Решение №АР-05/13959 Решение по делу №016/01/10-1070/2023 от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/13959 от 28.12.2023

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-1070/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН: 1660274803) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании СНТ «Поиск» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение прокуратуры Республики Татарстан (вх. №3092 от 28.03.2023) с просьбой организовать проверку соблюдения ООО УК «ПЖКХ» требований антимонопольного законодательства и обращение СНТ «Поиск» (вх. №3783/ж от 13.04.2023, вх. №5507 от 31.05.2023), содержащее обстоятельства, свидетельствующие о возможных признаках нарушения ООО УК «ПЖКХ» антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанных обращений в действиях ООО УК «ПЖКХ» были обнаружены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании СНТ «Поиск» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО «УК «ПЖКХ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Татарстанским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес ООО «УК «ПЖКХ» было выдано предупреждение №П05-26/2023 (исх. №АШ-05/6091 от 14.06.2023) о необходимости совершить действия по урегулированию разногласий с СНТ «Поиск», в части определения даты начала фактического оказания услуг по обращению с ТКО с места (площадки) накопления, указанной в договоре №1659017174/1.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

ООО «УК «ПЖКХ» предупреждение №П05-26/2023 было получено 14.06.2023 в системе электронного документооборота «Практика», что подтверждается присвоением ООО «УК «ПЖКХ» предупреждению №П05-26/2023 входящего номера (вх. №8650 от 14.06.2023).

Предупреждение №П05-26/2023 необходимо было выполнить в течении 30 дней с момента получения.

Однако по состоянию на 27 июля 2023 года ООО «УК «ПЖКХ» не представило Татарстанскому УФАС России доказательств исполнения предупреждения №П05-26/2023.

05 июля 2023 года ООО «УК «ПЖКХ» направило в адрес Татарстанского УФАС России письмо исх. №7247 от 05.07.2023 (вх. №6879 от 05.07.2023) в ответ на предупреждение №П05-26/2023, сообщив, то обстоятельство, что заключение СНТ «Поиск» в период с 01.01.2019 по 18.07.2022, кроме ООО «УК «ПЖКХ договоров на вывоз мусора с иными организациями, транспортирующими отходы, не относящиеся к ТКО, не свидетельствует о том, что указанные организации осуществляли транспортирование ТКО. Складирование ТКО членами СНТ «Поиск» осуществлялось в близлежащие контейнерные площадки.

Письмо ООО «УК «ПЖКХ» исх. №7247 от 05.07.2023 (вх. №6879 от 05.07.2023) не свидетельствует об исполнении Обществом предупреждения №П05-26/2023.   

Таким образом, предупреждение №П05-26/2023 ООО «УК «ПЖКХ» в установленный срок не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с тем, что предупреждение №П05-26/2023 не исполнено, Татарстанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «УК «ПЖКХ».

На основании вышеизложенного был издан приказ Татарстанского УФАС России от 30.08.2023 №01/169-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании СНТ «Поиск» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

 Определением о назначении дела №016/01/10-1070/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13 сентября 2023 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «УК «ПЖКХ», в качестве заявителя было привлечено СНТ «Поиск».

Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/10-1070/2023 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО «УК «ПЖКХ» признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (Протокол №270818/2342676/03 от 25 сентября 2018 года).

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 2022 году между ООО «УК «ПЖКХ» и СНТ «Поиск» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО (договор №1659017174/1). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО (договор №1659017174/1) был подписан ООО «УК «ПЖКХ» 18.06.2022 года, СНТ «Поиск» 18.07.2022 года.

Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о количестве и типе используемых контейнеров и (или) бункеров, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению Сторон определяются согласно приложению №1 к настоящему договору.

В приложение №1 к договору №1659017174/1 ООО «УК «ПЖКХ» и СНТ «Поиск» согласовали объем принимаемых ТКО в год, согласно нормативов накопления, в объеме – 98,796 м3, а также место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Казань, тер. СНТ Поиск.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 договора №1659017174/1 региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которое определены в приложение №1 к настоящему договору.

Потребитель, согласно подпункту «а» пункта 19 обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных в договоре на оказание услуг по обращению ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.        

Согласно пункту 4 договора №1659017174/1 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01 января 2019 года.

11 апреля 2022 года ООО «УК «ПЖКХ» выставило СНТ «Поиск» счета-фактуры на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 года:

- счет-фактура №37271 (за январь-март 2019) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37281 (за апрель-июнь 2019) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37285 (за июль-сентябрь 2019) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37288 (за октябрь-декабрь 2019) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37289 (за январь-март 2020) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37291 (за апрель-июнь 2020) на сумму 10 843,59 руб.;

- счет-фактура №37293 (за июль-сентябрь 2020) на сумму 11 277,57 руб.; 

- счет-фактура №37294 (за октябрь-декабрь 2020) на сумму 11 277,57 руб.;

- счет-фактура №37316 (за январь-март 2021) на сумму 11 277,57 руб.;

- счет-фактура №37318 (за апрель-июнь 2021) на сумму 11 277,57 руб.;

- счет-фактура №37319 (за июль-сентябрь 2021) на сумму 12 067,20 руб.;

- счет-фактура №37321 (за октябрь-декабрь 2021) на сумму 12 067,20 руб.;

- счет-фактура №37322 (за январь 2022) на сумму 4 022,40 руб.;

- счет-фактура №37323 (за февраль 2022) на сумму 4 022,40 руб.;

- счет-фактура №37324 (за март 2022) на сумму 4 022,40 руб.

30 апреля 2022 г. счет-фактура №55377 (за апрель 2022) на сумму 4 022,40 руб.

31 мая 2022 г. счет-фактура №69525 (за май 2022) на сумму 4 022,40 руб.

30 июня 2022 г. счет-фактура №81681 (за июнь 2022) на сумму 4 022,40 руб.

При этом СНТ «Поиск» считает, что ООО «УК «ПЖКХ» в период с 01.01.2019 по 18.07.2022 год услуги по обращению ТКО на территории СНТ Поиск не оказывало. Данные услуги в указанный период оказывали другие хозяйствующие субъекты, с которыми СНТ «Поиск» заключало договоры на вывоз мусора (ООО «ПЭК-Казань», ООО «Эко М», ИП Нурутдинов). Также заявитель пояснил, что разделение отходов на коммунальные, бытовые, строительные или растительные остатки не производилось. Все складывалось в один 8 кубовый бункер.

По мнению СНТ «Поиск» региональный оператор неправомерно выставляет счета на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 года, поскольку вывоз ТКО с площадки СНТ Поиск ООО «УК «ПЖКХ» начало осуществлять только с июля 2022 года.

Согласно пояснениям ООО «УК «ПЖКХ», данным в ответ на запрос Татарстанского УФАС России, вывоз ТКО региональным оператор осуществляется с контейнерной площадки на территории СНТ «Поиск», а также с ближайшей контейнерной площадки по адресу: г. Казань, ул. Молодежная, жилой массив Отары, что подтверждается отчетами о фактическом вывозе ТКО.

Комиссией по рассмотрению настоящего дела было установлено, что в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г. региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с контейнерной площадки, размещенной на территории СНТ «Поиск».

В соответствии с отчетом по фактически вывезенному ТКО, представленным региональным оператором, вывоз ТКО по договору №1659017174/1 от 01.01.2019 в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г. производился с контейнерной площадке по адресу: г. Казань, жилой массив Отары, ул. Молодежная.

Таким образом, региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с территории СНТ «Поиск» в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г., соответственно свои обязательства по договору №1659017174/1 от 01.01.2019 в указанный период региональный оператор не исполнял.

СНТ «Поиск», не согласившись с условиями договора №1659017174/1 от 01.01.2019, обратилось в адрес регионального оператора с просьбой перезаключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО (письмо от 06.11.2022 г.). Обосновывая свою просьбу СНТ «Поиск» сообщило региональному оператору, что в 2019 году вывоз отходов с территории СНТ осуществлял ИП Нурутдинов Р.Н., а в 2020, 2021 и 2022 году был заключен договор с ООО «ПЭК-Казань».

Также СНТ «Поиск» пояснило, что на террарии СНТ имеется один 8 куб. бункер куда складировался весь мусор, разделения на бытовые, коммунальные или строительные отходы не было.

Однако письмо СНТ «Поиск» от 06.11.2022 г. было остановлено региональным оператор без внимания.  

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в соответствии с Правилами №1156.

В силу п.8 (4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.

Договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением №1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ.

Таким образом, региональный оператор должен руководствоваться типовой формой договора. При этом, условия договора, которые касаются прошлого периода, должны устанавливаться соглашением сторон, то есть не могут быть установлены исключительно по требованию регионального оператора или потребителя.

Согласно положениям Закона №89-ФЗ и пункта 25 Правил №1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Порядком осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг0 по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также, согласно типовой форме договора, региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении к настоящему договору.

Приложением №1 к договору №1659017174/1 от 01.01.2019 г. место (площадка) накопления ТКО было определено сторонами договора по адресу: г. Казань, тер. СНТ Поиск.

Региональный оператор выставляя, СНТ «Поиск» счета за услуги по обращению с ТКО за период 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г. должен был предоставить доказательства, что обязательства по договору №1659017174/1 от 01.01.2019 г., в указанный период им исполнялись.

Однако региональный оператор не представил доказательств оказания СНТ «Поиск» услуг по обращению с ТКО за период 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г.

Региональным оператором был предоставлен отчет по фактически вывезенному ТКО с контейнерной площадке по адресу: г. Казань, жилой массив Отары, ул. Молодежная. В своих пояснениях региональный оператор сообщил, что вывоз ТКО в рамках договора №1659017174/1 от 01.01.2019 г., в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г., осуществлялся с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Казань, жилой массив Отары, ул. Молодежная.

Вместе с тем, если региональный оператор указал в договоре места (площадки) накопления ТКО: г. Казань, тер. СНТ Поиск, то и вывоз ТКО должен осуществляться с указанного места.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 установлена следующая периодичность вывоза ТКО: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже 1 раза в 3 суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

- плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

- плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

Расчет услуг по обращению с ТКО исходя из нормативов подразумевает не только само по себе начисление платы в отношении потребителя, но и надлежащее исполнение обязательств, возложенных на регионального оператора в части периодичности вывоза образованных ТКО.

Вместе с тем, региональный оператор не представил доказательств вывоза ТКО с территории СНТ Поиск с соблюдением периодичности, установленной действующим законодательством.

При этом, отсутствие контейнерной площадки СНТ «Поиск» в схеме обращения с отходами не освобождает регионального оператора от обязанности осуществлять вывоз ТКО с места, указанного в договоре.

Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил №1156 в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Региональный оператор, зная о расположенной на территории СНТ Поиск контейнерной площадке, не направил информацию о ней в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Также стоит отметить, что в соответствии пунктом 148(45) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Исходя из вышеприведенных норм, заключение возмездного договора предполагает плату за услуги, исполненные в соответствии с заключенным обязательством. Действующее законодательство не предполагает оплаты неоказанных услуг, равно как и не предполагает полной оплаты за оказанные в части услуги.

Учитывая изложенные обстоятельства, отчет по фактически вывезенному ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Казань, жилой массив Отары, ул. Молодежная, не подтверждает вывоз ТКО в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2022 г. с места (площадки) накопления ТКО, расположенной по адресу: г. Казань, тер. СНТ Поиск, которая была определена договором №1659017174/1 от 01.01.2019 г.

Следовательно, расходы на оказание услуг по обращению с ТКО в рамках исполнения обязательств по договору №1659017174/1 от 01.01.2019 г. региональным оператором не производились.

Несоблюдение указанных требований ведет к прямому злоупотреблению со стороны регионального оператора доминирующим положением, а также к необоснованному извлечению выгоды, так как, отсутствие факта оказания услуг по обращению с ТКО, означает что региональный оператор не нес затрат на транспортирование и дальнейшее обращение с отходами.

Довод ООО «УК «ПЖКХ» о том, что антимонопольный орган не вправе разрешать гражданско-правовой спор, поскольку Общество передало вопрос о взыскании с СНТ «Поиск» долга по оплате услуг за обращение с ТКО на разрешение суда, в связи с чем, отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, является несостоятельным.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что реализация антимонопольными органами в целях защиты конкуренции предоставленных им властных полномочий не исключает права участников рынка на защиту своих гражданских прав на основании положений Закона о защите конкуренции, включая право на обращение в суд (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).

В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» прямо указано на возможность параллельного использования административного и судебного порядка защиты прав и свободу выбора между ними.

Татарстанское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела оценивает действия ООО «УК ПЖКХ» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при создании со стороны Общества условий потребления услуги по обращению с ТКО.

Игнорирование обращений СНТ «Поиск» и не направления в его адрес доказательств оказания услуг по обращению с ТКО свидетельствует о стремлении регионального оператора навязать СНТ «Поиск» невыгодные условия договора.

Необходимо отметить, что в правоотношениях между региональным оператором СНТ «Поиск» не является профессиональным участником рынка по обращению с ТКО, поэтому является более слабой стороной в сделках, в связи с чем, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов.

Также стоит отметить, что СНТ «Поиск» в правоотношения с региональным оператором является представителем собственников садовых земельных участков, которые является его членами, то есть СНТ «Поиск» действует в интересах неопределенного круга лиц.

Таким образом, в результате необоснованно навязанного условия договора со стороны регионального оператора о дате начала оказания услуг с 01.01.2019г., СНТ «Поиск» (члены СНТ) вынуждено нести бремя оплаты за не оказанные услуги по обращению с ТКО.

Татарстанское УФАС России, оценивая в рамках рассмотрения дела №016/01/10-1070/2023 действия регионального оператора на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, действует в интересах неопределенного круга потребителей.

Право антимонопольного органа осуществлять защиту прав неопределенного круга потребителей подтвердил Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства указав, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем (абзац 3 пункта 10 постановления от 04.03.2021 №2).

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в части 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие-либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена, соответственно, на рынке невозможна взаимозаменяемость товара. Кроме того, отказ от приобретения услуги возможен только в случае полного прекращения деятельности потребителя.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка также имеют прямое законодательное закрепление и определены границами зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная. Самостоятельное изменение (как со стороны продавца, так и со стороны потребителя) границ зоны деятельности невозможно без изменения действующего законодательства; выбор регионального оператора и (или) потребителя услуг, не входящих в зону деятельности, законодательством не предусмотрен.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

На рассматриваемом товарном рынке отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ» в определенных границах, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Западной зоне – ООО «УК «ПЖКХ» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты действующими операторами соответствующего статуса и проведения нового отбора, что является непреодолимым барьером входа на рынок (т.к. не зависит от каких-либо затрат со стороны возможных потенциальных конкурентов, но обусловлено исключительно либо истечением десятилетнего срока деятельности оператора, либо совершением оператором действий, влекущих утрату статуса, либо изменением действующего законодательства).

Таким образом, действующее нормативное регулирование презюмирует, что рынок относится к высококонцентрированному с неразвитой конкуренцией.

Учитывая изложенное, ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем на него распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

Таким образом, исследовав доказательства по делу, оценив позиции сторон, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан, в части в навязывания СНТ «Поиск» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

В соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/10-1070/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчик возражения в письменной форме не представил.

На заседании Комиссии 07 декабря 2023 года представителем ООО «УК «ПЖКХ» было заявлено о том, что Общество направило в адрес СНТ «Поиск» письмо с предложением подписать дополнительное соглашение №1 к договору №1659017174/1 от 01.01.2019 года, в соответствии с которым датой начала оказания услуг по обращению с ТКО будет считаться 18 июля 2022 года.

СНТ «Поиск» в ответ на предложение ООО «УК «ПЖКХ» сообщило, что в настоящее время идет судебное дело, связанное с действием договора №1659017174/1 от 01.01.2019 года, а также в связи с рассмотрением настоящего дела садовое товарищество не может принять предложение регионального оператора.

Комиссия по рассмотрению настоящего дела считает, что сам по себе факт направления ООО «УК «ПЖКХ» в адрес СНТ «Поиск» дополнительного соглашения №1 к договору №1659017174/1 от 01.01.2019 года, в соответствии с которым датой начала оказания услуг по обращению с ТКО будет считаться 18 июля 2022 года, не свидетельствует об устранении допущенных нарушений, поскольку региональный оператор не предоставил доказательств аннулирования выставленных СНТ «Поиск» счетов на оплату услуг по обращению с ТКО, которые, как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, региональный оператор фактически не оказывал.

Нарушение в данном случае заключается в том, что в результате действий регионального оператора, которые выразились в необоснованном навязывании условий договора о дате начала оказания услуг с 01.01.2019 г., СНТ «Поиск» вынужден нести бремя оплаты за не оказанные услуги по обращение с ТКО.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Принимая во внимание, что на момент вынесения настоящего решения доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «УК «ПЖКХ» не представлены, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать ООО «УК «ПЖКХ» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Родины, дом 8, офис 10, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, ИНН: 1660274803, КПП: 166001001) нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании СНТ «Поиск» невыгодных условий договора о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО.

Выдать ООО «УК «ПЖКХ» (420087, Республика Татарстан, город Казань, улица Родины, дом 8, офис 10, ОГРН: 1161690118754, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2016, ИНН: 1660274803, КПП: 166001001) предписание о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны