Решение №АЯ-04/8838 Решение по делу №016/07/3-1245/2021 от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/8838 от 20.07.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП г. Казани «Водоканал» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.11.2020 г. №34-0/29458), в присутствии представителя ООО «АМК» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.03.2021 г. №5), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО «АМК» (вх. №9218/ж от 08.07.2021 г.) на действия заказчика МУП г. Казани «Водоканал» при проведении закупки №321104739360 на предмет: «Поставка запасных частей спецтехники для обеспечения нужд МУП «Водоканал» города Казани»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №321104739360 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 01.07.2021 года.

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие г. Казани «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 рублей.

Общая начальная (максимальная) цена запасных частей – 41 324 980, 88 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя об указании заказчиком в документации, что в ходе аукциона снижению подлежит цена договора, а не цена запасных частей.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия г.Казани «Водоканал», утвержденным 25.11.2020 г.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 7 извещения о проведении закупки, а также информационной карты документации заказчиком установлено:

 

7.

Начальная (максимальная) цена Договора

 

Начальная (максимальная) цена договора составляет:

1 500 000 руб. 00 коп. (Цена договора остается неизменной).

Общая начальная (максимальная) цена запасных частей составляет:

41 324 980 руб. 88 коп.

Источник финансирования: собственные средства МУП «Водоканал».

 

В соответствии с пунктом 8 «Порядок формирования цены Договора» извещения о проведении закупки, а также информационной карты цена договора включает в себя стоимость поставляемого товара, все расходы в том числе, расходы на перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, в том числе НДС и других обязательных платежей, необходимых для поставки товара.

Таким образом, заказчиком в пункте 7 указано, что цена договора в размере 1 500 000, 00 рублей является неизменной.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктам 24 и 29 информационной карты победителем электронного аукциона признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора, а не запасных частей:

 

24.

Порядок оценки заявок и определение победителя

 

 

Победителем электронного аукциона признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным Документацией о проведении электронного аукциона, и предложивший наиболее низкую цену договора.

При предложении наиболее низкой цены договора несколькими участниками, победителем аукциона в электронной форме признается участник, предложение цены которого поступило ранее других предложений, в которых указана такая же цена.

29.

Шаг аукциона

 

Шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены договора.

 

Таким образом, документация заказчика содержит разночтения в части порядка определения победителя закупки, а именно определения с какой цены должно происходить снижение при проведении торгов – с цены договора или с цены запасных частей.

Согласно пояснениям заказчика, предметом закупки является «Поставка запасных частей спецтехники», при этом указана начальная (максимальная) цена договора в размере 1 500 000,00 руб., которая остается неизменной, и общая начальная (максимальная) цена запасных частей 41 324 980,88 руб., которая подлежит снижению при торгах. Лицо, которое на торгах предложит наименьшую стоимость запасных частей и будет определен победителем закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при формировании документации нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод заявителя признан обоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, заявитель участником обжалуемой закупки не являлся, в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках заказчику запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке не направлял, предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках не выдавать.

Относительно довода заявителя об отсутствии в документации заказчика информации о снижении цены единицы товара (пропорционально или непропорционально).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 7 извещения о проведении закупки, а также информационной карты документации заказчиком установлено:

 

7.

Начальная (максимальная) цена Договора

 

Начальная (максимальная) цена договора составляет:

1 500 000 руб. 00 коп. (Цена договора остается неизменной).

Общая начальная (максимальная) цена запасных частей составляет:

41 324 980 руб. 88 коп.

Источник финансирования: собственные средства МУП «Водоканал».

 

Согласно пояснениям заказчика, общая начальная (максимальная) цена запасных частей должна быть определена торгами, и, следовательно, вся стоимость запасных частей по перечню будет снижаться пропорционально на коэффициент снижения торгов. При этом перечень запасных частей с указанием цены каждой запасной части указан в аукционной документации.

Таким образом, цена единицы товара, включенных в один лот при проведении электронного аукциона, будет изменяться пропорционально в соответствии с определенным коэффициентом снижения.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что учитывая, что заказчиком в аукционной документации не установлено иного (информации о непропорциональном снижении), в случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара или этапа, рассчитанной при определении начальной (максимальной) цены контракта.

При этом, положениями Закона о закупках не предусмотрено обязательного требования к заказчикам при формировании документации в части указания информации о порядке снижения цены единицы запасных частей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

Кроме того, заявитель имел возможность направить в адрес заказчика запрос о даче разъяснений положений документации согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требования о поставке товаров, не являющихся запасными частями.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, в разделе 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» и Приложении №1 к разделу №2 Тех. части документации ЭА заказчик указал на потребность в товаре, который не относится к группе запасных частей спецтехники, а именно: измельчитель, коммунально-уборочная машина на базе МТЗ82.1, навесное оборудование, отвал бульдозерный, погрузчик фронтальный и др.

Согласно пояснениям заказчика, предметом закупки является поставка запасных частей спецтехники для обеспечения нужд МУП «Водоканал. В документации указан перечень спецтехники, на которую требуются запасные части. В графе «средняя арифметическая величина цены единицы товара» указан лимит стоимости на каждую спецтехнику, за который не должна выходить стоимость запасных частей на данный вид спецтехники.

Также документацией определен перечень запасных частей, которые могут понадобиться при техническом обслуживании и ремонте спецтехники, так как предугадать все поломки заранее невозможно. Выборка запасных частей из перечня происходит по мере необходимости.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком исходя из предмета контракта установлены требования к поставке запасных частей, а не спецтехники. Указанное обстоятельство также подтверждается установленной начальной (максимальной) ценой за запасную часть спецтехники, которая не является соразмерной (т.е. меньше) начальной (максимальной) цене спецтехники.

Кроме того, согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 3 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что запросов на разъяснение положений документации заявителем не направлялось.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «АМК» (вх. №9218/ж от 08.07.2021г.) на действия заказчика МУП г.Казани «Водоканал» при проведении закупки №321104739360 на предмет: «Поставка запасных частей спецтехники для обеспечения нужд МУП «Водоканал» города Казани.» обоснованной в части установления заказчиком в аукционной документации условия о том, что в ходе аукциона снижению подлежит цена договора, а не цена запасных частей.

Признать заказчика МУП г.Казани «Водоканал» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 5 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны