Решение №АР-05/5462 Решение по делу №016/01/10-1379/2023 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/5462 от 05.06.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1379/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неправомерном выставлении жителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года, в присутствии:

- представителя ООО «УК «ПЖКХ»: <…> (доверенность № <…>);

- представителя Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан: <…> (доверенность от <…>);

- представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан: <…> (доверенность от <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В рамках реализации своих функций и целей административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции,
в числе которых – недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 (далее — Положение) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) письмом от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан поступило обращение <…> (вх. №6182 от 19.06.2023г., исх. № УПЧ Ш-2910-исх от 16.06.2023г.) по вопросу правомерности действий ООО «УК «ПЖКХ», касательно начисления платы за услугу по обращению с ТКО.

В обращении заявитель указывает, что региональный оператор в апреле 2023 года жителям с. Бритвино начислил плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2020 года. При этом, услугу ООО «УК «ПЖКХ» начало оказывать лишь в 2022 году.

По результатам рассмотрения обращений, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № 01/193-к от 09.10.2023г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1379/2023 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неправомерном выставлении жителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан счетов на оплату услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1379/2023 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Село Бритвино входит в состав муниципального образовании «поселок городского типа Нижние Вязовые» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации заявителя, Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района), а также ООО «УК «ПЖКХ», контейнерные площадки на территории с. Бритвино отсутствуют.

В соответствии с согласованным с ООО «УК «ПЖКХ» и утвержденным Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района графиком вывоза ТКО на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на 2021 года установлено, что вывоз ТКО в населенном пункте с. Бритвино осуществляется один раз в неделю (воскресенье).

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района поясняет, что вывоз ТКО осуществляется бестарным способом с 01.06.2021г.

В ходе рассмотрения дела представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, а также заявитель в обращении отметили, что проживание на территории с. Бритвино носит сезонный характер, преимущественно в летний период и на выходных днях.

В соответствии с представленными ООО «УК «ПЖКХ» отчетами по фактически вывезенным объемам, сбор и вывоз ТКО с с. Бритвино начал осуществляться с 30.05.2021 года.

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «в период с 01.01.2020 по 30.05.2021 услуга по обращению с ТКО оказывалась региональным оператором на территории с. Бритвино с использованием потребителем для накопления ТКО любых ближайших общедоступных мест (площадок) накопления, организованных органами местного самоуправления в пределах всей зоны деятельности регионального оператора…

…При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на любых других контейнерных площадках в пределах муниципального образования, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет. Таким образом, ближайшей контейнерной площадкой по отношению к с. Бритвино является контейнерная площадка, расположенная по адресу: Зеленодольский район, с. Большое Ходяшево, ул. Центральная, 81…

…Также сообщаем, что вывоз ТКО непосредственно с территории с. Бритвино в период с 30.05.2021 по дату получения настоящего запроса осуществляется бестарным способом».

Как отметил региональный оператор, в с. Бритвино начисления за услугу по обращению с ТКО производится по 88 лицевым счетам.

Согласно представленным сведениям о дате, с которой ООО «УК «ПЖКХ» начало выставлять жителям с. Бритвино счета об оплате услуг по обращению с ТКО и о периоде начисления, установлено следующее.

 

Наименование населенного пункта

Дата выставления

Период начисления

Количество лицевых счетов, которым выставлен платеж за обращение за услугу по ТКО

С. Бритвино (всего 88 лицевых счета)

01.06.2021г.

с 01.06.2021г.

38

01.10.2021г.

с 01.10.2021г.

1

01.04.2023г.

с 01.01.2020г.

30

с 01.02.2020г.

11

с 01.05.2020г.

2

с 01.12.2020г.

1

с 01.11.2021г.

2

с 01.07.2022г.

1

с 01.02.2023г.

1

с 01.05.2023г.

1

01.05.2023г.

с 01.05.2023г.

1

 

Кроме того, в рамках рассмотрения дела № 016/01/10-1379/2023 установлено, что доначисления за услугу «обращение с ТКО» за период с 01.01.2020г. по 30.05.2021г. региональным оператором были произведены в отношении населенных пунктов д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Информация о начислениях представлена в следующей таблице.

 

Наименование населенного пункта

Дата выставления

Период начисления

Количество лицевых счетов, которым выставлен платеж за обращение за услугу по ТКО

д. Исаково (всего 94 лицевых счета)

01.07.2021г.

с 01.06.2021г.

45

01.04.2023г.

с 01.01.2020г.

49

п. Луговой (всего 19 лицевых счетов)

01.06.2021г.

с 01.07.2021г.

6

01.04.2023г.

с 01.01.2020г.

13

д. Русские Ширданы (всего 37 лицевых счетов)

01.07.2021г.

с 01.06.2021г.

27

01.04.2023г.

с 01.01.2020г.

10

 

В соответствии с письменными пояснениями Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения): «в настоящее время в связи с бестарным способом вывоза ТКО в д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы контейнерные площадки отсутствуют».

Согласно фотоматериалам, подтверждающим вывоз ТКО с территорий д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы установлено, что вывоз ТКО с указанных населенных пунктов региональным оператором начал осуществляться с 30.05.2021г.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО со стороны ООО «УК «ПЖКХ» жителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы не была оказана в период до 30.05.2021 года. Однако, региональный оператор в 2023 году произвёл доначисления по 116 лицевым счетам за период: с 01.01.2020 года до 30.05.2021 года.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1379/2023 в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступило обращение <…>, направленное прокуратурой Республики Татарстан (исх. № 7-р-17210-23/19090 от 20.11.2023г., вх. № 12336 от 21.11.2023г.), на действия регионального оператора, которые выразились в начислении жителям д. Соловьевка Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2020 года. Заявитель указывает, что услуга «обращение с ТКО» ООО «УК «ПЖКХ» не оказывает. Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/10-1379/2023 от 22.02.2024г. (исх. №АР-05/1987 от 05.03.2024г.) принято решение о приобщении вышеуказанного обращения к материалам дела № 016/01/10-1379/2023 и рассмотрения указанных обстоятельств в рамках настоящего дела.

Деревня Соловьевка входит в состав Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно информации заявителя, Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет Большеключинского сельского поселения), а также ООО «УК «ПЖКХ»: контейнерные площадки, а также мешочный сбор (бестарный способ) на территории д. Соловьевка отсутствуют, вывоз ТКО не осуществляется.

В ходе рассмотрения дела представитель Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения, а также заявитель пояснили, что проживание на территории д. Соловьевка носит сезонный характер, преимущественно в летний период, так как в иное время не обеспечено бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения и отсутствуют безопасные условия для такого движения до населенного пункта д. Соловьевка.

В соответствии с материалами дела установлено, что в д. Соловьевка, в котором не организованы места (площадки) накопления ТКО, жители проживают лишь в летний период для введения дачного хозяйства, ввиду отсутствия круглогодичного проезда на территорию населенного пункта. Заявителем приложены ответы Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района в адрес граждан относительно строительства/обустройства дороги, согласно которым:

-              письмо от 06.10.2021г. (исх. № 03-4/2052): «по информации Главы Большеключинского сельского поселения зарегистрировано 5 человек, проживающих в данном населенном пункте только в летнее время, строительство дороги, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, нецелесообразно»;

-              снимок экрана с мотивированным отказом Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 05.04.2022г.: «ввиду того, что в населенном пункте д. Соловьевка в зимнее время никто не проживает, грунтовая дорога до д. Соловьевка от снежных масс не очищается. В конце марта и начале апреля грунтовую дорогу очистить от снега не представляется возможным, так как ее под снегом не видно, справа и слева от дороги, частные земельные участки»;

-              письмо от 24.05.2022г. (исх. № 03-4/907) «в д. Соловьевка круглогодично проживает (зарегистрировано) 5 человек, обустройство автодороги с асфальтовым покрытием не представляется возможным».

Вместе с тем, Главой Большеключинского сельского поселения в адрес регионального оператора было направлено письмо (исх. № 02-534 от 06.12.2023г.) в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу доначисления платы за услугу «обращение с ТКО» с просьбой списать начисленную плату потребителям населенных пунктов д. Соловьевка, п. Светлое Озеро, с. Малые Ключи, ввиду отсутствия оказания услуги, мест накопления ТКО и отсутствия бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения.

Таким образом, д. Соловьевка относится к населенному пункту, проживание в котором носит сезонный характер. При этом, в зимний период в таких населенных пунктах вывоз отходов физически невозможно осуществить, ввиду отсутствия проезда.

Исполнительный комитет Большеключинского сельского поселения отмечает, что сметная документация по установке контейнерной площадки ТКО разработана. Установка контейнерной площадки ТКО в населенном пункте д. Соловьевка планируется на 2024 год по программе о введении и использовании средств самообложения граждан.

Факт того, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО из д. Соловьевка, подтверждается маршрутным журналом по транспортированию ТКО.

Из предоставленных ООО «УК «ПЖКХ» пояснений следует, что «жители д. Соловьевка не лишены возможности складировать ТКО на ближайших контейнерных площадках Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Ближайшая контейнерная площадка находится по адресу: Зеленодольский район, с. Большие Ключи, ул. Волостнова, д. 43. Дата начала оказания предоставления коммунальной услуги «обращение с ТКО» в Большеключинском сельском поселении Зеленодольского муниципального района с 01.01.2019г.»

При этом, согласно отчету по фактически вывезенным объемам ТКО в с. Большие Ключи региональный оператор услугу по обращению с ТКО начал оказывать с 02.03.2020г., а в соответствии с фотоматериалами – с 20.05.2020г.

Как отметил региональный оператор, в д. Соловьевка начисления по услуге «обращение с ТКО» производится по 25 лицевым счетам с 01.04.2023г., где плата предъявлена за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г.

Позиция ООО «УК «ПЖКХ» относительно правомерности выставления жителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, д. Соловьевка платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основывается на том, что жители указанных населенных пунктов в отсутствие места (площадки) накопления ТКО в их деревне/селе/поселке не лишены возможности пользоваться иными местами (площадками) накопления ТКО, находящимися при этом на значительном расстоянии от их домовладений.

Региональный оператор указывает, что услуга по обращению с ТКО надлежащим образом оказывалась в спорный период с ближайшего населенного пункта:

-              для потребителей с. Бритвино осуществлялся с контейнерной площадки, расположенной по адресу: с. Большое Ходяшево, ул. Центральная 81 (расстояние от с. Бритвино до ближайшей контейнерной площадки, расположенной в с. Большое Ходяшево составляет более 10 км.);

-              для потребителей д. Соловьевка осуществляется с контейнерной площадки, расположенной по адресу: Зеленодольский район, с. Большие Ключи, ул. Волостнова, д. 43 (расстояние от с. Бритвино до ближайшей контейнерной площадки, расположенной в с. Большие Ключи, составляет более 5 км.).

Относительно д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы региональный оператор отмечает, что «вывоз ТКО с данных населенных пунктов осуществляется согласно графику:

- д. Исаково: с 27.05.2021г. еженедельно в воскресенье, с 04.08.2021г. еженедельно в субботу;

- п. Луговой: с 27.05.2021г. еженедельно в воскресенье, с 04.08.2021г. еженедельно в субботу;

- д. Русские Ширданы: с 27.05.2021г. еженедельно в воскресенье, с 04.08.2021г. еженедельно в субботу; с 03.05.2023 еженедельно в среду.».

Более того, ООО «УК «ПЖКХ» отмечает, что создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора и, соответственно, в части проведения начислений за услугу «обращение с ТКО» региональный оператор действует правомерно.

Однако, антимонопольный орган не может согласиться с указанной позицией Общества на основании следующего.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-Ф «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления).

Одновременно, как указано в п.2 ст.24.6 Закона об отходах производства и потребления, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г (далее - Правила № 1156).

Правила № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (абз. 1 пункт 1 Правил № 1156).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (абз. 2 пункта 4 Правил № 1156).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Соглашение № 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (далее – соглашение), в том числе на территории Пестречинского муниципального района, заключено 09.11.2018 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором в Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 мая 2011 года (далее – Правила № 354), услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой.

Таким образом, ООО «УК «ПЖКХ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 ноября 2022 г. №304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Законом об отходах производства и потребления в преамбуле определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.

Являясь регулируемой организацией и сильной стороной в правоотношении по обращению с ТКО по отношению к собственнику отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему, а также экономического обоснования расходов на осуществление регулируемой деятельности при обращении в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа.

И, напротив, включение соответствующих сведений в территориальную схему в публичном порядке предполагает верификацию факта продуцирования ТКО потребителем (группой потребителей).

Другими словами, на распределение бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции:

1) осуществление деятельности субъектом гражданского оборота (исходный факт) предполагает образование отходов (презюмируемый факт);

2) включение в территориальную схему сведений об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов (исходный факт) предполагает оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором (презюмируемый факт).

Соответственно, для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО региональному оператору достаточно подтвердить факт заключения договора между ним и потребителем (путем одного подписанного сторонами документа или путем одной из фикций, предусмотренных Правилами N 1156), а также два вышеуказанных исходных факта. При таких условиях услуга предполагается оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если не будет прямо опровергнут любой из исходных или презюмируемых фактов.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО (п. 14 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).

Соответственно позиция регионального оператора о том, что услуга по обращению с ТКО считается оказанной, так как в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для конкретного населенного пункта, жители данного населенного пункта могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, не может быть поддержана.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункту 15 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. № 149 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами Республики Татарстан (далее – Территориальная схема Республики Татарстан).

Территориальной схемой Республики Татарстан не определены места (площадки) накопления ТКО для населенных пунктов с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, д. Соловьевка, для места накопления по адресу: Зеленодольский район, с. Большие Ключи, ул. Волостнова, д. 43 в качестве источника образования отходов д. Соловьевка не значится, для места накопления по адресу: Зеленодольский район, с. Большое Ходяшево, ул. Центральная, 81 в качестве источника образования отходов с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы также не значится.

В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Болшеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, места (площадки) накопления ТКО для населенного пункта д. Соловьевка не определены.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ № 59 от 11.08.2023г. «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения от 16.02.2021 № 16 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «поселок городского типа Нижние Вязовые», на территории п. Луговой установлено 2 контейнера для сбора ТКО.

В соответствии с Постановлением Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ № 1 от 11.01.2024г. «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения от 16.02.2021 № 16 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «поселок городского типа Нижние Вязовые», на территории д. Исаково установлено 4 контейнера для сбора ТКО, с. Бритвино - 2 контейнера для сбора ТКО, д. Русские Ширданы - 2 контейнера для сбора ТКО.

При этом, Комиссия отмечает, что для населенных пунктов с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы в период до издания вышеуказанных нормативных актов органов местного самоуправления, в том числе в период с 01.01.2020 г. по 30.05.2021 г., места (площадки) накопления ТКО не были определены.

Региональным оператором с собственниками домовладений с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, д. Соловьевка в письменной форме договоры на обращение с ТКО с указанием конкретных мест накопления ТКО не заключались.

При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, для взыскания платы региональный оператор обязан доказать фактическое оказание услуг потребителю.

Изложенная позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.

Из указанной позиции в числе прочего следует, что при отсутствии заключенного сторонами договора в виде одного подписанного сторонами документа, содержащего все существенные условия, указанные в Правилах N 1156, юридически значимым обстоятельством является включение спорного места накопления ТКО в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации) (часть 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, пункты 5, 23 Правил N 1130).

Региональный оператор в силу пункта 23 Правил N 1130 имеет возможность влиять на содержание территориальной схемы.

Более того, пункт 30 Правил N 1130 в качестве одного из оснований для корректировки территориальной схемы определяет изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе выявление новых источников образования отходов.

При этом, в силу пункта 31 Правил N 1130 региональный оператор наделен правом внести предложение по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган.

Однако ООО «УК «ПЖКХ», выявив в 2023 году, в том числе новый источник образования отходов (населенный пункт д. Соловьевка), не инициировало внесение изменений в Территориальную схему Республики Татарстан, а выставило собственникам домовладений указанного населенного пункта плату за обращение с ТКО за период с 2020 года.

Таким образом, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему.

Необходимо отметить, что если спорное место накопления отходов не включено в территориальную схему, то затраты по обращению с этими ТКО не учтены и в базовой для расчета тарифа необходимой валовой выручке (НВВ) регионального оператора, от собирания которой зависит выполнение им инвестиционных программ (раздел XI Основ ценообразования N 484, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016).

Другими словами, нарушение тарифно-балансовой схемы в результате отказа во взыскании стоимости услуг в пользу регионального оператора в этом случае не происходит, публичные интересы не нарушаются, региональный оператор обязан доказывать факт оказания услуг конкретному абоненту на общих основаниях, то есть оплате абонентом подлежат только реально оказанные ему региональным оператором услуги.

Таким образом, факт оказания услуг ООО «УК «ПЖКХ» собственникам домовладений с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, д. Соловьевка подлежит доказыванию, а сама по себе возможность потребителям осуществлять складирование ТКО в любых местах накопления ТКО, находящихся в зоне деятельности регионального оператора, не позволяет последнему требовать плату за не оказанные услуги.

Факт того, что региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО из с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы за период с 01.01.2020г. по 30.05.2021г., и не осуществлял за период с 01.01.2020г. по дату выставления платы за услугу «обращение с ТКО» из д. Соловьевка не оспаривается сторонами по делу, кроме того указанное подтверждается маршрутным журналом по транспортированию ТКО.

При этом, Комиссия отмечает, что само по себе образование отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора не означает, что обращение с отходами, образуемыми потребителями, будет осуществляться исключительно региональным оператором, и он понесет соответствующие расходы, вследствие чего у него возникнет право требования оплаты за свои услуги.

Так, в рамках рассмотрения настоящего дела представитель Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения сообщил о том, что в 2022г. на территории с. Бритвино была ликвидирована несанкционированная свалка. Доказательством является муниципальный контракт № <…>, заключенный между Исполнительным комитетом Нижневязовского городского поселения (Заказчик) и <…> (Исполнитель), по результатам проведенного электронного аукциона (протокол от <…>) (далее – контракт).

Согласно предмету контракта: исполнитель обязуется оказать услуги (выполнить работы): Ликвидация несанкционированных свалок на территории Нижневязовского городского поселения, в соответствии с условиями Контракта и Задания (Приложение №1 к контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять их и оплатить.

В соответствии с Приложением №1 к контракту, ликвидация свалки по адресу:

- Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые;

- Республика Татарстан, Зеленодольский район, д. Улитино;

- Республика Татарстан, Зеленодольский район, д. Русские Ширданы;

- Республика Татарстан, Зеленодольский район, д. Бритвино.

При изложенных обстоятельствах, несение ООО «УК «ПЖКХ» расходов, связанных с оказанием услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 30.05.2021 не подтверждается.

Для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор).

По Типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно подп. а) п. 148(22) Правил № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право согласно подп. а) п. 148(24) указанных Правил получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.

Кроме того, Правилами № 354 в пункте 17 приложения №1 установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов.

Таким образом, действующее законодательство исходит из того, что услуги по обращению с ТКО должны оказываться в объеме и надлежащего качества, необходимого для удовлетворения потребности потребителей такой услуги.

По мнению Комиссии, позиция регионального оператора о необходимости потребителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, д. Соловьевка осуществлять складирование ТКО в иных населенных пунктах, а также не принятие мер по созданию условий для надлежащего качества оказания услуг по обращению с ТКО нарушает баланс интересов участников рынка и позволяет доминирующему на рынке хозяйствующем субъекту необоснованно извлекать выгоду из такого положения.

При этом, региональный оператор, выявив новый источник образования ТКО, имеет возможность оказывать услуги по обращению с ТКО одним из предусмотренных действующим законодательством способов, даже не инициируя корректировку Территориальной схемы.

В соответствии с Типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. (пункт 10 Правил №1156).

Вместе с тем по смыслу абзаца восьмого пункта 2 Правил N 1156 погрузка ТКО в мусоровоз в целях транспортирования может осуществляться региональным оператором из иных мест, не являющихся местами (площадками) их накопления.

Согласно абзацу 2 пункта 15 Санитарных правил допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).

Исходя из приведенных нормативных положений, региональный оператор может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно из мест (источников) их образования.

В целях организации вывоза ТКО с территорий 4-х населенных пунктов, таких как д. Исаково, п. Луговой, с. Бритвино, д. Русские Ширданы, Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения 01.04.2021г. в адрес ООО «УК «ПЖКХ» направило письмо (исх. № 03-08/335). В ответ на указанное письмо, региональный оператор запросил данные по каждому населенному пункту, такие как географические координаты места (площадки) накопления ТКО, способ сбора ТКО, график вывоза ТКО, маршрут сбора ТКО, наличие подъездных путей, количество зарегистрированных, проживающих, количество собственников жилых помещений (исх. № 3947 от 16.04.2021г.).

24.05.2021г. Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения в адрес ООО «УК «ПЖКХ» направил письмо (исх. № <…>) с приложением запрошенных региональным оператором документов (исх. № <…>), а также сообщил, что:

-              способ сбора ТКО: пакетированный;

-              график вывоза ТКО: 1 раз в неделю (суббота или воскресенье);

-              в связи с отсутствием дороги с твердым покрытием до д. Русские Ширданы, вывоз осуществлять сезонно с мая по октябрь.

29.06.2021г. ООО «УК «ПЖКХ» в адрес Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения сообщило о том, что в адрес АО «Татэнергосбыт» было направлено поручение для открытия услуги по обращению с ТКО и проведения начислений с 01.06.2021г. всем потребителям д. Исаково, п. Луговой, с. Бритвино, д. Русские Ширданы.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, указанная практика внедрения бестарного способа сбора и удаления отходов в д. Исаково, п. Луговой, с. Бритвино, д. Русские Ширданы в 2021 году является добросовестной, так как региональным оператором плата за обращение с ТКО начала выставляться с момента начала фактического оказания услуг, отвечающего требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, действия, совершенные в 2023 году региональным оператором по выставлению платы потребителям указанных населенных пунктов за период, когда услуга надлежащим образом не оказывалась, нельзя признать добросовестными.

Согласно письменным пояснениям Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения: «региональный оператор в адрес Исполнительного комитета Большеключинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района с инициативой установления контейнерной площадки на территории д. Соловьевка не обращался.»

Таким образом, региональный оператор, располагая сведениями об отсутствии места накопления ТКО, в целях создания санитарно-эпидемиологического благополучия населения и надлежащего оказания услуги по обращению с ТКО мог использовать бестарный метод сбора и вывоза ТКО, который он использует в д. Исаково, п. Луговой, с. Бритвино, д. Русские Ширданы с 30.05.2021 года.

Вместе с тем, в отношении потребителей д. Исаково, п. Луговой, с. Бритвино, д. Русские Ширданы ООО «УК «ПЖКХ» предприняло разные подходы к определению платы за услугу «обращение с ТКО». Так, по 116-ти лицевым счетам плата за услугу «обращение с ТКО» начислена в 2021г. с момента начала оказания услуг, а по 116-ти лицевым счетам плата начислена в 2023г. за период с 01.01.2020г., когда услуга региональным оператором не оказывалась.

Вместе с тем, 15.12.2023г. ООО «УК «ПЖКХ» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило письмо (исх. № <…>) с целью актуализации данных о Потребителях, а именно: с 01.01.2020г. по 30.05.2021г. снять начисления и произвести перерасчет по услуге «обращение с ТКО» всем потребителям с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан.

12.01.2024г. АО «Татэнергосбыт» в адрес ООО «УК «ПЖКХ» направило письмо (исх. № <…>) об исполнении поручения исх. № <…>, а именно о снятии начислений по услуге «обращение с ТКО» в населенном пункте с. Бритвино Зеленодольского района Республики Татарстан с 01.01.2020г. по 30.05.2021г.

При этом, относительно снятия начислений по услуге «обращение с ТКО» в населенных пунктах д. Исаково, п. Луговой, п. Русские Ширданы за период с 01.01.2020г. по 30.05.2021г., региональный считает, что у ООО «УК «ПЖКХ» отсутствуют правовые основания.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России у ООО «УК «ПЖКХ» и Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района были запрошены сведения о способе сбора ТКО в сельских поселениях Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; о внедрении в населенных пунктах сельских поселений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан бестарного способа сбора ТКО.

На основании поступивших данных было установлено следующее.

На территории Зеленодольского района помимо 3 городских поселений расположено 21 сельское поселение, в которых 103 сельских населенных пункта.

Сбор и вывоз ТКО организован в 74-х населенных пунктах Зеленодольского района.

Согласно информации ООО «УК «ПЖКХ», на территории района:

-              64 населенных пункта, в которых вывоз ТКО осуществляется с контейнерных площадок ТКО;

-              8 населенных пунктов, в которых вывоз ТКО осуществляется бестарным способом;

-              2 населенных пункта, в которых вывоз ТКО осуществляется, как с контейнерных площадок ТКО, так и бестарным способом;

При этом, в 3 населенных пунктах, в которых место (площадка) накопления ТКО не организована, вывоз ТКО не осуществляется, жители на территории населенных пунктов не проживают, зарегистрированных нет, плата за услугу «обращение с ТКО» не начисляется (п. Раифский, д. Рязаново, д. Малые Юрты).

Таким образом, на территории сельских поселений Зеленодольского района в 10 населенных пунктах организован бестарный способ складирования ТКО, на территории 26-ти населенных пунктов сбор и вывоз ТКО не осуществляется:

1. с. Русско-Марийские Ковали;

2. д. Гремячий Ключ;

3. д. Берновые Ковали;

4. д. Красный Кармыш;

5. п. Светлое Озеро;

6. д. Соловьевка;

7. с. Малые Ключи;

8. п. Урман;

9. д. Русское Танаево;

10. д. Паново;

11. п. Прибой;

12. д. Никольское;

13. д. Утянгуш;

14. д. Утяково;

15. д. Луковское;

16. ж/д ст. Кубня;

17. с. Тугаево;

18. с. Большой Кульбаш;

19. д. Сентяк;

20. д. Чирючи;

21. д. Старые Ширданы;

22. д. Селище Говядина;

23. п. ж/р Албаба;

24. п. Кзыл-Тан;

25. д. Русское Исламово;

26. д. Малые Кургузи.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что информация о 8 населенных пункта, в которых вывоз ТКО осуществляется бестарным способом, не включена в Территориальную схему Республики Татарстан. Однако, региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с таких поселений.

Указанные обстоятельства подтверждают, что само по себе отсутствие информации о населенном пункте в территориальной схеме обращения с отходами не препятствует региональному оператору организовать оказание услуг надлежащего качества в таком населенном пункте. Каких-либо правовых ограничений такой возможности не имеется, более того, будучи субъектом предпринимательской деятельности, региональный оператор заинтересован в увеличении прибыли.

Комиссией установлено, что между ООО «УК «ПЖКХ» (Принципал) и АО «Татэнергосбыт» (Агент) заключен агентский договор на организацию расчетов № <…>.

В соответствии с предметом указанного договора, Агент обязуется выполнять по поручению Принципала действия, в том числе, от своего имени и за счет Принципала:

- по расчету (начислению) платы за услуги;

- по формированию и печати на бумажном носителе Единых платежных документов;

- по распределению и дальнейшему перечислению денежных средств, вносимых Потребителями на счет Агента в целях исполнения обязательств перед Принципалом по внесению платы за услуги.

 Так, 28.02.2023г. ООО «УК «ПЖКХ» в адрес АО «Татэнергосбыт» направило поручение (исх. № <…>) с целью открытия услуги «Обращение с ТКО» и произведения начислений с 01.01.2020г. за указанную услугу согласно приложенному списку адресов индивидуальных жилых строений, расположенных на территории Арского, Балтасинского, Буинского, Высокогорского, Зеленодольского, Пестречинского и Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

Комиссия Татарстанского УФАС России акцентирует внимание на то, что в направленном ООО «УК «ПЖКХ» поручении в адрес АО «Татэнергосбыт», количество проживающих (расчетных единиц) по каждому из 22 120 жилым домам по 7-ми районам Республики Татарстан указано в количестве 2 (человека).

Согласно полученным данным от ООО «УК «ПЖКХ», потребителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы начислена плата за услугу «обращение с ТКО» за период с 01.01.2020г. по 30.05.2021г. по 116 лицевым счетам. Таким образом, размер платы составил <…>руб.

В д. Соловьевка начисления по услуге «обращение с ТКО» производятся по 25 лицевым счетам. 01.04.2023г. плата предъявлена за период с 01.01.2020г. по 31.05.2023г. в размере <…> руб.

Важно подчеркнуть, что в отношении 25-ти населенных пунктов Зеленодольского района (кроме д. Малые Кургузи), в которых не организованы места (площадки) накопления ТКО, плата за услугу «обращение с ТКО» открыта также в соответствии с поручением от 28.02.2023г. по 761-м лицевым счетам.

Следовательно, с учетом доначисления с 01.01.2020г. по 761-м лицевым счетам, где количество проживающих равно 2-ум по каждому жилому дому, то размер платы за услугу «обращение с ТКО» на 01.04.2023 года составит <…> руб. Региональный оператор отмечает, что на дату 18.03.2024г. плата за услугу «обращение с ТКО» начисляется по 613-ти лицевым счетам.

По мнению Комиссии, факт выставления платы в отношении собственников домовладений, расположенных на территории вышеуказанных 25-ти населенных пунктов на основании одного поручения от 28.02.2023 с указанием некорректных данных о количестве проживающих, свидетельствует о формальном подходе регионального оператора.

Региональный оператор, фактически выявив новые источники образования ТКО, не обратился в адрес уполномоченного органа Республики Татарстан об изменении Территориальной схемы Республики Татарстан и не инициировал организацию вывоза ТКО одним из предусмотренных действующим законодательством способов, а выставил плату исходя из некорректных данных за период, когда услуга по обращению с ТКО потребителям не оказывалась, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о цели ООО «УК «ПЖКХ» извлечь монопольную выгоду за счет потребителей.

Более того, указанное ставит в неравные условия потребителей услуги по обращению с ТКО, которым оказывается услуга «обращение с ТКО» посредством мешочного сбора, по сравнению с теми потребителями, которые вынуждены осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, расположенных в близлежащих населенных пунктах.

По мнению Комиссии, изложенные обстоятельства свидетельствуют, что услуга по обращению с ТКО в рассматриваемый период потребителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, с. Русско-Марийские Ковали, д. Гремячий Ключ, д. Берновые Ковали, д. Красный Кармыш, п. Светлое Озеро, д. Соловьевка, с. Малые Ключи, д. Малые Кургузи, п. Урман, д. Русское Танаево, д. Паново, п. Прибой, д. Никольское, д. Утянгуш, д. Утяково, д. Луковское, ж/д ст. Кубня, с. Тугаево, с. Большой Кульбаш, д. Сентяк, д. Чирючи, д. Старые Ширданы, д. Селище Говядина, п. ж/р Албаба, п. Кзыл-Тан, д. Русское Исламово Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не может быть признана оказанной надлежащего качества, необходимого для удовлетворения потребности потребителей такой услуги, а действия ООО «УК «ПЖКХ» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке обращения с ТКО.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Оценив описанные выше фактические обстоятельства, а также учитывая, что потребители в рассматриваемых правоотношениях являются юридически слабой стороной, не обладающей специальными познаниями, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что Общество, используя свое доминирующее положение и начислив плату за неоказанные услуги, ущемило интересы неопределенного круга потребителей и извлекло за счет них монопольную выгоду.

Таким образом, по результатам установления обстоятельств по делу, изучив доводы сторон по делу №016/01/10-1379/2023, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в получении ООО «УК «ПЖКХ» монопольной выгоды, в следствие начисления жителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, с. Русско-Марийские Ковали, д. Гремячий Ключ, д. Берновые Ковали, д. Красный Кармыш, п. Светлое Озеро, д. Соловьевка, с. Малые Ключи, д. Малые Кургузи, п. Урман, д. Русское Танаево, д. Паново, п. Прибой, д. Никольское, д. Утянгуш, д. Утяково, д. Луковское, ж/д ст. Кубня, с. Тугаево, с. Большой Кульбаш, д. Сентяк, д. Чирючи, д. Старые Ширданы, д. Селище Говядина, п. ж/р Албаба, п. Кзыл-Тан, д. Русское Исламово Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

21 марта 2024 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1379/2023, которое было направлено ответчику ООО «УК «ПЖКХ».

21 мая 2024 года ООО «УК «ПЖКХ» в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России направило письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1379/2023 от 21.03.2024г. (вх. № 5355).

Среди прочего, ООО «УК «ПЖКХ» указывает на то, что в силу закона потребители лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, при этом они должны утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Доводы регионального оператора о законности начисления платы за неоказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям населенных населенных пунктов подтверждаются Постановлением АСПО Ф06-12833/2023 от 02.02.2024 по делу № А65-7526/2023, Постановлением АСПО Ф06-11949/2023 от 16.01.2024 по делу № А65-6949/2023, Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.11.2022 по делу № 33-9820/2022, Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 по делу № 88-2351/2023-(88-29113/2022).

Рассмотрев вышеуказанные доводы, Комиссия Татарстанского УФАС России находит их несостоятельными и не соответствующими обстоятельствам, установленным в рамках рассмотрения настоящего дела.

Комиссией Татарстанского УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела не оспаривается факт того, что cбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором.

При этом, по мнению антимонопольного органа, прежде чем начислять плату за услугу «обращение с ТКО», услуга должна оказываться в полном объеме и надлежащего качества.

Вместе с тем, согласно п. 4 санитарных правил, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В ряде случаев, когда контейнерная площадка на территории сельских поселений отсутствует, допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках) (абз. 2 п. 15 Санитарных правил).

Таким образом, законодательством не предусмотрено, что надлежащим оказанием услуг является то, что потребитель складирует ТКО в контейнерную площадку близлежайшего населенного пункта, при том, что расстояние порой составляют километры.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией на основании совокупности доказательств установлено, что региональный оператор, занимающий доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, с целью получения монопольной выгоды начислил жителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, с. Русско-Марийские Ковали, д. Гремячий Ключ, д. Берновые Ковали, д. Красный Кармыш, п. Светлое Озеро, д. Соловьевка, с. Малые Ключи, д. Малые Кургузи, п. Урман, д. Русское Танаево, д. Паново, п. Прибой, д. Никольское, д. Утянгуш, д. Утяково, д. Луковское, ж/д ст. Кубня, с. Тугаево, с. Большой Кульбаш, д. Сентяк, д. Чирючи, д. Старые Ширданы, д. Селище Говядина, п. ж/р Албаба, п. Кзыл-Тан, д. Русское Исламово Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан плату за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что свидетельствует об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей и запрещено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в ходе рассмотрения дела  ответчиком ООО «УК «ПЖКХ» не представлены документы и информация о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Принимая во внимание, что на момент вынесения настоящего решения доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «УК «ПЖКХ» не представлены, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в получении ООО «УК «ПЖКХ» монопольной выгоды, в следствие начисления жителям с. Бритвино, д. Исаково, п. Луговой, д. Русские Ширданы, с. Русско-Марийские Ковали, д. Гремячий Ключ, д. Берновые Ковали, д. Красный Кармыш, п. Светлое Озеро, д. Соловьевка, с. Малые Ключи, д. Малые Кургузи, п. Урман, д. Русское Танаево, д. Паново, п. Прибой, д. Никольское, д. Утянгуш, д. Утяково, д. Луковское, ж/д ст. Кубня, с. Тугаево, с. Большой Кульбаш, д. Сентяк, д. Чирючи, д. Старые Ширданы, д. Селище Говядина, п. ж/р Албаба, п. Кзыл-Тан, д. Русское Исламово Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Выдать ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, направленных на обеспечение баланса интересов потребителей и регионального оператора и устранение обстоятельств, которые привели к извлечению необоснованной выгоды в связи с начислением платы за неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны