребителями услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, на бесперебойное и качественное холодное водоснабжение и водоотведение, а также осуществить передачу указанных объектов эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством в случае необходимости.

Также Комиссия на основании пункта 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции считает необходимым выдать ООО «Нижневязовский жилкомсервис» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно:

-совершить действия, направленные на возврат объектов водоснабжения и водоотведения с кадастровыми номерами 16:20:00000:2845, 16:20:021601:30, 16:20:020202:142, 16:20:000000:3361, 16:20:150203:137, 16:20:150902:70, 16:20:150901:32, 16:20:150901:33, 16:20:000000:3320, 16:20:000000:3378, 16:20:000000:3380, 16:20:000000:3368, 16:20:000000:3361, 16:20:000000:4031, 16:20:000000:3321, 16:20:000000:3055, 16:20:000000:4031, а также скважины (с. Исаково) во владение и пользование Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с обязательным соблюдением прав граждан и организаций Нижневязовского городского поселения, являющихся потребителями услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, на бесперебойное и качественное холодное водоснабжение и водоотведение

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648037154)  и ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» (ИНН 1648043158) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции, что выразилось в систематической передаче на протяжении 2017-2020 годов Исполнительным комитетом ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» объектов холодного водоснабжения и водоотведения без проведения конкурентных процедур в безвозмездное пользование, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Выдать Исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648037154) обязательное для исполнения предписание.

Выдать ООО «Нижневязовский Жилкомсервис» (ИНН 1648043158) обязательное для исполнения предписание.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны