Решение №АЯ-08/6072 РЕШЕНИЕ по делу № 016/05/21-574/2021 о нарушении законодател... от 21 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АЯ-08/6072 от 21.05.2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/05/5-304/2021 в отношении ООО «Бахус» (420139, РТ, г. Казань, ул. Дубравная, д.5, пом. 1, ИНН 1659212432, ОГРН 1201600090328, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 14.12.2020) по факту размещения по адресу: <…>рекламы виски «JAMESON»с текстом следующего содержания: «Покупай JAMESON – получай подарки, заходи в @JAMESONCHATBOT, сканируй QR код и загружай чеки, выбирай подарки» и рекламы виски «Вallantines» с текстом «Поймай свою волну, stay true» (stay true в переводе с анг. - оставайся верным) на витрине магазина алкогольной продукции «Глобус Маркет», обращенной с текстом рекламы на пешеходную улицу Баумана, которая имеет признаки нарушения части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

– <…>по доверенности № 7/21 от 01.04.2021

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт размещения по адресу: <…> рекламы виски «JAMESON» с текстом: «Покупай JAMESON – получай подарки, заходи в @JAMESONCHATBOT, сканируй QR код и загружай чеки, выбирай подарки» и рекламы виски «Вallantines» с текстом «Поймай свою волну, stay true» (stay true в переводе с анг. - оставайся верным) на витрине магазина алкогольной продукции «Глобус Маркет», обращенной с текстом рекламы на пешеходную улицу Баумана, что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе Фотоизображения Рекламного объявление представлено ниже:

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством размещения товара (бутылок) с этикеткой на рекламных стойках, содержащих, в том числе, рекламную информацию, обращенных текстом на улицу;

- адресована неопределенному кругу лиц;

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает – сорта виски «JAMESON» и «Вallantines».

Таким образом, вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

При этом согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Исходя из положений указанных норм, на рекламу продавца алкогольной продукции распространяются требования и ограничения, установленные Законом «О рекламе» в отношении рекламы алкогольной продукции.

Размещавшаяся на витрине алкогольного магазина «Глобус Маркет» реклама виски, расположенная по адресу: <…>, направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как и несовершеннолетний, может увидеть данную рекламу на витрине указанного магазина.

08.04.2021 сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была совершена сделка по покупке в алкогольном магазине «Глобус Маркет» жевательной резинки Дирол «Bubble Gum» на сумму 24,90 рублей.

Доказательством совершения сделки являются кассовые чеки, в которых указано наименование хозяйствующего субъекта, фактически оказывающего услуги по реализации товаров, в том числе алкогольной продукции, по адресу: <…>.

Фотографии кассовых чеков представлены ниже:

Исходя из вышеуказанных кассовых чеков следует, что реализацию алкогольной продукции осуществляет ООО «Бахус» (420139, РТ, г. Казань, ул. Дубравная, д.5, пом. 1, ИНН 1659212432, ОГРН 1201600090328, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 14.12.2020).

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору, указанных в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Бахус» является - торговля розничная напитками в специализированных магазинах (47.25). Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является <…>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ГОСТ 33281-2015, виски: Спиртной напиток из зернового сырья, крепостью от 40% об. до 60% об., изготовленный купажированием висковых солодовых выдержанных дистиллятов, висковых зерновых выдержанных дистиллятов или их смеси с исправленной водой с добавлением или без добавления сахарного колера.

Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <…>, являющегося официальной страницей магазина сети алкомаркетов «Глобус»,
в подробной характеристике виски шотл. «Баллантайнс Файнест» приведено подробное описание товара с указанием региона производства: Шотландия, наименования производителя: Ballantine's, тип: купажированный, фильтрация: холодная фильтрация, выдержка:3 года, и т.д., в том числе указана крепость продукта: 40 %.

Аналогичные характеристики описаны и у виски ирланд. «Джемесон», который также содержит крепость продукта: 40 %.

Таким образом, в нарушение части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе
ООО «Бахус» рекламировало алкогольную продукцию, а именно виски «JAMESON» и «Вallantines», являющихся крепкими спиртосодержащими напитками более пяти процентов объема готовой продукции, реклама которых допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции или в дегустационных залах таких торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Бахус» осуществляет реализацию, в том числе алкогольной продукции, на территории торгового объекта – магазина «Глобус Маркет», расположенного по адресу: <…>. Реклама алкогольной продукции,
с нарушением требований Закона о рекламе, размещена ООО «Бахус» на витрине указанного магазина «Глобус Маркет».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Бахус» (420139, РТ, г. Казань,
ул. Дубравная, д.5, пом. 1, ИНН 1659212432, ОГРН 1201600090328, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 14.12.2020).

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 016/05/5-574/2021
ООО «Бахус» уведомлено надлежащим образом. 

В день заседания Комиссии представитель ООО «Бахус» по доверенности
№ 7/21 от 01.04.2021 <…> сообщила о том, что ООО «Бахус» выкуплена франшиза «Глобус Маркет» и ведется деятельность в 7 магазинах. В настоящее время нарушение устранено, а также всем администраторам (директорам) магазинов направлена информация о запрете размещения подобного объявления в витринах магазинов.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ввиду добровольного устранения нарушения и прекращения распространения рекламы на момент вынесения Комиссией решения, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 42 - 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу ООО «Бахус» с текстом: «Покупай JAMESON – получай подарки, заходи в @JAMESONCHATBOT, сканируй QR код и загружай чеки, выбирай подарки» и рекламу виски «Вallantines» с текстом «Поймай свою волну, stay true» (stay true в переводе с анг. - оставайся верным) на витрине магазина алкогольной продукции «Глобус Маркет», размещенной по адресу: <…>и обращенной с текстом рекламы на пешеходную улицу <…>, поскольку в ней нарушены требования части 2.1 статьи 21 Закона «О рекламе».

Рекламораспространителем признать ООО «Бахус» (420139, РТ, г. Казань, ул. Дубравная, д.5, пом. 1, ИНН 1659212432, ОГРН 1201600090328, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 14.12.2020).

Предписание ООО «Бахус» об устранении нарушения
части 2.1 статьи 21 Закона «О рекламе» не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года и может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны