Решение №АЯ-08/5981 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/18-68/2021 о нарушении законодательс... от 20 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/5981 от 20.05.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/18-68/2021 в отношении ООО «Е-Телеграф» (ОГРН: 1177847261602, ИНН: 5047114838, юридический адрес: 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17, эт. 3, комн. 160Г), ООО «Умный ритейл» (ОГРН: 1105047004314, ИНН: 7811657720, юридический адрес:192019, СанктПетербург, улица Седова, 11, литер А, офис 627), ООО «Умное пространство» (ОГРН: 1137847232852,
ИНН: 7811554010, юридический адрес:192019, Санкт-Петербург, улица Седова, 11 литер А), ООО «4 пикселя+» (ИНН: 7708250280), ООО «Результат»
 (ИНН: 7703408822) и <…> по факту распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Далее - Управление) поступили обращения <…> (вх. № 16288/ж от 25.11.2020г.), <…> (вх. №16231/ж от 24.11.2020г.), <…> (вх. №17598 от 22.12.2020 г.), <…> (вх. № 17142/ж от 14.12.2020), <…> (вх. №5/ж от 11.01.2021г.), <…>(вх. № 17967/ж от 29.12.2020) по факту поступления несанкционированных телефонных звонков на мобильные номера <…> 23 ноября 2020 года, <…> 19 ноября 2020 года, <…> 14 декабря 2020 года, <…> 10 декабря 2020 года, <…> 28 декабря 2020 года,
<…> от 11 декабря 2020 года без согласий абонентов. Телефонные звонки поступали с номеров <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> следующего содержания: «Здравствуйте, это Самокат, сообщаем Вам, что сервис доставки продуктов самокат открывается в Казани и в честь открытия предлагает воспользоваться скидкой триста рублей при заказе всего шестиста рублей. Доставка всегда бесплатная. Заказывайте хоть шоколадку, цены и выбор как в магазине возле дома. Нажмите один для получения промокода на скидку в триста рублей. Нажмите ноль, если не хотите получать такие звонки», что имеет признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Также, с номера телефона <…> поступал звонок с текстом: «Здравствуйте! Это Самокат. Сообщаем Вам, что доставка продуктов Самокат открывается в Грани и в честь открытия предлагает всем новым пользователям воспользоваться скидкой в триста рублей при заказе всего…», что также имеет признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Объектом рекламирования является услуга по доставке продуктов питания.

При этом, Управлением, в том числе исходя из обращений заявителей, а также исходя из платежного документа – чек заказа № 643221 от 24.12.2020 (кассовый чек № 20532 от 24.12.2020) установлено, что рекламируются услуги сервиса доставки продуктов и товаров, оказываемых непосредственно ООО «Умный ритейл» и ООО «Умное пространство».

Кроме того, в ходе осмотра интернет-сайта https://samokat.ru/, Управлением установлено, что сайт принадлежит ООО «Умное пространство» (ОГРН: 1137847232852, ИНН: 7811554010, юридический адрес:192019, Санкт-Петербург, улица Седова, 11 литер А).

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителей, а именно: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> поступили звонки рекламного характера, рекламодателем которых являлся ООО «Умный ритейл», ООО «Умное пространство».

17.02.2021 г. на заседании Комиссии представитель ООО «Умный ритейл» и ООО «Умное пространство» <…>, действующий на основании доверенности № 29 от 13.11.2020 (ООО «Умный ритейл») и № 16 от 04.02.2021 (ООО «Умное пространство») представил письменное пояснение от 16.02.2021 года, исходя из которых следует, что между ООО «4 пикселя+» и ООО «Умное пространство» заключен договор № 26/05/20-УР от 26 мая 2020г. на предмет возмездного оказания услуг. Исходя из пояснений следует, что ООО «4 пикселя+» был привлечен субподрядчик ООО «Результат».

Вместе с тем, <…> сообщил, что ООО «Умное пространство» является разработчиком программного обеспечения и является участником ООО «Умный ритейл» с долей в 99%, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Операционной деятельностью по продаже продуктов питания и доставкой посредством приложения для операционных систем android и iOs, под брендом «Самокат» осуществляет ООО «Умный ритейл». В связи с этим, ООО «Умное пространство» не занимается хозяйственной деятельностью под брендом «Самокат».

Кроме того, представителем ООО «Умный ритейл» и ООО «Умное пространство» заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле ООО «4 пикселя+»  и ООО «Результат».

Также, 17.03.2021 г. на заседании Комиссии представитель ООО «4 пикселя+»
(ИНН: 7708250280) <…>, действующий на основании доверенности от 01.02.2021 года сообщил, что распространением рекламы по сетям электросвязи осуществляет субподрядчик ООО «Результат», что подтверждается договором № 38/2006 от 20 июня 2019г., заключенный между
ООО «4 пикселя+» и ООО «Результат».

Вместе с тем, на заседании Комиссии 14.04.2021 г., генеральный директор
ООО «Результат» <…> сообщил, что 10.03.2021 года между ООО «Результат» и Тимохиным Виктором был заключен договор № 10-03/2020 от 10.03.2020г.. Согласно договору, <…> обязуется оказывать услуги ООО «Результат», связанные с организацией исходящих звонков клиентам, указанным ООО «Результат», а также оказать услуги по обработке входящих вызовов от клиентов ООО «Результат», в соответствии с предварительно согласованным сценарием.

В пункте 2.4.1. договора № 10-03/2020 от 10.03.2020г. содержатся условия, исходя из которых следует, что заказчик, т.е. ООО «Результат», обязан обеспечить условия оказания Исполнителем, т.е. <…>, услуг, а именно предоставить оборудования и сведения.

Согласно пояснениям, <…> (вх. № 5771 от 26.04.2021г.) он с 01.07.2020 г. зарегистрирован как «самозанятый» на территории города Москвы, основная деятельность связана с оказанием услуг бизнесу, в том числе, распространением продуктов частных компаний посредством их рекламы на всевозможных электронных площадках, а также с помощью средств связи. В период с 10.03.2020г. по 15.01.2021г. одним из постоянных клиентов по оказанию услуг, связанных с совершением исходящих звонков потенциальным потребителям предлагаемого продукта, являлось ООО «Результат». Мобильные номера, на которые поступали звонки с рекламой, были получены <…> из сведений, содержащихся на открытых интернет-площадках, как и иные мобильные номера и сведения, используемые для рекламной деятельности. На каждый мобильный номер из сформированной телефонной базы осуществлялся только один звонок с конкретным рекламным предложением товаров и услуг. Также, <…> отдельного согласия на получение рекламы от лиц, являющихся владельцами данных номеров, не имеет. Кроме того, на Комиссии 26 апреля 2021г. <…> пояснил, что реклама во время звонка воспроизводилась с помощью бота или же им самим. Данный бот совершал около 100 звонков, а сам <…> около 300-400 звонков. Запись рекламы воспроизводимый ботом содержал голос самого <…> либо его знакомого.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, рассылаемая на указанные номера, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена по сетям электросвязи; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, то есть к услуге по доставке продуктов питания, предоставляемого соответствующим рекламодателем.

Исходя из вышеизложенного следует, что рекламодателем является
ООО «Умный ритейл» (ОГРН: 1105047004314, ИНН: 7811657720, юридический адрес:192019, СанктПетербург, улица Седова, 11, литер А, офис 627).

Рекламораспространителем является ООО «Результат» (ИНН: 7703408822) и <…> (<…>).

Из положения части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» несёт ответственность рекламораспространитель, т.е. ООО «Результат» (ИНН: 7703408822) и <…> (<…>). В связи с устранением нарушения, предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Результат» (ИНН: 7703408822) и <…> (<…>) при помощи несанкционированного телефонного звонка на мобильные номер <…> 23 ноября 2020 года, <…> 19 ноября 2020 года, <…> 14 декабря 2020 года, <…> 10 декабря 2020 года, <…> 28 декабря 2020 года,
<…> от 11 декабря 2020 года, без согласия абонентов с номеров телефона <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> с текстом «Здравствуйте, это Самокат, сообщаем Вам, что сервис доставки продуктов самокат открывается в Казани и в честь открытия предлагает воспользоваться скидкой триста рублей при заказе всего шестиста рублей. Доставка всегда бесплатная. Заказывайте хоть шоколадку, цены и выбор как в магазине возле дома. Нажмите один для получения промокода на скидку в триста рублей. Нажмите ноль, если не хотите получать такие звонки» и «Здравствуйте! Это Самокат. Сообщаем Вам, что доставка продуктов Самокат открывается в Грани и в честь открытия предлагает всем новым пользователям воспользоваться скидкой в триста рублей при заказе всего…», что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать ООО «Умный ритейл» (ОГРН: 1105047004314, ИНН: 7811657720, юридический адрес:192019, СанктПетербург, улица Седова, 11, литер А, офис 627).

Рекламораспространителями признать ООО «Результат»
(ИНН: 7703408822) и <…>(<…>).

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «18» мая 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны