Решение №АЯ-04/15290 Решение по делу № 016/07/3.2-2255/2021 от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/15290 от 30.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО "СОДРУЖЕСТВО" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №39 от 23.11.2021 г.), в присутствии представителя заявителя ИП Хайруллина А.Д. (лично), в отсутствии представителя ООО «Горизонт» - о месте и рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы заявителей ООО «Горизонт» (вх. № 14991/ж от 11.11.2021г.) и ИП Хайруллина А.Д. (вх. №14988/ж от 11.11.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО" при проведении закупки № 32110732044 (лот №2) на предмет: оказание услуг по уборке,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110732044 было размещено на официальном сайте http://etp.zakazrf.ru – 13.10.2021 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО"

Начальная (максимальная) цена договора по лоту №2 – 5 990 845,39 рублей.

Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности АО «Содружество» (далее – Положение), утвержденное решением Совета директоров АО «Содружество».

Предметом настоящей закупки является оказание услуг по комплексной уборке и санитарно-гигиеническому содержанию зданий, сооружений, прилегающих территорий зданий.

Относительно довода Заявителей о неправомерном отклонении участников закупки с идентификационными номерами №290352 и №292970.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов: декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из ч. 19.5 ст. 3.4 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

В силу ч. 19.8 ст. 3.4 Закона о закупках, декларация, предусмотренная пунктом 9 части 19.1 настоящей статьи, представляется в составе заявки участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 настоящей статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с частью 18 настоящей статьи.

На основании ч. 27 ст. 3.4 Закона о закупках, Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Так, согласно ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В соответствии с итоговым протоколом заседания постоянно действующей единой комиссии на участие в открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства, принято следующее решение о соответствии заявок:

 

Порядковый номер

ID заявки

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника

ИНН участника

4

292317

01.11.2021

14:08:10

ООО УК «ТЭКО АЛЬЯНС»

7701383788

8

293086

02.11.2021

02:18:47

ООО «Профиндустрия»

7719424019

- о несоответствии заявок:

Порядковый номер

ID заявки

Дата и время регистрации заявки

Наименование участника, ИНН

Причина несоответствия заявки

1

290352

27.10.2021 14:14:33

ИП Хайруллин Артем Джаудатович, ИНН 165718182607

не соответствует требованиям п. 7.1.9 аукционной документации (отсутствует декларация)

3

292970

01.11.2021 13:25:31

ООО «Горизонт», ИНН 2130109059

не соответствует требованиям п. 7.1.9 аукционной документации (декларация не подписана участником)

7

293076

01.11.2021 19:42:25

ИП Побединский Борис Борисович, ИНН 612502632673

не соответствует требованиям п. 7.1.9 аукционной документации (Приложение №1 и документ по форме № 5 не подписаны)

9

293092

02.11.2021 07:17:22

ООО «КлинЛайнСервис», ИНН 6311174949

не соответствует требованиям п. 7.1.9 аукционной документации (отсутствует декларация)

 

Согласно доводам жалоб, участники №290352 и №292970 считают отклонение заявки необоснованным и незаконным, т.к. соответствие участника требованиям п. 7.1.9 аукционной документации предусмотрено функционалом площадки. Кроме того, все документы, подаваемые в составе заявки, подписаны электронной цифровой подписью.

Представитель Заказчика пояснил, что пп. 2 п. 5.11.1, п. 7.6.1 Положения содержат обязанность Заказчика установить требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также обязанность участника их исполнить:

Участник должен составлять заявку на участие в конкурентной закупке по форме, установленной в предоставленной ему закупочной документации. Из текста заявки должно ясно следовать, что ее подача является принятием (акцептом) всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности Участника.

7.1.9 При представлении заявки в электронной форме документы должны быть сканированы с оригинала.

Таким образом, представитель Заказчика сообщил, что заявки участников не соответствовали требованиям, установленных в аукционной документации. В связи с чем, на основании п. 6.6.3.4 аукционной документации были отклонены.

Кроме того, представитель Заказчика указывает, что при составлении заявки коллективными участниками, у Заказчика отсутствует возможность проверки электронных подписей.

Вместе с тем, в адрес электронной торговой площадки АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» был направлен следующий запрос (исх№ВЧ-04/14794 от 19.11.2021г.):

1.         Располагают ли Заказчики технической возможностью доступа к декларациям соответствия участников закупочной процедуры?

2.         В рамках аукциона в электронной форме №32110732044 были ли поданы декларации соответствия участниками с идентификационными номерами №290352 (ИП Хайруллин А.Д.) и №292970 (ООО «Горизонт»)?

3.         В случае положительного ответа по вопросу №2, были ли подписаны ЭЦП декларации соответствия указанных участников?

4.         Располагает ли Заказчик технической возможностью проверить наличие ЭЦП на указанных документах?

Так, согласно предоставленным сведениям (вх. №15586 от 23.11.2021г.), у заказчиков в личном кабинете на электронной площадке имеется техническая возможность ознакомиться с заявкой участника закупки, в том числе с декларациями соответствия требованиям.

Кроме того, в заявке №290352 (ИП Хайруллин А.Д.), поданной в аукционе в электронной форме №32110732044 содержится декларация, поданная с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

В заявке №292970 (ООО «Горизонт»), поданной в аукционе в электронной форме №32110732044 содержится декларация, поданная с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Кроме того, участником закупки приложен файл с наименованием «Декларация соответствия.doc».

Также заместитель генерального директора АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» сообщает, что заявка участника, в том числе все приложенные к ней файлы обязательно подписываются ЭЦП, таким образом, декларации соответствия указанных участников содержат сертификат электронной подписи. Вместе с тем, у заказчиков в личном кабинете на электронной площадке имеется техническая возможность проверить наличие ЭЦП на документах, приложенных к заявке.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи", информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Также на основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи", одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

Так, заполненная участниками декларация с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки содержит необходимую информацию, которая в свою очередь подписана электронной подписью. Следовательно, такая заявка является равнозначной документу на бумажном носителе.

Между тем, согласно информации представленной площадкой, в заявках участников №290352 (ИП Хайруллин А.Д.) и №292970 (ООО «Горизонт») содержатся декларации соответствия, подписанные электронной подписью. Кроме того, Заказчики располагают технической возможностью проверить сами декларации, а также электронные подписи.

Таким образом, Комиссия принимает решение, что заявки участников №290352 (ИП Хайруллин А.Д.) и №292970 (ООО «Горизонт») соответствуют требованиям действующего законодательства, а также аукционной документации заказчика. Кроме того, указанные участники не являются коллективными, следовательно, в составе заявки отсутствуют документы, созданные иными юридическими или физическими лицами.

Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 19.8, 27 ст. 3.4. Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, пп. 2 п. 5.11.1, п. 7.6.1 Положения о закупках.

Жалобы Заявителей признаны обоснованными.

В связи с тем, что выявленные нарушения могли повилять на результаты проведения электронной процедуры, Комиссия Татарстанского УФАС решила выдать Заказчику предписание.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы заявителей ООО «Горизонт» (вх. № 14991/ж от 11.11.2021г.) и ИП Хайруллина А.Д. (вх. №14988/ж от 11.11.2021г.) на действия Заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО" при проведении закупки № 32110732044 на предмет: оказание услуг по уборке обоснованными.

Признать заказчика - АО "СОДРУЖЕСТВО" нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 19.8, 27 ст. 3.4. Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, пп. 2 п. 5.11.1, п. 7.6.1 Положения о закупках АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СОДРУЖЕСТВО".

Выдать Заказчику АО "СОДРУЖЕСТВО" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны