Решение №04-04/3095 РЕШЕНИЕ по делу № 016/07/3-403/2023 от 31 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/3095 от 31.03.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика – <…> – [должностное лицо] (доверенность №32 от 24.03.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №6 от 10.01.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №7 от 09.01.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №72 от 02.08.2022 г.) представителя заявителя ООО "НЕФТЕГАЗЭКСПЕРТИЗА" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.03.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "НЕФТЕГАЗЭКСПЕРТИЗА" (вх. №2779 от 20.03.2022 г.) на действия заказчика ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" при проведении закупки № 32312197295 на предмет: «Ремонт турбоагрегата №2»,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения закупки №32312197295 в Единой Информационной системе в сфере закупок – 16.03.2023 года.

Начальная (максимальная) цена договора — 12 112 839,60 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке ООО "Нижнекамская ТЭЦ" утвержденным 02 февраля 2023 года, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу статьи 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке

В соответствии с пунктом 26.1 Положения Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч.3 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и настоящем Положении о закупках.

Исходя из пункта 26.3 Положения Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразделяются на:

1) осуществляемые как заранее запланированная закупка у единственного поставщика;

2) осуществляемые по причине неотложности;

3) осуществляемые у единственного поставщика по результатам ранее несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Согласно пункту 26.6 Положения Закупки у единственного поставщика по причине неотложности. Закупка у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки может осуществляться:

1) если вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

2) если вследствие чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается явная и значительная опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды либо остановки основного технологического процесса;

3) для ликвидации последствий таких чрезвычайных обстоятельств либо их предотвращения необходимы определенные товары, а применение конкурентных процедур или процедуры мелкой закупки неприемлемо вследствие отсутствия времени на их проведение;

4) заказчик не обладает аварийным (неснижаемым) запасом товаров, требуемых для устранения последствий чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы);

5) если расторгнут неисполненный договор, и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения.

Согласно доводам заявителя жалобы, заказчиком необоснованно проведена закупка у единственного поставщика, несмотря на наличие у заказчика возможности осуществить закупку конкурентным способом.

Так, заказчиком в январе 2023 года у действующих контрагентов, были запрошены коммерческие предложения по работам связанным с ремонтом турбогенератора №2, что в свою очередь свидетельствует о том, что характер работ не является срочным, учитывая тот факт, что извещение было опубликовано только 16.03.2023 года и договор заключен 21.03.2023 года.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что данная закупка была проведена на основании пп. 2 пункта 26.6 Положения, а именно ввиду необходимости неотложного ремонта турбогенератора №2.

Плановый ремонт указанного оборудования был назначен на июль 2023 года, в связи с чем и были запрошены цены у исполнителей.

Однако, согласно технологических контрольных характеристик работы турбоагрегата, начала прослеживаться негативная динамика его состояния, что ставило под угрозу его эксплуатацию до запланированного в июле 2023 ремонта.

Так, в январе 2023 года при выполнении команды Системного оператора (подтверждение резерва мощности 135 МВт) недопоставка по мощности составила 19,39 МВт (из-за увеличения количества присосов воздуха в вакуумную систему при норме – 15.8 кг/ч факт составил 55,6 кг/ч, что вызвано разгерметизацией линзового компенсатора ПСГ-1 ТГ-2, рост температуры подшипников при увеличении нагрузки).

В связи с этим в целях недопущения риска возникновения аварийного останова основного технологического процесса, 31 января 2023 было принято решение о необходимости вывода оборудования во внеплановый ремонт. Кроме того, согласно п. 260, 278 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, турбинная или газопоршневая установка должны быть отключены персоналом при отказе в работе защит или при их отсутствии в случаях, определенных инструкцией организации-изготовителя: повышения температуры любого вкладыша или колодки любого из опорных подшипников для турбинных установок сверх допустимого предела, установленного технической документацией; паротурбинная установка должна быть незамедлительно отключена персоналом в минимально возможные сроки при отказе в работе защит или при их отсутствии в случаях, указанных в пункте 260 Правил, а также в случаях: недопустимого повышения температуры любой колодки упорного подшипника.

Так как, данный турбоагрегат является источником теплоснабжения Шинного завода, который осуществляет деятельность в сфере гособоронзаказа, остановка турбины в период отрицательных температур был не возможен. Поэтому внеплановый ремонт заявлен с 20 марта 2023 для устранения присосов в вакуумную систему и ревизии подшипников и подана заявка в РДУ.

Динамика технических показателей в феврале 2023 продолжила ухудшаться, что привело к снижению максимально допустимой мощность до 97 МВт и недопоставка составила 38 МВт, что эквивалентно убытку 0,5 млн. рублей в сутки. В случае дальнейшей эксплуатации данного турбоагрегата с повышенной мощностью (свыше 97 МВт) привело бы к остановке основного технологического процесса и увеличению убытка до 1,3 млн. рублей в сутки.

В марте 2023 года негативная динамика по росту температуры подшипников сохранилась, что привело к необходимости снижения нагрузки до 82 МВт и при достижении аварийные значений температур, турбина была отключена в ремонт с 20.03.2023.

Дальнейшая эксплуатация турбины до планового ремонта (согласованного с РДУ еще в 2022 году на период с 15.07.2023 по 12.09.2023) привела бы к полному разрушению подшипников и заклиниванию ротора, и длительному останову турбины (до 6 месяцев), и существенному увеличению убытков для Заказчика в размере до 40 млн. рублей в месяц.

Таким образом, проведенная закупка явилась следствием необходимости проведения неотложного (аварийного) ремонта с целью приведения турбоагрегата в работоспособное состояние на срок до проведения планового ремонта в июле 2023.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения сторон, приходит к следующим выводам.  

Так, согласно представленным заказчиком документам, а именно «Режим работы ПТ-135-130/15 ст.№ 2» следует, что в настоящий момент техническое состояние оборудование значительно ухудшается, что в свою очередь, в случае отсутствия срочного ремонта, может привести к выходу оборудования из строя, что приведет к невозможности его эксплуатацию и оказанию соответствующих услуг.

Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что в связи с необходимостью срочного выполнения работ по ремонту, договор был заключен с ООО «Корекс групп», как с участником направившим единственное ценовое предложение, по цене 12 112 839,60 рублей.

Возможность заключения договора с единственным поставщиком, в случае необходимости проведения срочного ремонта оборудования, прямо предусмотрена Положением заказчика. Факт необходимости ремонта был подтвержден заказчиком предоставленными документами.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "НЕФТЕГАЗЭКСПЕРТИЗА" (вх. №2779 от 20.03.2022 г.) на действия заказчика ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НИЖНЕКАМСКАЯ ТЭЦ" при проведении закупки № 32312197295 на предмет: «Ремонт турбоагрегата №2», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны