Решение №АЯ-04/1689 Решение по делу №016/07/3-227/2024 от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/1689 от 26.02.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО «Челныводоканал» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности №42/24 от 15.02.2024 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности №41/24 от 15.02.2024 г.), присутствии представителя заявителя ООО «ТД Миртрубпласт» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности б/н от 09.01.2024 г,), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «ТД Миртрубпласт (вх. №1336/ж от 09.02.2024 г.) на действия ООО «Челныводоканал» при проведении закупки №EX23122900005 на предмет «Поставка труб полиэтиленовых»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №EX23122900005 размещено на официальном сайте https://223etp.zakazrf.ru/ – 29.12.2023г.

Начальная (максимальная) цена договора – 90 000 000 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

 В соответствии с пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о незаконности проведения повторной переторжки после подведения результатов процедуры в порядке, не соответствующем Положению о закупках и Документации.

26.01.2024г. Протоколом № 32313153066-1 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме проводимого на электронной торговой площадке https://223etp.zakazrf.ru/ (итоговый) была отклонена заявка Участника №4 – ООО «ТД Миртрубпласт».

30.01.2024г. был размещен Протокол № 32313153066-1 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме проводимого на электронной торговой площадке https://223etp.zakazrf.ru/ (итоговый), где заявка Участника №4 – ООО «ТД Миртрубпласт» была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Извещением (документацией) на проведение неконкурентного запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора на поставку труб полиэтиленовых, установлен по данной закупке предусмотрено проведение очной переторжки. Дата и время начала переторжки: в 14:00 (МСК) «26» января 2024 г.

Заказчиком в соответствии с разделом 17 Положения о закупке, была назначена процедура переторжки с приглашением Участников № 2 и № 4.

30.01.2024 09:47:22 (+03:00)

Проведение переторжки

Список участников:
480199 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПОЛИПЛАСТИК ПРИВОЛЖЬЕ"
480203 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТД МИРТРУБПЛАСТ"
Сведения о поставщике не экспортируются в ЕИС Нет

30.01.2024 09:47:56 (+03:00)

Проведение переторжки по цене

Дата и время начала переторжки 31.01.2024 14:00
Дата и время окончания переторжки 31.01.2024 15:00
Продление переторжки Да
Понижение от наименьшей цены договора, указанной
в заявках, допущенных к участию в переторжке Нет
Шаг переторжки, в рублях Нет
Протокол проведения переторжки не публикуется в открытом доступе Нет

По результатам переторжки Участник № 4 ООО «ТД МирТрубПласт» предоставил ценовое предложение в размере – 707 000 рублей.

01.02.2024г. на ЭТП был размещен Протокол № 32313153066-3 подведения итогов запроса котировок в электронной форме (итоговый протокол), где победителем процедуры закупки определен Участник № 4 ООО «ТД МирТрубПласт».

01.02.2024 от Участника №2 (ООО «ПОЛИПЛАСТИК Приволжье») поступил запрос на разъяснение результатов закупки с доводами о нарушении условий проведения переторжки, а именно отсутствия технической возможности ЭТП в части неоднократного (снижения) предоставление более выгодных для Заказчика ценовых предложений.

После переговоров Заказчика с представителями ЭТП, со стороны ЭТП была предоставлена соответствующая техническая возможность, а именно, запуск процедуры повторной переторжки аукционного типа, в ходе проведения которой участники смогли бы снижать ценовые предложения неоднократно. На момент назначения первой переторжки 30.01.2024 г. в ходе создания приглашения на участие, такой возможности у Заказчика не существовало.

02.02.2024 Заказчиком было направлено письмо на ЭТП о предоставлении возможности удаления Протокола от 01.02.2024 № 32313153066-3 (итоговый протокол), отмены результатов переторжки и проведения повторной переторжки аукционного типа 05.02.2024г. в 10:00.

05.02.2024 08:27:53 (+03:00)

Проведение переторжки аукционного типа.

Дата и время начала переторжки 05.02.2024 10:00
Дата и время окончания переторжки 05.02.2024 12:00
Продление переторжки Нет
Понижение от наименьшей цены договора, указанной
в заявках, допущенных к участию в переторжке Нет
Шаг переторжки, в рублях Нет
Протокол проведения переторжки не публикуется в открытом доступе Нет
480199 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПОЛИПЛАСТИК ПРИВОЛЖЬЕ"
480203 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТД МИРТРУБПЛАСТ"
Сведения о поставщике не экспортируются в ЕИС Нет

05.02.2024 12:00:03 (+03:00)

Опубликован протокол

Переторжка 1

06.02.2024г. на ЭТП был размещен очередной Протокол от 06.02.2023 № 32313153066-3 подведения итогов запроса котировок в электронной форм (итоговый протокол), где победителем процедуры закупки определен Участник № 2 ООО «ПОЛИПЛАСТИК Приволжье».

ООО «ТД МирТрубПласт» не участвовал в проведении повторной переторжки 05.02.2024г. Согласно пункту 17.4. Положения участник закупки вправе не участвовать в переторжке, тогда его заявка остается действующей с ранее объявленной ценой.

Согласно пояснениям заявителя, Законом о закупках, Положением о закупках и закупочная документация не содержат оснований для отмены или изменения протоколов, опубликованных Заказчиком. Порядок и сроки осуществления данных действий также нигде не предусмотрен.

Таким образом, Заказчиком в нарушение процедуры проведения запроса котировок в электронной форме Заказчик принял неправомерное решение о пересмотре результатов в условиях отсутствия правовых оснований для такого пересмотра.

Пунктом 1.15 Извещения, установлен порядок проведения переторжки. Основания для отмены протокола подведения итогов, изменения его содержания, повторного подведения итогов документация также не содержит.

Регламент электронной торговой площадки не предусматривает положения о переторжке, в том числе о повторной. При этом повторное рассмотрение заявок допускается регламентом исключительно по предписанию антимонопольного органа. Положения, позволяющие корректировать или отменять итоги процедуры, регламент не содержит.

В Положении о закупках Заказчика отсутствуют основания для проведения переторжки после подведения итогов. Отмена или изменение протокола о подведении итогов данным документом не предусмотрены.

Согласно пояснениям Заказчика, с учетом комплексного толкования положений 223-ФЗ, Положения о закупке, документации, регулирующей деятельность ЭТП, сама возможность проведения переторжки (переторжек) в целях достижения максимально эффективного результата проводимой закупки предусмотрена. При этом, нормативным регулированием не установлена кратность или ограниченное (предельное) количество проведения переторжек.

В соответствии с документацией ЭТП, а именно Инструкцией Участника ЭТП в пункте 3.2. (стр.58) указано:

«Важная информация!

Переторжка может проводиться заказчиком несколько раз. Уведомление о дате и времени назначения переторжки, будет поступать участнику по системе обратной связи и дублироваться на адрес электронной почты.

*После публикации протокола по переторжке участнику поступит уведомление по системе обратной связи.»

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм 223-ФЗ, Положения о закупке, локальных нормативных актов, регулирующих деятельность ЭТП (Регламент ЭТП, Инструкция Участника ЭТП), а также технико-функциональных возможностей ЭТП, Заказчиком законно и обоснованно принято решение о проведении повторной процедуры переторжки. В рамках проведения повторной переторжки всем участникам со стороны Заказчика и ЭТП были направлены соответствующие уведомления, возможность участия в процедуре со стороны ЭТП была обеспечена.

Комиссией установлено, что право проведения переторжки закреплено Заказчиком разделом 17 Положения.

Раздел 17 Положения о закупке устанавливает основные правила проведения переторжки при проведении закупочных процедур.

Так, пунктом 17.1. Положения предусмотрено, что Заказчик при проведении конкурса, запроса предложений, запроса котировок, запроса цен, тендера, закупки МСП в электронном магазине вне зависимости от формы проведения (с использованием документов на бумажных носителях или в электронной форме) вправе предусмотреть проведение переторжки. В случае, если предусмотрена переторжка, то Заказчик обязан объявить в документации о закупке о том, что он может предоставить участникам закупки возможность добровольно и открыто повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены (переторжка).

Согласно пункту 17.15. Положения о закупке в случае проведения переторжки на электронной площадке, такая переторжка проводится в соответствии с регламентом данной электронной площадки. В случае, если Заказчик в документации (извещении) о проведении конкурентной закупки в электронной форме закупки предусмотрел возможность проведения переторжки, Заказчику предоставляется возможность осуществить следующие действия: пропустить переторжку, провести переторжку, определить форму проведения переторжки, изменить дату и время проведения переторжки, провести иные действия, предусмотренные регламентом электронной площадки. Участник закупки имеет возможность не участвовать в переторжке, в этом случае его Заявка остается действующей в неизменном виде (с ранее объявленной ценой). Проведение переторжки осуществляется в соответствии с регламентом и техническими возможностями электронной площадки, которыми руководствуется участник закупки при участии в переторжке. При наличии технической возможности на электронной площадке, участники закупки могут снижать/улучшать ценовые предложения в течение всего времени, определенного Заказчиком для проведения переторжки. Участники закупки, участвовавшие в переторжке на электронной площадке и снизившие первоначальную цену, обязаны по запросу Заказчика представить откорректированные с учетом новой полученной после переторжки цены документы, определяющие их предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи заявки на участие в закупке. После проведения переторжки на электронной площадке, победитель закупки определяется в порядке, установленном документацией (извещением) о проведении закупки. Порядок, условия проведения переторжки могут быть изменены в документации (извещении) о проведении закупки в электронной форме в зависимости от регламента и функциональных возможностей электронной площадки, а также при изменениях законодательства.

Таким образом, Комиссия отмечает, что Положение о закупке и закупочная документация предусматривают право Заказчика провести переторжку до подведения итогов определения Победителя.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что ни Положением, ни Документацией не предусмотрена возможность проведения повторной процедуры переторжки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по проведению повторной переторжки на основании поступившего обращения участника №2 о нарушении условий проведения переторжки, а именно отсутствия технической возможности ЭТП в части неоднократного (снижения) предоставление более выгодных для Заказчика ценовых предложений, противоречат основным принципам о равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку данные действия привели к нарушению порядка проведения процедуры.

Комиссия считает, что действия ООО «Челныводоканал» привели к прямому нарушению прав ООО «ТД МИРТРУБПЛАСТ», которое изначально было признано победителем Закупки, исходя из итогового протокола от 01.02.2024 №32313153066-3. Победитель закупки ООО «ТД МИРТРУБПЛАСТ» уже полагал, что проведение повторной переторжки не состоится. Таким образом, Заказчик ввел в заблуждение Победителя закупки ООО «ТД МИРТРУБПЛАСТ» относительно проведения повторной переторжки.

Пунктом 17.2. Положения переторжка может быть проведена после рассмотрения заявок и до оформления итогового протокола закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.

Заказчиком нарушены пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, п. 17.2. Положения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу заявителя ООО «ТД Миртрубпласт (вх. №1336/ж от 09.02.2024 г.) на действия ООО «Челныводоканал» при проведении закупки №EX23122900005 на предмет «Поставка труб полиэтиленовых», обоснованной.

2. Признать заказчика ООО «Челныводоканал» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 17.2. Положения.

3. Выдать заказчику ООО «Челныводоканал» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны