Решение №АР-08/16073 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-1193/2019 о нарушении законодатель... от 25 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. АР-08/16073 от 25.10.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1193/2019 в отношении <…>, по факту распространения в г. Зеленодольске, на ул. Заикина, 8 рекламы с текстом: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения в г. Зеленодольске, на ул. Заикина, 8 рекламы с текстом: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Слово «непристойный» согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» ‒ противоречащий правилам приличия. «Приличие» ‒ правило поведения, благопристойности.

Неприличность создает использование верхнего регистра букв фразе: «ЛОХматым». В соответствии с информацией, взятой из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с интернет-сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%85_(%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC), лох — в русском языке жаргонизм, употребляющийся в разговорной речи для обозначения человека, не умеющего «устроиться» и приспособиться к изменениям жизни, в результате обычно небогатого, а в воровском арго для обозначения жертвы. Антоним слова «крутой». В словари литературного языка этот смысл слова не входит, но встречается в словарях народных говоров: так, уже у Даля лох — «псковское лоховес, разиня, шелопай», лоха — «дура, глупая баба».

Согласно пункту 4 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе», реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Реклама с текстом: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…» имеет признаки нарушения пункта 4 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку в связи с использованием верхнего регистра букв в слове «ЛОХматым» формируется негативное отношение  к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам сети мужских парикмахерских BarberMAFIA.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…» имеет признаки нарушения пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пункта 4 части 4, частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

В представленном рекламном материале указан телефонный номер <...> (953) 999 33 53. В соответствии с ответом ООО «Т2 Мобайл», номер <...> (953) 999 33 53 принадлежит Грязину Дмитрию Олеговичу (адрес: 423579, РТ, г. Нижнекамск, ул. Гагарина, д. 5Б), однако, в ходе рассмотрения дела выявлены факты, свидетельствующие о том, что рекламодателем является <…>, так как на вывеске при осуществлении деятельности размещалась информация: «<…>».

<…> не явилась на заседание Комиссии, однако направила информацию, о признании нарушения Закона «О рекламе», пояснила, что деятельность ИП прекращена, реклама на настоящее время не распространяется.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу <…> с текстом: «Сеть мужских парикмахерских BarberMAFIA не будь ЛОХматым…», нарушающей требования частей 6,7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Предписание об устранении нарушения пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» не выдавать, в связи с представлением доказательств устранения нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны