Определение №АР-05/11063 Определение о назначении дела №016/01/10-1379/2023 о нарушен... от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/11063 от 23.10.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмом от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан поступило обращение <…> (вх. №6182 от 19.06.2023г., исх. № УПЧ Ш-2910-исх от 16.06.2023г.) по вопросу правомерности действий ООО «УК «ПЖКХ», касательно начисления платы за услугу по обращению с ТКО.

Как следует из обращения, региональный оператор в апреле 2023 года начислил плату за обращение с ТКО с 01 марта 2020 года. При том, что ООО «УК» ПЖКХ» начало оказывать услуги по обращению с ТКО лишь с июля 2022 года.

По результатам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Село Бритвино расположено в муниципальном образовании «поселок городского типа Нижние Вязовые» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации заявителя, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, а также ООО «УК «ПЖКХ», контейнерные площадки на территории села Бритвино отсутствуют.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что места накопления ТКО в с. Бритвино отсутствуют.

Как отметил региональный оператор «в с. Бритвино начисления за услугу по обращению с ТКО производится по 88 лицевым счетам».

Согласно представленным сведениям о дате, с которой ООО «УК «ПЖКХ» начало выставлять жителям с. Бритвино счета об оплате услуг по обращению с ТКО и о периоде начисления, установлено, что счета об оплате услуг по обращению с ТКО с доначислениями выставлены региональным оператором 01.06.2021г. (39 платежей), 01.10.2021г. (1 платеж), 01.04.2023г. (47 платежей), 01.05.2023г. (1 платеж) за период:

- с 01.01.2020 – 30 жителям;

- с 01.02.2020 – 11 жителям;

- с 01.05.2020 – 2 жителям;

- с 01.12.2020 – 1 жителю;

- с 01.11.2021 – 2 жителям;

- с 01.06.2021 – 39 жителям;

- с 01.07.2022 – 1 жителю;

- с 01.02.2023 – 1 жителю;

- с 01.05.2023 – 1 жителю.

В соответствии с письменными пояснениям Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, согласно утвержденного графика, вывоз ТКО в населенном пункте с. Бритвино осуществляется с 01.06.2021 года бестарным способом один раз в неделю, в воскресенье.

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «в период с 01.01.2020 по 30.05.2021 услуга по обращению с ТКО оказывалась региональным оператором на территории д. Бритвино с использованием потребителем для накопления ТКО любых ближайших общедоступных мест (площадок) накопления, организованных органами местного самоуправления в пределах всей зоны деятельности регионального оператора…

…При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на любых других контейнерных площадках в пределах муниципального образования, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.

Таким образом, ближайшей контейнерной площадкой по отношению к д. Бритвино является контейнерная площадка, расположенная по адресу: Зеленодольский район, с. Большое Ходяшево, ул. Центральная, 81…

…Также сообщаем, что вывоз ТКО непорседственно с территории д. Бритвино в период с 30.05.2021 по дату получения настоящего запроса осуществляется бестарным способом».

В соответствии с представленными ООО «УК «ПЖКХ» отчетом по фактически вывезенным объемам, вывоз ТКО в с. Бритвино начал осуществляться с 30.05.2021 года.

Таким образом, позиция ООО «УК «ПЖКХ» относительно правомерности выставления жителям с. Бритвино платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основывается на том, что жители с. Бритвино в отсутствие места (площадки) накопления ТКО в их деревне не лишены возможности пользоваться иными местами (площадками) накопления ТКО, находящимися при этом на значительном расстоянии от их домовладений. Поэтому, как следует из информационного сообщения в квитанциях жителей деревни, ООО «УК «ПЖКХ» начислило им плату за услугу по обращению с ТКО, произведя при этом доначисления за период с 01.01.2020 года.

Однако, антимонопольный орган не может согласиться с указанной позицией Общества на основании следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-Ф «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Одновременно, как указано в п.2 ст.24.6 Закона об отходах производства и потребления, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г (далее - Правила № 1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (далее – соглашение), в том числе на территории Зеленодольского муниципального района, заключено 09.11.2018 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354), услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Правила № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абз. 1 пункт 1 Правил № 1156).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (абз. 2 пункта 4 Правил № 1156).

Вместе с тем, как следует из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, в с. Бритвино сбор и вывоз твердых коммунальных отходов организован с 30.05.2021 года, согласно отчету по фактически вывезенным объемам, контейнерная площадка на момент рассмотрения обращения отсутствует.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО со стороны ООО «УК «ПЖКХ» жителями с. Бритвино не была оказана в период до 30.05.2021 года по причине невозможности оказания такой услуги из-за отсутствия созданных условий её оказания, соответствующих законодательству Российской Федерации.

Как указано в пункте 9 Правил №1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. (пункт 10 Правил №1156).

Так, на территории с. Бритвино сбор ТКО начал осуществляться бестарным способом лишь с 30.05.2021 года. То есть сбор ТКО ни одним из перечисленных выше способов, в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, в период до 30.05.2021 не был организован.

Региональный оператор данное обстоятельство не отрицает, указывает, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется с контейнерных площадок из с. Большое Ходяшево.

Татарстанское УФАС России отмечает, что расстояние от с. Бритвино до ближайшей контейнерной площадки с. Большое Ходяшево составляет 16,6 км.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, региональный оператор, обладая информацией о том, что фактически из населенного пункта как таковой вывоз мусора невозможен, произвёл доначисления жителям с. Бритвино за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено право жителей с. Бритвино получать услуги, связанные с ТКО, у другого регионального оператора, не входящих в Западную зону деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ», пользуясь доминирующее положением регионального оператора в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, произвело начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе доначисления денежных средств за услугу по обращению с ТКО жителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года, при этом не произведя затрат на оказания такой услуги в данном населенном пункте, получив тем самым необоснованное обогащение за счет жителей деревни.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 ноября 2022 г. №304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом об отходах производства и потребления в преамбуле определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктов 9, 13 Правил № 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) в пункте 17 приложения №1 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.

Соответственно позиция о том, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для конкретного населенного пункта, жители данного населенного пункта могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может быть поддержана, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.

Оценив описанные выше фактические обстоятельства, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что Общество, используя свое доминирующее положение, а также учитывая, что потребители в рассматриваемых правоотношениях являются юридически слабой стороной, не обладающей специальными познаниями, имеет возможность начислять плату за неоказанные услуги, получая тем самым, необоснованные преимущества.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/193-к от 09.10.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1379/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном выставлении жителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.            Назначить дело № 016/01/10-1379/2023 к рассмотрению на 16 ноября
2023 года в 13 часов 30 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1379/2023 в качестве ответчика ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН: 1660274803, 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 8, оф. 10).

3.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1379/2023 в качестве заявителя <…> (<…>).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1379/2023 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «УК «ПЖКХ» в срок до 07 ноября 2023 года представить следующую информацию:

5.1. Письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном выставлении жителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года.

5.2. Информацию о том, обращался ли региональный оператор в адрес Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с инициативой установления контейнерной площадки на территории с. Бритвино.

5.3. Информацию о том, куда жители с. Бритвино складировали ТКО, с приложением документов, подтверждающих доводы ООО «УК «ПЖКХ».

5.4. Документы, подтверждающие факт переполнения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в разрезе населенных пунктов, с приложением фото- или видеофиксации.

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в срок до 07 ноября 2023 года представить в адрес Татарстанского УФАС России

6.1. Пояснения по существу рассматриваемого дела № 016/01/10-1379/2023.

6.2. Информацию о контейнерных площадках, расположенных на территории с. Бритвино, Зеленодольский район РТ. Письменно пояснить, с какой даты (в формате день.месяц.год) каждая из контейнерных площадок, имеющихся на территории с. Бритвино, была внесена в указанное в Постановления «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

6.3. Информацию о том, обращался ли региональный оператор в адрес Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с инициативой установления контейнерной площадки на территории с. Бритвино.

6.4. Сведения о количестве жилых домов в разрезе населенных пунктов Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в динамике с 2019г. по дату получения настоящего определения.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить
об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться                                      с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка законных представителей участников по делу с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1379/2023 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны